Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений письма, а со второй, как коррекционные мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_2021-22.docx | 752.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАРАЕВА М.В., логопед,
СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»
г. Санкт – Петербург
Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая работа над развитием слогового анализа и синтеза.
(методические разработки)
Особый интерес к изучению и способу коррекции дисграфии, несомненно связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших навыков в жизни человека – письма. За последнее время, даже не смотря на появление и внедрение новых педагогических методов и технологий, специалисты (учителя, логопеды, психологи, неврологи) констатируют рост числа детей, испытывающих те или иные затруднения в процессе школьного обучения. Отмечается также усложнение структуры нарушений речевого развития, так называемая – сочетанная речевая патология.
Среди детей младшего, а иногда среднего школьного возраста, поступающих на реабилитационное лечение в наш санаторий, многие имеют в своем анамнезе те или иные виды неврологической патологии: постнатальная энцефалопатия (ПЭП); астено – невротический синдром (АНС); синдром гиперактивности и нарушения внимания (СДВГ); задержка речевого развития (ЗРР); задержка психо – моторного развития (ЗПМР) и пр. Все эти неврологические «картины», как правило, имеют стойкий характер и нуждаются в постоянном наблюдении со стороны невролога, и кроме этого, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а также на эффективность его обучения в целом. Диапазон нарушений довольно многообразен, однако чаще всего встречается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Как известно, данная форма речевой патологии может выражаться на разном уровне: анализ текста на предложения; анализ предложений на слова; слоговой анализ и синтез и фонематический анализ и синтез слов.
Хочется остановиться на одном из проявлений данной дисграфии – нарушение слогового анализа и синтеза. Как правило, это нарушение письменной речи выражается в следующем:
- пропуск слогов в слове: «ста» - стала; «мана» - машина
- перестановка слогов в слове: «памана» - панама; «батоло» - болото
- добавление слогов в слово: «коророва» - корова; «прилетелала» - прилетела
Многолетний опыт и наблюдение за детьми с вышеуказанными ошибками, показывает, что слоговые нарушения «идут рука об руку» с нарушениями фонематического анализа и синтеза и, входят в термин «нарушение звуко – слоговой структуры слова». К сожалению, как правило, самому слоговому анализу и синтезу слов уделяется незначительное время на занятиях, т.к. эти ошибки «заслоняются» нарушенной фонематикой. Однако, хорошее знание и владение ребенком именно слоговым анализом, на мой взгляд, образует надежный «фундамент» умений анализировать и синтезировать различные единицы родного языка, что в итоге должно привести к качественному овладению навыком письма.
Используемая литература:
- .Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
- Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте».
- И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников».
- Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Дифференциальная диагностика
и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».
- Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
- А.Н.Корнев «Нарушения чтения и письма у детей».
- Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей».
- Хрестоматия по логопедии, том 2.Ст. О.А.Токаревой «Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии).
- Е.Е.Семенова «Занимательная грамматика».
- З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
«Логопедическая работа над развитием слогового анализа и синтеза»
В работе над слоговой структурой слова полезно и оправдано использовать максимальное количество приемов работы, что способствует повышению мотивации и снижению негативизма (за счет смены видов деятельности ребенка и подключения дополнительных сенсорных стимулов).
Как отмечается многими авторами, работающими с такими детскими проблемами, для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы: оптико-пространственная ориентация, темпо - ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов [ Дедюхина Г.В., 2006]. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. В коре головного мозга близко расположены зоны, отвечающие за движения пальцев рук и органов артикуляционного аппарата, следовательно, возбуждение одной зоны приводит к возбуждению другой.
Упражнения и игры, сочетающие межанализаторные связи:
- Упражнение «Аппликатор Кузнецова». Проговаривание слогов с использованием аппликатора Кузнецова: прижатие подушечек пальцев к звездочкам с одновременным произнесением слогов. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов b с попеременным ударением.
- Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихотворения, отхлопывая (отстукивая) ритм руками ребенка.
- Упражнение «Соотнесение рядов». Произнести столько раз сочетание гласных (поначалу совместно со взрослым), сколько зубочисток (камушков, макарон) лежит на столе. Сочетания гласных: АУ, ОА, ИА.
