Конспект Непрерывной образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»» Старшая группа общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мохрякова Ольга Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

«Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»»

Старшая группа общеразвивающей направленности

 

                                                 Воспитатель:

Мохрякова Ольга Сергеевна

 Санкт-Петербург

2019 год

Цель: Формировать умение у детей составлять описательный рассказ с помощью

рассматривания картины.

Задачи.

Образовательные:

-Совершенствовать умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине

-Учить детей произносить предложения с различной интонацией, передавать голосом радость и огорчение

-Формировать образную речь детей

-Учить устанавливать связи: место, время года, погода

-Совершенствовать монологическую речь

- Учить подбирать подходящие по смыслу определения и глаголы

Развивающие:

-Развивать связную диалогическую и монологическую речь детей

-Развивать внимание и память детей

-Развивать у детей наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже

-Развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.

Воспитательные:        

-Воспитывать бережное отношение к природе

-Воспитывать эстетические чувства детей, эмоциональную отзывчивость по отношению к весенней природе

-Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к произведениям искусства        

Используемые технологии:        

-здоровьесберегающая технология

- игровая технология

-технология сотрудничества

-технология музыкального воздействия

Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке, слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».

 

Оборудование:

-Репродукции картины И.И. Левитана «Март»;

-Музыкальная запись произведения П. И. Чайковский цикл «Времена года. Март».

-Предметная картинка: портрет И. Левитана.

Ход деятельности:

На доске выставляется репродукция картины. И портрет художника. Дети заходят в группу. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март». Дети присаживаются напротив картины И. Левитана «Март» полукругом на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение:

То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй-
Гусиная цепочка,
На земле —
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок. (В. Орлов «Март»)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вам понравилась музыка, которая звучала, когда вы зашли?

Дети: Да понравилась.

Воспитатель: А кто помнит, как она называется?

Дети: Времена года

Воспитатель: Совершенно верно, а о каком именно времени года звучала музыка?

Дети: Весна

Воспитатель: Правильно. Это произведение П.И. Чайковского «Март». Март –это первый месяц весны. Вы любите весну?

Дети: Да

Воспитатель: Я тоже очень люблю весну. Потому, что в это время года вся природа словно просыпается от зимнего сна. Снова оживает. И как в чудесной сказке все преображается и меняется каждый день. Дни становятся длиннее. Солнце светит ярче. Тает снег. На деревьях появляются почки, а потом листочки. Давайте попробуем описать весну и поиграем в игру «Скажи кая».

Дети вместе с воспитателем играют в дидактическую игру «Скажи какая» (Весна какая… ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине художника Исаака Ильича Левитана «Март». (воспитатель обращает внимание детей на протрет художника, а затем на картину).  Внимательно рассмотрите картину. Какие краски и тона преобладают? Что происходит в природе и почему? Подумайте, о чем хотел нам рассказать художник?

Воспитатель дает детям время посмотреть на картину. Вновь звучит музыка.

Воспитатель: Скажите ребята какое время года нарисовал художник?

Дети: Весну!

Воспитатель: Почему вы так решили?  По каким признакам можно определить, что здесь изображена весна?

Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце.

Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца?

Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает, когда светит солнце. От деревьев падают тени.

Воспитатель: А какое время суток изображено на картине?

Дети: День.

Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой?

Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый.

Воспитатель: Как изображен снег?

Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из-под снега где-то показалась земля – проталины. На крыше снег подтаял.

Воспитатель: Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем?

Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачное, прозрачное, как будто сияет, радуется.
Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.

Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие.

Как мы можем догадаться, что он рядом?

Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник.

Воспитатель: Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?
Дети: Светлых и ярких, только в лесу краски темные.

Воспитатель: Какое настроение, какие чувства вызывает картина, когда смотрите на неё?

Дети: Радость, восторг, восхищение.

Воспитатель: Художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с описанием картины. А теперь давайте встанем и немножко подвигаемся.

Проводится физкультурная минутка «Пришла весна

«Пришла весна»

Улыбаются все люди-веснавеснавесна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Воспитатель: А сейчас мы составим свои рассказа по картине.  Составлять рассказы мы будем по определенному плану:

  1. Название картины, автор.
  2. Время года, часть суток.
  3. Снег, небо, солнце.
  4. Деревья.
  5. Настроение.

Детям дается немного времени продумать рассказ.

Воспитатель: Послушайте мой рассказ: На картине “Март” Исаак Левитан изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Стоит солнечный, теплый день. Небо голубое, ясное, высокое. Воздух чист и прохладен. Весеннее солнце светит ярко. Яркими лучами солнца освещена стена дома, крыша крыльца, березы перед домом. Каждой веткой березки тянутся к теплу и свету. Снег ещё лежит везде: перед домом, на крыше крыльца, в лесу. На дороге снег уже тает и нам кажется, что вот-вот зажурчат ручьи. Местами из-под снега появились проталины.

Лишь в хвойном лесу холодно. Лежит глубокий снег. Сосны и ели стоят мрачные и хмурые.

Картина мне очень понравилась. Она вызывает чувства радости, восторга. Теперь вы.

Дети составляют по желанию рассказ (2-3 детей).

Заслушиваются рассказы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята. У вас получились очень красивые рассказы. Вам понравилось наше занятие?

Дети: Да

Воспитатель :По какой картине мы сегодня составляли рассказ? Кто написал эту картину?  А чей рассказ вам понравился больше всего? Почему? Оценка.  

Ответы детей

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непосредственно образовательной деятельности СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «Лошадь с жеребёнком»

Задачи:-познакомить со словами обозначающими цвет, величину, используя антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («Познание»)- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (лошадь с жер...

Конспект непосредственной образовательной деятельности - "Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка".

Занятие по развитию речис детьми среднего дошкольного возраста"Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка". Автор: Куликова Ольга Леонидовна, воспитатель ГБДОУ №28, г....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа по игрушке в средней группе"

Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ (3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...

Составление описательного рассказа по картине «Лошади и жеребята» в старшей группе

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....