Конспект Непрерывной образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»» Старшая группа общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
«Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»»
Старшая группа общеразвивающей направленности
Воспитатель:
Мохрякова Ольга Сергеевна
Санкт-Петербург
2019 год
Цель: Формировать умение у детей составлять описательный рассказ с помощью
рассматривания картины.
Задачи.
Образовательные:
-Совершенствовать умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине
-Учить детей произносить предложения с различной интонацией, передавать голосом радость и огорчение
-Формировать образную речь детей
-Учить устанавливать связи: место, время года, погода
-Совершенствовать монологическую речь
- Учить подбирать подходящие по смыслу определения и глаголы
Развивающие:
-Развивать связную диалогическую и монологическую речь детей
-Развивать внимание и память детей
-Развивать у детей наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже
-Развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе
-Воспитывать эстетические чувства детей, эмоциональную отзывчивость по отношению к весенней природе
-Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к произведениям искусства
Используемые технологии:
-здоровьесберегающая технология
- игровая технология
-технология сотрудничества
-технология музыкального воздействия
Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке, слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Оборудование:
-Репродукции картины И.И. Левитана «Март»;
-Музыкальная запись произведения П. И. Чайковский цикл «Времена года. Март».
-Предметная картинка: портрет И. Левитана.
Ход деятельности:
На доске выставляется репродукция картины. И портрет художника. Дети заходят в группу. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март». Дети присаживаются напротив картины И. Левитана «Март» полукругом на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение:
То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй-
Гусиная цепочка,
На земле —
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок. (В. Орлов «Март»)
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вам понравилась музыка, которая звучала, когда вы зашли?
Дети: Да понравилась.
Воспитатель: А кто помнит, как она называется?
Дети: Времена года
Воспитатель: Совершенно верно, а о каком именно времени года звучала музыка?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. Это произведение П.И. Чайковского «Март». Март –это первый месяц весны. Вы любите весну?
Дети: Да
Воспитатель: Я тоже очень люблю весну. Потому, что в это время года вся природа словно просыпается от зимнего сна. Снова оживает. И как в чудесной сказке все преображается и меняется каждый день. Дни становятся длиннее. Солнце светит ярче. Тает снег. На деревьях появляются почки, а потом листочки. Давайте попробуем описать весну и поиграем в игру «Скажи кая».
Дети вместе с воспитателем играют в дидактическую игру «Скажи какая» (Весна какая… ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине художника Исаака Ильича Левитана «Март». (воспитатель обращает внимание детей на протрет художника, а затем на картину). Внимательно рассмотрите картину. Какие краски и тона преобладают? Что происходит в природе и почему? Подумайте, о чем хотел нам рассказать художник?
Воспитатель дает детям время посмотреть на картину. Вновь звучит музыка.
Воспитатель: Скажите ребята какое время года нарисовал художник?
Дети: Весну!
Воспитатель: Почему вы так решили? По каким признакам можно определить, что здесь изображена весна?
Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце.
Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца?
Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает, когда светит солнце. От деревьев падают тени.
Воспитатель: А какое время суток изображено на картине?
Дети: День.
Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой?
Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый.
Воспитатель: Как изображен снег?
Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из-под снега где-то показалась земля – проталины. На крыше снег подтаял.
Воспитатель: Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачное, прозрачное, как будто сияет, радуется.
Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.
Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие.
Как мы можем догадаться, что он рядом?
Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник.
Воспитатель: Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?
Дети: Светлых и ярких, только в лесу краски темные.
Воспитатель: Какое настроение, какие чувства вызывает картина, когда смотрите на неё?
Дети: Радость, восторг, восхищение.
Воспитатель: Художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с описанием картины. А теперь давайте встанем и немножко подвигаемся.
Проводится физкультурная минутка «Пришла весна
«Пришла весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель: А сейчас мы составим свои рассказа по картине. Составлять рассказы мы будем по определенному плану:
- Название картины, автор.
- Время года, часть суток.
- Снег, небо, солнце.
- Деревья.
- Настроение.
Детям дается немного времени продумать рассказ.
Воспитатель: Послушайте мой рассказ: На картине “Март” Исаак Левитан изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Стоит солнечный, теплый день. Небо голубое, ясное, высокое. Воздух чист и прохладен. Весеннее солнце светит ярко. Яркими лучами солнца освещена стена дома, крыша крыльца, березы перед домом. Каждой веткой березки тянутся к теплу и свету. Снег ещё лежит везде: перед домом, на крыше крыльца, в лесу. На дороге снег уже тает и нам кажется, что вот-вот зажурчат ручьи. Местами из-под снега появились проталины.
Лишь в хвойном лесу холодно. Лежит глубокий снег. Сосны и ели стоят мрачные и хмурые.
Картина мне очень понравилась. Она вызывает чувства радости, восторга. Теперь вы.
Дети составляют по желанию рассказ (2-3 детей).
Заслушиваются рассказы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята. У вас получились очень красивые рассказы. Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да
Воспитатель :По какой картине мы сегодня составляли рассказ? Кто написал эту картину? А чей рассказ вам понравился больше всего? Почему? Оценка.
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект непосредственно образовательной деятельности СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «Лошадь с жеребёнком»
Задачи:-познакомить со словами обозначающими цвет, величину, используя антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («Познание»)- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (лошадь с жер...
Конспект непосредственной образовательной деятельности - "Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка".
Занятие по развитию речис детьми среднего дошкольного возраста"Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка". Автор: Куликова Ольга Леонидовна, воспитатель ГБДОУ №28, г....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа по игрушке в средней группе"
Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ (3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...
Составление описательного рассказа по картине «Лошади и жеребята» в старшей группе
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме «Сокровища царицы Математики» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Ход НОД:Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:...
Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....