Основные приемы воспроизведение слоговой структуры слова с использованием двигательных опор.
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу).
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным нажиманием пальцем на коврики - аппликаторы (Кузнецова, Ляпко).
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным покалыванием пальцев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором Ляпко.
- Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-Джок.
- Называние картинок с одновременным втыканием канцелярских скрепок в деревянную дощечку.
- Называние картинок с одновременным прикреплением бельевых прищепок к картону, к бельевой веревке.
- Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков». Используются различные материалы: мозаика, зубочистки, счетные палочки, макароны, окрашенные ватные палочки, камешки, ракушки и т. п.
- Произнесение слов, называние картинок, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй — высоким.
- Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка = слово).
Параллельно с вышеизложенным, логопедическая работа направляется на развитие умения ребенка выделять гласные звуки в слове, а также на знание и использование основного правила слогового деления (количество гласных в слове соответствует количеству слогов). Обязательно внимание ребенка акцентируется на следующих признаках согласных и гласных:
- артикуляторный признак (при произнесении согласного звука во рту имеется преграда /смычка, щель/, а при произнесении гласных, преград нет);
- акустический признак (гласный состоит из голоса, его можно тянуть и петь; согласный состоит из голоса и шума – звонкие или только из шума – глухие);
- функциональный признак (гласные – слогообразующие звуки).
Вводится понятие «схема слова»; разъясняется как ей пользоваться и заполнять при необходимости:
Начало слова (первый звук/буква) | Середина слова (НЕ первый и НЕ последний звук/буква) | Конец слова (последний звук/буква) |
Д О М
Д | О | М |
К О Ш К А
К | О Ш К | А |
Упражнения:
- Выделение гласного на фоне слога. Работа возможна: с опорой на схему; устно; письменно (записывается цифра, соответствующая месту заданного звука в слоге).
- Определить место гласного в слоге (первое, второе, третье место);
АН : А____ ; начало слога; «1».
ГНЫ: ____Ы; конец слога; «3»;
КОГ: __О__; середина слога; «2».
- Придумать слог с заданным гласным звуком на первом, втором, третьем месте.
- Выделение гласного из слова
- «Выдели гласный из слова. Составь схему»
односложные слова
УС ТЫ НОС
У |
|
|
| Ы |
| О |
дву – и трёхсложные слова
КАША КАНАВА
| А | А |
| А А | А |
слова со стечением согласных
СТОЛ КРЫША ИГОЛКА
О |
| Ы | А | И | О | А |
- Подобрать к схемам предметные картинки. Примечание: произнесение названия картинки соответствует написанию.
О |
| Ы |
| О |
О | Ы | У | А |
| О | Ы |
- Определить место гласного в слове (начало, конец или середина). Работа возможна: с опорой на схему; устно; письменно (записывается цифра, соответствующая месту заданного звука в слове).
«Определи, где находится звук У»
У | У | У | У |
середина, конец слова; середина слова; начало слова;
«5,7» «4» «1»
- Самостоятельно придумать слова /подобрать предметные картинки к данным схемам.
А | А | О |
| А |
| И | А |
(МАСКА, КАШКА) (ОКНА, ОГРАДА) (МАРИНА, КАЛИНА)
- Игра «Паровозик – слоговозик»». распределить по «вагончикам» предметные картинки, в зависимости от количества слогов.
- Сосчитать количество слогов в данном слове / предъявленной предметной картинке – поднять/ записать соответствующую цифру.
- Заполнить таблички – лесенки / провести стрелочки. Назвать / записать посуду (цветы, транспорт, одежда и пр.), в названии которой есть заданное количество слогов.
слова для темы «Посуда»: ЧАЙНИК, СКОВОРОДА, НОЖ, КАСТРЮЛЯ
| |||
| |||
- Игра «Расшифруй слово»
- Назови картинки; найди первые слоги в названиях; назови эти слоги по порядку и «расшифруй» слово
/ МАКАР/
/ КИСКА/
- Назови картинки; найди вторые слоги в названиях; назови эти слоги по порядку и «расшифруй» слово
/ СОСКА/
/ЛАРИСА/
- Определи пропущенный слог с помощью предметной картинки
. . Ж И . . . Т У С
. . . Р О Ж О К . . Р А Б А Н
- Назвать / записать предложение, произнесенное по слогам.
НА У – ЛИ – ЦЕ НА – ЧАЛ – СЯ ДОЖ – ДИК.
В СИ – НЕМ НЕ – БЕ ЯР – КО СВЕ – ТИТ СОЛ – НЫШ – КО.
- Игра «Перевертыши».
- Упражнение со зрительной опорой на запись. Прочитать слова, определить и назвать все слоги. Поменять слоги местами и записать получившееся новое слово:
НАШИ – ШИНА, НАСОС – СОСНА, КАБАН – БАНКА
- Упражнение без зрительной опоры на запись. Поменяй слоги местами и запиши получившееся слово
ПАЛИ - липа, КАПАЛ - палка, ТЫКУС - кусты, МАЯ - яма, ЛАМЕТ - метла, НИКЛЫЖ - лыжник, ДЫШЛАН - ландыш, ЖАЛУ - лужа, МАДО - дома, ЛЯКО - Коля, ТИНОГ - ногти, БАТРУ - труба, ДУХВОЗ - воздух, ПОТКОМ - компот
- Из перепутанных слогов составить слово
- Упражнение со зрительной опорой на запись / слоги записываются или выкладываются/ с проговариванием
РИ , ЦА , КУ – курица , КА , НЕЙ, ЛИ – линейка
- Игра «Решеточка». Прочитай слоги, записанные в решеточке. Составь из слогов слова. Один и тот же слог может быть в разных словах и даже в одном слове два раза.
Составь слова из слогов | ||
лам | ши | поч |
ка | ма | кос |
на | точ | ра |
(лампочка, точка, рана, шина, почка, косточка, машина, маточка)
- «Узнай слово». Дописать слово, вставляя вместо черточки пропущенный слог:
_____ РОД (народ), ТИШИ _____ (тишина), КО _____ ВА (корова)
- Из записанного / услышанного/ предложения все слова распределить по таблице.
Например,:
Мой старший брат работает на обувной фабрике.
1 слог | 2 слога | 3 слога | 4 слога |
мой | стар - ший | о – був – ной (*) | ра – бо – та - ет |
брат | фаб – ри - ке | ||
на |
(*) – обратить внимание ребенка на различие в выполнении заданий «разделить слово на слоги» и «разделить слово на слоги для переноса». Данное слово «обувной» имеет три слога, но перенести его можно только единственным способом, т.к. одну букву не оставляют на строчке и не переносят.
- Самостоятельно придумать и назвать /записать в таблицу/ слова с одним, двумя, тремя и т.д. слогами.
1 слог | 2 слога | 3 слога | 4 слога |
Далее проводится формирование слогового анализа и синтеза в умственном плане, т.е. слоговой анализ осуществляется без проговаривания слова вслух.
- Разложить картинки под цифрами (название вслух не проговаривается).
- Выбрать картинки с названиями из двух /трех, четырех/ слогов из ряда.
- Придумать слово с заданным слогом в начале (конце) слова:
ПА - ПА, ПА - РОМ, ПА - РАД
ПА
ЛА - ПА, СТО - ПА, ЛИ - ПА
- Игра «Построй лесенку». Придумать / записать новые слова, добавляя к данному слогу 1,2,3 других слога.
БА - НЯ
БА БА – РА - БАН
БА – РА – БУЛЬ – КА
- Превратить односложное слово в двусложное (по образцу):
КЛЮЧ – клю – чик
ДОМ – до – мик
- «Добавить» слог и получить новое слово.
СОЛО … ( солома), …БЕДА ( ябеда), МА …. НА (малина. машина)
- Придумать ряд слов так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом следующего слова.
НОГА – ГАЗЕТА – ТАРА – РАДИО – ОВОЩИ – ЩИ
- Составить / записать/ предложение, в котором все слова имеют заданное количество слогов.
Например (2 слога) : Ут – ром де – ти е – ли ка – шу.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....
Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
коррекция дисгарфии у детей дошкольного возраста на почвуе анрушения языковго анализа и синтеза...