Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)
Предупреждение дисграфии должно начинаться до начала обучения ребёнка грамоте. В профилактическу работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению прцессами письма и чтения, сенсорных функциий, пространственных представлений,слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторныхх навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgafiya._analiz_i_sintez.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Овладение письменной речью, орфографическими знаниями лежит в основе усвоения учебных программ в школе, однако, предпосылки формирования письменных навыков и умений формируются в дошкольном возрасте. Вместе с тем, педагоги отмечают, что дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Особое внимание на современном этапе при рассмотрении проблемы профилактики дисграфии уделяется речевому развитию детей с общим недоразвитием речи, поскольку в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту речевых нарушений у детей, при которых недостаточно сформированы основные компоненты речевой системы: лексическая, грамматическая, фонетико-фонематическая системы, связная речь.
Признаками (предпосылками) будущей дисграфии являются следующие :
–отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
–замены в устной речи одних речевых звуков другими;
–несформированность к старшему дошкольному возрасте наиболее простых форм фонематического анализа слов;
–несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
–несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.
Именно эти пять признаков лежат в основе каждого из пяти наиболее часто встречающихся в практике логопедической работы видов дисграфии.
Согласно классификации Лалаевой Р.И., нарушение письменной речи включает в себя 5 форм (Р.И. Лалаева, 2004)
- артикуляторно-акустическая дисграфия, связанная с нарушениями звукопроизношения, проявляется в пропусках и заменах букв, соответсвующих пропускам и заменам в устной речи;
- акустическая дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания, возникающая в следствие несформированности звукового анализа слов. При этом виде дисграфии звуки в устной речи произносятся правильно, а на письме фонетически близкие звуки заменяются сходными;
- аграмматическая дисграфия, связанная с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Данный вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста;
- оптическая дисграфия, возникающая как следствие недоразвития зрительного гнозиса и пространственных представлений. Выражается в искажениях и заменах букв на письме, особенно имеющих одинаковые элементы, или отличающиеся дополнительными элементами. Встречается также зеркальное написание
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, проявляющаяся в искажении структуры слов и предложений в виде пропусков и перестановок букв или слогов, слияния или разрыва слов.
Направления коррекционной работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР:
Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.
Для предупреждения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольника должны быть развиты следующие функции:
Развитие анализа структуры предложения.
С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются детям следующие задания:
- Определить границы предложения в тексте.
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Увеличить количество слов в предложении.
- Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова играет, улице, на мальчик).
- Составить графическую схему предложения: слова в предложении обозначаются маленькими полосками.
- По графической схеме придумать предложение.
- Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
Развитие слогового анализа и синтеза.
Для усвоения навыков чтения и письма и профилактики дисграфии большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги.
Для развития слогового анализа можно предложить следующие задания:
-Отхлопай слоги в словах
-Добавь слог
-Закончи слово
-Раз, два, три
-Слово бежало и слог потеряло
-Составь слово из слогов в беспорядке
-Добавь слог в середину слова
-Почини слова
-Определи пропущенный слог с опорой на картинку
-Слоговое домино
- Слоговое лото
-Слоговые кубики
-Слоговые домики
Для закрепления действия фонематического анализа и синтеза проводится работа с использованием следующих заданий:
-Назови гласный звук в слове
-Выдели первый (последний звук) в слове
-Разложи картинки под гласными, согласными
-Разложи картинки под цифрами
-Назови только гласные звуки в слове
-Слова читай, буквы вставляй
-Расшифруй слова
-Гласные и согласные
-Кто в домике живёт
-Поезд
-Найди квартирку для буквы
-Ребусы
-Цветик -семицветик
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...
«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»
Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....