Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Гараева Марианна Владимировна

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений письма, а со второй, как коррекционные мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_2021-22.docx752.01 КБ

Предварительный просмотр:

        ГАРАЕВА М.В., логопед,

СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

г. Санкт – Петербург

Некоторые направления логопедической работы                                                             при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая работа над развитием слогового анализа и синтеза.

(методические разработки)

         Особый интерес к изучению и способу коррекции дисграфии, несомненно связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших навыков в жизни человека – письма. За последнее время, даже не смотря на появление и внедрение новых педагогических методов и технологий, специалисты (учителя, логопеды, психологи, неврологи) констатируют рост числа детей, испытывающих те или иные затруднения в процессе школьного обучения. Отмечается также усложнение структуры нарушений речевого развития, так называемая – сочетанная речевая патология.

         Среди детей младшего, а иногда среднего школьного возраста, поступающих на реабилитационное лечение в наш санаторий, многие имеют в своем анамнезе те или иные виды неврологической патологии: постнатальная энцефалопатия (ПЭП); астено – невротический синдром (АНС); синдром гиперактивности и нарушения внимания (СДВГ); задержка речевого развития (ЗРР); задержка психо – моторного развития (ЗПМР) и пр. Все эти неврологические «картины», как правило, имеют стойкий характер и нуждаются в постоянном наблюдении со стороны невролога, и кроме этого, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а также на эффективность его обучения в целом. Диапазон нарушений довольно многообразен, однако чаще всего встречается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Как известно, данная форма речевой патологии может выражаться на разном уровне: анализ текста на предложения; анализ предложений на слова; слоговой анализ и синтез и фонематический анализ и синтез слов.

         Хочется остановиться на одном из проявлений данной дисграфии – нарушение слогового анализа и синтеза. Как правило, это нарушение письменной речи выражается в следующем:

  • пропуск слогов в слове: «ста» - стала; «мана» - машина
  • перестановка слогов в слове: «памана» - панама; «батоло» - болото
  • добавление слогов в слово: «коророва» - корова; «прилетелала» - прилетела

         Многолетний опыт и наблюдение за детьми с вышеуказанными ошибками, показывает, что слоговые нарушения «идут рука об руку» с нарушениями фонематического анализа и синтеза и, входят в термин «нарушение звуко – слоговой структуры слова». К сожалению, как правило, самому слоговому анализу и синтезу слов уделяется незначительное время на занятиях, т.к. эти ошибки «заслоняются» нарушенной фонематикой. Однако, хорошее знание и владение ребенком именно слоговым анализом, на мой взгляд, образует надежный «фундамент» умений анализировать и синтезировать различные единицы родного языка, что в итоге должно привести к качественному овладению навыком письма.

Используемая литература:

  1. .Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
  1. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте».
  1. И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников».
  1. Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Дифференциальная диагностика

и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».

  1. Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
  2. А.Н.Корнев «Нарушения чтения и письма у детей».
  3. Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей».
  4. Хрестоматия по логопедии, том 2.Ст. О.А.Токаревой «Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии).
  5. Е.Е.Семенова «Занимательная грамматика».
  6. З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

«Логопедическая работа над развитием слогового анализа и синтеза»

         В работе над слоговой структурой слова полезно и оправдано использовать максимальное количество приемов работы, что способствует повышению мотивации и снижению негативизма (за счет смены видов деятельности ребенка и подключения дополнительных сенсорных стимулов).

         Как отмечается многими авторами, работающими с такими детскими проблемами, для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы: оптико-пространственная ориентация, темпо - ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов [ Дедюхина Г.В., 2006]. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. В коре головного мозга близко расположены зоны, отвечающие за движения пальцев рук и органов артикуляционного аппарата, следовательно, возбуждение одной зоны приводит к возбуждению другой.

Упражнения и игры, сочетающие межанализаторные связи:

  • Упражнение «Аппликатор Кузнецова». Проговаривание слогов с использованием аппликатора Кузнецова: прижатие подушечек пальцев к звездочкам с одновременным произнесением слогов. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов b с попеременным ударением.
  • Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихотворения, отхлопывая (отстукивая) ритм руками ребенка.
  • Упражнение «Соотнесение рядов». Произнести столько раз сочетание гласных (поначалу совместно со взрослым), сколько зубочисток (камушков, макарон) лежит на столе. Сочетания гласных: АУ, ОА, ИА.

Основные приемы воспроизведение слоговой структуры слова с использованием двигательных опор.

  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу).
  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.
  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным нажиманием пальцем на коврики - аппликаторы (Кузнецова, Ляпко).
  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным покалыванием пальцев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором Ляпко.
  • Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-Джок.
  • Называние картинок с одновременным втыканием канцелярских скрепок в деревянную дощечку.
  • Называние картинок с одновременным прикреплением бельевых прищепок к картону, к бельевой веревке.
  • Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков». Используются различные материалы: мозаика, зубочистки, счетные палочки, макароны, окрашенные ватные палочки, камешки, ракушки и т. п.
  • Произнесение слов, называние картинок, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй — высоким.
  • Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка = слово).

