Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
статья по логопедии на тему
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости. В последнее время среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают все более широкие масштабы. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
В связи с этим профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.
Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи можно осуществить в процессе формирования: фонематического восприятия, анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза.
1) Развитие фонематического восприятия.
Вначале работы используем игры и игровые упражнения на узнавание неречевых звуков:
- Что звучало?
Педагог за ширмой воспроизводит звучание инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, погремушка и т.д.) Дети должны отгадать, какой инструмент звучал.
- Тихо- громко
Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагог стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий – бегут.
- Похлопаем
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, еще хлопок, далее варианты усложняем.
- Шумящие коробочки
Насыпать вместе с детьми в мешочки или коробочки крупу, горох или фасоль, пуговицы, скрепки, бумажные шарики, песок и т.д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Следующий этап - развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков включает 2 этапа:
1. Предварительный этап. На нем последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение его на фоне слога; определение наличия и места в слове; определение места звука по отношению к другим (какой по счету, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове).
2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. Проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности. Однако основной целью является их различение.
2) Развитие языкового анализа и синтеза. Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Придумать предложение с определенным количеством слов. Увеличить количество слов в предложении (распространение предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета).
- Составить схему предложения.
- Подобрать к схеме предложение.
- Определить место слова в предложении (какое по счету).
3) Развитие слогового анализа и синтеза. Работу по этому направлению нужно начинать с использования вспомогательных приемов, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи. Дается представление о гласных и согласных, об основных признаках их различения (способ артикуляции и звучание). Определяют место звука (начало, середина, конец слова). Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет в дальнейшем устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски или добавления гласных. Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:
- Повторить слово по слогам.
- Определить количество слогов в названных словах.
- Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
- Выделить первый слог из названия картинки.
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки.
- Составить слово из слогов данных в беспорядке.
4) Развитие фонематического анализа и синтеза
Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука и определение его места. Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.
Звуковой анализ проводим по следующему плану:
- Произнеси слово и послушай его.
- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам
- Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
- Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
- Третий звук и т.д.
- «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: сколько всего звуков в слове? сколько гласных? сколько в слове слогов?
Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения. Примерные задания:
- Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.
- Подобрать слова на заданный звук.
- Преобразовать слова: добавляя звук, изменяя звук, переставляя звук.
- Составить цепочку из слов таким образом, чтобы каждое последующее начиналось с последнего звука предыдущего слова.
- Разгадать ребусы.
- Какой звук убежал из слова?
- Найти общий звук в словах.
- Раскладывание картинок под схемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....
Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
Предупреждение дисграфии должно начинаться до начала обучения ребёнка грамоте. В профилактическу работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормаль...