Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
консультация по логопедии по теме

Мельникова Валентина Миндыкановна

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

для профилактики дисграфии

на почве нарушения языкового анализа и синтеза

у дошкольников с ОНР

Мельникова Валентина Миндыкановна

учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

ЭМР Саратовской области

Энгельс 2016 г.

Игры и упражнения

для профилактики дисграфии на почве нарушения

языкового анализа и синтеза

        Механизмом дисграфии почве нарушения языкового анализа и синтеза является нарушение следующих:

анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза.

        Данный вид дисграфии проявляется в следующих видах ошибок:

На уровне слова:

- пропуски согласных при их стечении (стрела-трела)

- пропуски гласных (санки-снки);

-вставка лишних букв (стол-стлол);

-перестановки букв (тропа-прота);

- добавление букв (весна-весная);

- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот).

На уровне предложения:

- Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни –быличудные дни);

- Раздельное написание слов /приставок, корня/ (Летом по реке идут пароходы – Летам пореке и дут парходы);

-запись целого предложения в виде одного «слова» (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле)

Наиболее сложной формой языкового анализа является звуковой анализ. Вследствие этого - искажения звукослоговой структуры слова.

Наблюдаются следующие ошибки:

-пропуски согласных при их стечении (диктант – «диктат»),

-пропуски гласных (собака – «сбака»), добавления гласных (скамейка – «сакамейка»), перестановки букв (окно – «коно»,  пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Направления работы по профилактике дисграфии:

  • Развитие языкового анализа и синтеза:
    -формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

  • Развитие слогового анализа и синтеза
    - умение выделять гласные звуки в слове.

  • Развитие фонематического анализа и синтеза:
    -выделение звука на фоне слова,
    - Вычленение звука в начале, в середине, в конце слова,
    -определение количества, последовательности и места звука в слове

       У каждого логопеда в арсенале имеется огромное количество игр и упражнений по развитию фонематического анализа и синтеза.

Развитие языкового анализа и синтеза

  • Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
  • Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
  • Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках).
  • Работа с деформированными предложениями /с опорой и без опоры на наглядность/(«гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
  • Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).

         

            Развитие слогового анализа и синтеза

  • Отхлопать  или   отстучать  слово   по  слогам   и  назвать  их количество.
  • Выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  • Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
  • Назвать гласные в слове.
  • Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  • Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

  • «Найди картинку»
    Цель: деление слов на слоги

Правила игры: найти картинку, в названии которой 2 слога

  • Разложить картинки на 2 группы в зависимости от количества слогов.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

       Здесь необходимо вспомнить аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Даниилом Борисовичем Элькониным, где за основу аналитико — синтетической работы берётся звук; главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха; т.е суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.

        Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У дошкольников с нарушениями речи эта функция особенно страдает.

        Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Упражнение для узнавания звука

  • Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук;
  • Подними флажок, если услышишь заданный звук;
  • Найди картинку, в названии которой есть заданный звук;
  • Найди на сюжетной картинке слова, в которых есть заданный звук;
  • Придумай слова, в котором есть заданный звук.

Игра «Маленький ученый»

Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова

Игра «Подарки Алёнке»

Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия.

Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т.д (не подарим: слоник, утенок и т.д)

Игра «Проделки Звукоедика»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: в стране слов живет звукоедик, который питается звуками в конце слова (сосн.., ват.., книг..)

Игра «Рассели картинки в домики»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: картинки (на определенный звук) пошли гулять и заблудились, поможем расселить картинки в свои домики.

         Также необходимым является различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости (предварительной работой является формирование фонематического восприятия)

С этой целью используются следующие  аналогичные игры и упражнения, игры с мячом а также различные игры по типу «Логопедическое лото», у нас дети очень любят игру

Игра «Бабушкины подарки»

Цель: формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Вам  бабушка прислала

На подарки сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но подарки выбирайте

Лишь со звуком  [Р’] в названии.

Приготовились. Внимание!

Арбуз или мандарин?

Абрикосы или груша?

Орешки или карамель?

Брюки или свитер?

Берет или тюрбан?

Купим украшения с бриллиантом  или рубином?

      Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их произносит, различает согласные по твердости-мягкости, то звуковой  анализ слова не вызывает особых трудностей.

Упражнения для звукового анализа и синтеза

Игра «Да-нетка» по технологии ТРИЗ-РТВ

Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели.

Правила игры: логопед выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет»

-это живое (да)

-это человек (нет)

-это летает (да)

-это птица? (нет)

-это муха? (да)

Игра «Отгадай загадку»

Цель: формирование навыка звукового анализа слова

Правила игры: логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Игра «Подбери слово к схеме» по технологии ТРИЗ (круги Луллия)

Цель: формирование навыка звукового анализа слова.

Правила игры: дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.

Игра «Составь слово»

Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи:

- выделять начальный звук в слове.

- синтезировать слова из заданных звуков.

- составлять звуковую схему слова.

- учить обозначать звук буквой.

       Таким образом, данные игры и упражнения являются предупреждением возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, что положительно скажется на уроках письма и наши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами  первоклассника.

Литература.

  1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [Р] [Р‘]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-6 лет. М.:ТЦ Сфера, 2014.

  1. Головачева Л.М. Нарушения письма и чтения: Интенсивный курс коррекционных занятий для детей 6-8 лет. Саратов: СГСЭУ, 2007.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: ВЛАДОС, 1997.

  1. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. М.: Сфера, 2015.

Интернет-ресурсы.

http://nsportal.ru/

http://www.maam.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР Мельникова Валентина Миндыкановна , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Слайд 2

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в искажениях структуры слова и предложения .

Слайд 4

Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Д.Б. Эльконин

Слайд 5

Модель думания о звуке игра «Маленький ученый » Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова.

Слайд 6

Характеристика звуков детьми

Слайд 7

Игра «Рассели картинки в домики» Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Слайд 8

«Логопедическое лото» Цель: Дифференциация звуков п о глухости-звонкости

Слайд 9

«Бабушкины подарки» Цель : формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости, развитие фонематического восприятия.

Слайд 10

Цель : формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели. «Да- нетка »

Слайд 11

Игра «Отгадай загадку» Цель: формирование навыка звукового анализа слова В лесу живет известная плутовка, Обхитрит и обманет всех ловко, Обладательница рыжего хвоста. Кто же это? Хитрая …

Слайд 12

Звуковые схемы слов в проекте «Сказка в песочнице»

Слайд 13

«Круги Луллия » Цель : формирование навыков звукового анализа слова .

Слайд 14

Игра «СОСТАВЬ СЛОВО » Цель игры : развитие звукового анализа и синтеза. Задачи : - выделять начальный звук в слове. - синтезировать слова из заданных звуков. - составлять звуковую схему слова. - учить обозначать звук буквой.

Слайд 15

Презентацию подготовила Мельникова Валентина Миндыкановна , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» Энгельсского муниципального района Саратовской области Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Предупреждение дисграфии должно начинаться до начала обучения ребёнка грамоте. В профилактическу работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормаль...

«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»

Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....