         Параллельно с вышеизложенным, логопедическая работа направляется на развитие умения ребенка выделять гласные звуки в слове, а также на знание и использование основного правила слогового деления (количество гласных в слове соответствует количеству слогов). Обязательно внимание ребенка акцентируется на следующих признаках согласных и гласных:

  • артикуляторный признак (при произнесении согласного звука во рту имеется преграда /смычка, щель/, а при произнесении гласных, преград нет);
  • акустический признак (гласный состоит из голоса, его можно тянуть и петь; согласный состоит из голоса и шума – звонкие или только из шума – глухие);
  • функциональный признак (гласные – слогообразующие звуки).

Вводится понятие «схема слова»; разъясняется как ей пользоваться и заполнять при необходимости:

 Начало слова

(первый звук/буква)

Середина слова

(НЕ первый и НЕ последний звук/буква)

Конец слова

(последний звук/буква)

                                                 Д О М

Д

О

М

                                             К О Ш К А

К

О  Ш  К

А

Упражнения:

  1. Выделение гласного на фоне слога. Работа возможна: с опорой на схему; устно; письменно (записывается цифра, соответствующая месту заданного звука в слоге).
  • Определить место гласного в слоге (первое, второе, третье место);

АН :  А____ ; начало слога; «1».

ГНЫ: ____Ы; конец слога; «3»;

КОГ: __О__; середина слога; «2».

  • Придумать слог с заданным гласным звуком на первом, втором, третьем месте.

  1. Выделение гласного из слова
  • «Выдели гласный из слова. Составь схему»

односложные слова

       УС                                         ТЫ                                       НОС

 У

 

 

 

 Ы

 

 О

     

         

 

дву – и трёхсложные слова

 КАША                                     КАНАВА

 

  А

  А

             

  А А

  А

слова со стечением согласных

            СТОЛ                                        КРЫША                         ИГОЛКА

  О

 

  Ы

  А

  И

  О

 А

  1. Подобрать к схемам предметные картинки. Примечание: произнесение названия картинки соответствует написанию.

 О

 

 Ы

 

О

C:\Users\Dmitrieva\Downloads\кот.jpg                   C:\Users\Dmitrieva\Downloads\сыр.jpg                C:\Users\Dmitrieva\Downloads\слон.jpg

О

  Ы

 У

 А

 

 О

 Ы

C:\Users\Dmitrieva\Downloads\осы.png                    C:\Users\Dmitrieva\Downloads\утка картинка.png                      C:\Users\Dmitrieva\Downloads\розы.jpg

  1. Определить место гласного в слове (начало, конец или середина). Работа возможна: с опорой на схему; устно; письменно (записывается цифра, соответствующая месту заданного звука в слове).

«Определи, где находится звук У»

      C:\Users\Dmitrieva\Downloads\кенгуру картинка.jpg                          C:\Users\Dmitrieva\Downloads\капуста картинка.png                      C:\Users\Dmitrieva\Downloads\утка картинка.png

 У

 У

 У

 У

середина, конец слова;            середина слова;                     начало слова;

                «5,7»                                   «4»                                      «1»

  1. Самостоятельно придумать слова /подобрать предметные картинки к данным схемам.

 А

 А

  О

 

  А

 

 И

 А

(МАСКА, КАШКА)                (ОКНА, ОГРАДА)            (МАРИНА, КАЛИНА)

  1. Игра «Паровозик – слоговозик»». распределить по «вагончикам» предметные картинки, в зависимости от количества слогов.

C:\Users\Dmitrieva\Downloads\тапки.jpg  C:\Users\Dmitrieva\Downloads\яблоко.jpg  C:\Users\Dmitrieva\Downloads\рыба.png    C:\Users\Dmitrieva\Downloads\дом.jpg      C:\Users\Dmitrieva\Downloads\бык.jpg    C:\Users\Dmitrieva\Downloads\ворота.jpg

  1. Сосчитать количество слогов в данном слове / предъявленной предметной картинке – поднять/ записать соответствующую цифру.
  2. Заполнить таблички – лесенки / провести стрелочки. Назвать / записать посуду (цветы, транспорт, одежда и пр.), в названии которой есть заданное количество слогов.

слова для темы «Посуда»: ЧАЙНИК, СКОВОРОДА, НОЖ, КАСТРЮЛЯ

                                     

         

  1. Игра «Расшифруй слово»
  • Назови картинки; найди первые слоги в названиях; назови эти слоги по порядку и «расшифруй» слово

       C:\Users\Dmitrieva\Downloads\машина.jpg             C:\Users\Dmitrieva\Downloads\картины.jpg

/ МАКАР/

                      C:\Users\Dmitrieva\Downloads\кисточки.jpg                     C:\Users\Dmitrieva\Downloads\канаты.jpg

/ КИСКА/

  • Назови картинки; найди вторые слоги в названиях; назови эти слоги по порядку и «расшифруй» слово

