«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»
статья по логопедии

Суханова Татьяна Викторовна

Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»

Суханова Татьяна Викторовна

учитель – логопед , МБДОУ « Детский сад №243 г.Челябинска»

Аннотация

Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии.

Коррекционная работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении . Этого можно достичь, выполняя следующие задания :

  • 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  • 2. Придумать предложение с определенным количеством слов. Работа с числовым рядом.
  • 3. Увеличить количество слов в предложении.
  • 4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  • 5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
  • 6. Определить границы предложения. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
  • 7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
  • 8. Составить предложение, используя словосочетания (например, высокие ели, широкие улицы, полная корзина и т д.)
  • 9.Прочитать текст с интонационными обозначениями границ предложения (понижение голоса, паузы)
  • 10. Списать текст с подчеркиванием заглавных букв и точек.

Развитие слогового анализа и синтеза

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.

Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи.

Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию). Для закрепления используется такой прием: логопед называет звуки, дети поднимают красный флажок, если звук гласный, и синий, если согласный.

В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова (ох, ус, да, на, дом, стул, волк). Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему слова, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы:

_ о_____, ____о____ _____ о.

Затем проводится работа на материале двух- и трехсложных слов. Рекомендуются задания:

  • 1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).
  • 2. Записать только гласные данного слова (окна -- о___а).
  • 3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  • 4. Разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Например, предлагаются картинки на двухсложные слова: «рука», «окна», «рама», «лужа», «корка», «горка», «ручка», «сумка», «каша», «астра», «луна», «кошка», «лодка». Записываются следующие схемы слов:

о_____а, о______а, ц_____а.

Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:

  • 1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  • 2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  • 3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога («сливки», «помидор», «собака»).
  • 4. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (Например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»), после выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
  • 5. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
  • 6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё, точ, лас, ка).
  • 7. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Используемая литература :

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Кн. для логопедов. М.,1991

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...