Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
консультация по логопедии по теме
Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения
для профилактики дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
у дошкольников с ОНР
Мельникова Валентина Миндыкановна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»
ЭМР Саратовской области
Энгельс 2016 г.
Игры и упражнения
для профилактики дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Механизмом дисграфии почве нарушения языкового анализа и синтеза является нарушение следующих:
анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза.
Данный вид дисграфии проявляется в следующих видах ошибок:
На уровне слова:
- пропуски согласных при их стечении (стрела-трела)
- пропуски гласных (санки-снки);
-вставка лишних букв (стол-стлол);
-перестановки букв (тропа-прота);
- добавление букв (весна-весная);
- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот).
На уровне предложения:
- Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни –быличудные дни);
- Раздельное написание слов /приставок, корня/ (Летом по реке идут пароходы – Летам пореке и дут парходы);
-запись целого предложения в виде одного «слова» (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле)
Наиболее сложной формой языкового анализа является звуковой анализ. Вследствие этого - искажения звукослоговой структуры слова.
Наблюдаются следующие ошибки:
-пропуски согласных при их стечении (диктант – «диктат»),
-пропуски гласных (собака – «сбака»), добавления гласных (скамейка – «сакамейка»), перестановки букв (окно – «коно», пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).
Направления работы по профилактике дисграфии:
- Развитие языкового анализа и синтеза:
-формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении
- Развитие слогового анализа и синтеза
- умение выделять гласные звуки в слове.
- Развитие фонематического анализа и синтеза:
-выделение звука на фоне слова,
- Вычленение звука в начале, в середине, в конце слова,
-определение количества, последовательности и места звука в слове
У каждого логопеда в арсенале имеется огромное количество игр и упражнений по развитию фонематического анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза
- Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
- Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
- Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках).
- Работа с деформированными предложениями /с опорой и без опоры на наглядность/(«гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
- Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
Развитие слогового анализа и синтеза
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
- Назвать гласные в слове.
- Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
- Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
- «Найди картинку»
Цель: деление слов на слоги
Правила игры: найти картинку, в названии которой 2 слога
- Разложить картинки на 2 группы в зависимости от количества слогов.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Здесь необходимо вспомнить аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Даниилом Борисовичем Элькониным, где за основу аналитико — синтетической работы берётся звук; главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха; т.е суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У дошкольников с нарушениями речи эта функция особенно страдает.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Упражнение для узнавания звука
- Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук;
- Подними флажок, если услышишь заданный звук;
- Найди картинку, в названии которой есть заданный звук;
- Найди на сюжетной картинке слова, в которых есть заданный звук;
- Придумай слова, в котором есть заданный звук.
Игра «Маленький ученый»
Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова
Игра «Подарки Алёнке»
Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия.
Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т.д (не подарим: слоник, утенок и т.д)
Игра «Проделки Звукоедика»
Цель: формирование навыков определения места звука в слове
Правила игры: в стране слов живет звукоедик, который питается звуками в конце слова (сосн.., ват.., книг..)
Игра «Рассели картинки в домики»
Цель: формирование навыков определения места звука в слове
Правила игры: картинки (на определенный звук) пошли гулять и заблудились, поможем расселить картинки в свои домики.
Также необходимым является различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости (предварительной работой является формирование фонематического восприятия)
С этой целью используются следующие аналогичные игры и упражнения, игры с мячом а также различные игры по типу «Логопедическое лото», у нас дети очень любят игру
Игра «Бабушкины подарки»
Цель: формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости.
Вам бабушка прислала
На подарки сто рублей.
Что хотите покупайте,
Но подарки выбирайте
Лишь со звуком [Р’] в названии.
Приготовились. Внимание!
Арбуз или мандарин?
Абрикосы или груша?
Орешки или карамель?
Брюки или свитер?
Берет или тюрбан?
Купим украшения с бриллиантом или рубином?
Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их произносит, различает согласные по твердости-мягкости, то звуковой анализ слова не вызывает особых трудностей.
Упражнения для звукового анализа и синтеза
Игра «Да-нетка» по технологии ТРИЗ-РТВ
Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Правила игры: логопед выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет»
-это живое (да)
-это человек (нет)
-это летает (да)
-это птица? (нет)
-это муха? (да)
Игра «Отгадай загадку»
Цель: формирование навыка звукового анализа слова
Правила игры: логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.
Игра «Подбери слово к схеме» по технологии ТРИЗ (круги Луллия)
Цель: формирование навыка звукового анализа слова.
Правила игры: дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.
Игра «Составь слово»
Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- выделять начальный звук в слове.
- синтезировать слова из заданных звуков.
- составлять звуковую схему слова.
- учить обозначать звук буквой.
Таким образом, данные игры и упражнения являются предупреждением возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, что положительно скажется на уроках письма и наши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами первоклассника.
Литература.
- Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [Р] [Р‘]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-6 лет. М.:ТЦ Сфера, 2014.
- Головачева Л.М. Нарушения письма и чтения: Интенсивный курс коррекционных занятий для детей 6-8 лет. Саратов: СГСЭУ, 2007.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: ВЛАДОС, 1997.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. М.: Сфера, 2015.
Интернет-ресурсы.
http://www.maam.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в искажениях структуры слова и предложения .
Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Д.Б. Эльконин
Модель думания о звуке игра «Маленький ученый » Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова.
Характеристика звуков детьми
Игра «Рассели картинки в домики» Цель: формирование навыков определения места звука в слове
«Логопедическое лото» Цель: Дифференциация звуков п о глухости-звонкости
«Бабушкины подарки» Цель : формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости, развитие фонематического восприятия.
Цель : формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели. «Да- нетка »
Игра «Отгадай загадку» Цель: формирование навыка звукового анализа слова В лесу живет известная плутовка, Обхитрит и обманет всех ловко, Обладательница рыжего хвоста. Кто же это? Хитрая …
Звуковые схемы слов в проекте «Сказка в песочнице»
«Круги Луллия » Цель : формирование навыков звукового анализа слова .
Игра «СОСТАВЬ СЛОВО » Цель игры : развитие звукового анализа и синтеза. Задачи : - выделять начальный звук в слове. - синтезировать слова из заданных звуков. - составлять звуковую схему слова. - учить обозначать звук буквой.
Презентацию подготовила Мельникова Валентина Миндыкановна , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» Энгельсского муниципального района Саратовской области Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
Предупреждение дисграфии должно начинаться до начала обучения ребёнка грамоте. В профилактическу работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормаль...
«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»
Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....