          C:\Users\Dmitrieva\Downloads\насос.jpg            C:\Users\Dmitrieva\Downloads\белка.jpg

/ СОСКА/

C:\Users\Dmitrieva\Downloads\КУКЛА.jpg     C:\Users\Dmitrieva\Downloads\КУРИЦА.jpg         C:\Users\Dmitrieva\Downloads\ЛИСА.png

/ЛАРИСА/

  1. Определи пропущенный слог с помощью предметной картинки

                         .    .   Ж  И                                   .   .   .   Т У С

          C:\Users\Dmitrieva\Downloads\ЛЫЖИ.jpg                               C:\Users\Dmitrieva\Downloads\кактус.jpg

           

       .   .   .   Р О Ж О К                          .   .   Р А Б А Н

C:\Users\Dmitrieva\Downloads\ПИРОЖОК.jpg                               C:\Users\Dmitrieva\Downloads\БАРАБАН.jpg     

  1.  Назвать / записать предложение, произнесенное по слогам.

НА   У – ЛИ – ЦЕ   НА – ЧАЛ – СЯ   ДОЖ – ДИК.

В   СИ – НЕМ   НЕ – БЕ   ЯР – КО   СВЕ – ТИТ   СОЛ – НЫШ – КО.

  1.  Игра «Перевертыши».
  • Упражнение со зрительной опорой на запись. Прочитать слова, определить и назвать все слоги. Поменять слоги местами и записать получившееся новое слово:

НАШИ – ШИНА, НАСОС – СОСНА, КАБАН – БАНКА

  • Упражнение без зрительной опоры на запись. Поменяй слоги местами и запиши получившееся слово

ПАЛИ - липа, КАПАЛ - палка, ТЫКУС - кусты, МАЯ - яма, ЛАМЕТ - метла, НИКЛЫЖ - лыжник, ДЫШЛАН - ландыш, ЖАЛУ - лужа, МАДО - дома, ЛЯКО - Коля, ТИНОГ - ногти, БАТРУ - труба,   ДУХВОЗ - воздух, ПОТКОМ - компот

  1. Из перепутанных слогов составить слово
  • Упражнение со зрительной опорой на запись / слоги записываются или выкладываются/ с проговариванием

РИ , ЦА , КУ – курица , КА , НЕЙ, ЛИ – линейка

  • Игра «Решеточка». Прочитай слоги, записанные в решеточке. Составь из слогов слова. Один и тот же слог может быть в разных словах и даже в одном слове два раза.

Составь слова из слогов

лам

ши

поч

ка

ма

кос

на

точ

ра

(лампочка, точка, рана, шина, почка, косточка, машина, маточка)

  1. «Узнай слово». Дописать слово, вставляя вместо черточки пропущенный слог:

_____ РОД (народ), ТИШИ _____ (тишина), КО _____ ВА (корова)

  1. Из записанного / услышанного/ предложения все слова распределить по таблице.

Например,:

Мой старший брат работает на обувной фабрике.

1 слог

2 слога

3 слога

4 слога

мой

стар - ший

о – був – ной (*)

ра – бо – та - ет

брат

фаб – ри - ке

на

(*) – обратить внимание ребенка на различие в выполнении заданий «разделить слово на слоги» и «разделить слово на слоги для переноса». Данное слово «обувной» имеет три слога, но перенести его можно только единственным способом, т.к. одну букву не оставляют на строчке и не переносят.

  1. Самостоятельно придумать и назвать /записать в таблицу/ слова с одним, двумя, тремя и т.д. слогами.

1 слог

2 слога

3 слога

4 слога

Далее проводится формирование слогового анализа и синтеза в умственном плане, т.е. слоговой анализ осуществляется без проговаривания слова вслух.

  1. Разложить картинки под цифрами (название вслух не проговаривается).
  2. Выбрать картинки с названиями из двух /трех, четырех/ слогов из ряда.
  3. Придумать слово с заданным слогом в начале (конце) слова:

                                                               ПА - ПА, ПА - РОМ, ПА - РАД

ПА

                                                               ЛА - ПА, СТО - ПА, ЛИ - ПА

  1. Игра «Построй лесенку». Придумать / записать новые слова, добавляя к данному слогу 1,2,3 других слога.

                                                    БА - НЯ

БА                                               БА – РА - БАН

                                                    БА – РА – БУЛЬ – КА

  1. Превратить односложное слово в двусложное (по образцу):

КЛЮЧ – клю – чик

ДОМ – до – мик

  1. «Добавить» слог и получить новое слово.

СОЛО … ( солома), …БЕДА ( ябеда), МА …. НА (малина. машина)

  1. Придумать ряд слов так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом следующего слова.

НОГА – ГАЗЕТА – ТАРА – РАДИО – ОВОЩИ – ЩИ

  1. Составить / записать/ предложение, в котором все слова имеют заданное количество слогов.

Например (2 слога) : Ут – ром де – ти е – ли ка – шу.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

коррекция дисгарфии у детей дошкольного возраста на почвуе анрушения языковго анализа и синтеза...