Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Булатова Эльвира Юрьевна

Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала положительный, эмоциональный фон для активизации речевой деятельности детей и сохранила интерес на протяжении всего занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgot_gr_tema_tsvety.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда  

 для воспитанников с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) подготовительной группы

с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Цветы»

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов;
  2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза слов;
  3. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными;
  4. Расширять и уточнять словарь детей по лексической теме "Цветы";
  5. Развивать мелкую и общую моторику у детей;
  6. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).
  7. Развивать умение отвечать чётко и грамотно на поставленный вопрос;
  8. Стимуляция речевых областей  коры  головного мозга посредством  воздействия  на биологически активные точки.

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Закрепить знания детей о цветах: лесных, полевых, садовых, комнатных, об условиях, необходимых для роста и развития   растений

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
  2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование:

Презентация на тему «Цветы», компьютер, раздаточный материал (цветы: ромашки, розы, одуванчики, колокольчики), листы бумаги, сложенные гармошкой. Картинки с изображениями лесных, полевых, садовых, комнатных цветов. Индивидуальные конверты для звукового анализа слова, карточки со звуковыми схемами, шарики су-Джок, прищепки, круг из желтого картона. Муляжи цветов, трав, деревьев («Лесная поляна»)

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Логопед: -Добрый день, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости?

(Появляется Солнышко). Вы рады? Какое у вас настроение?

Ответы детей: (радостное, весёлое, хорошее, замечательное)

Логопед: -Солнышко нас всех ласкает, пригревает.

2. Массаж лица.

Логопед: -Выглянуло весной яркое солнышко, улыбнулось деревьям, птичкам, цветам и деткам.

Солнышко ласкает деткам щечки (Поглаживание щек).

Пригревает им ушки. (Растирание мочек ушей).

Пригревает ладошки. (Растирание ладоней).

Но весной иногда идет прохладный дождик. (Постукивание подушечками пальцев).

И холодный ветер  пощипывает  лицо (Пощипывание щек).

-И всё-таки солнышко светит все ярче и ярче, пригревает все теплее и теплее.

-Давайте потянем свои ручки к солнышку (дети поднимают руки и тянутся, поднимаясь на носочках). Улыбнитесь, дети солнышку!

3. Знакомство с темой (игры и упражнения на развитие грамматического строя речи, уточнение словаря по теме "Цветы")

Логопед: -К солнышку тянутся не только люди, но природа.

-Посмотрите, ребята, как красиво! Что «разбудило» солнышко?

На экране появляется картинка «Лесная поляна с цветами» Слайд №1

-Что нужно цветам ещё, чтобы расти, цвести?

Ответы детей (вода, тепло, земля)

Логопед: -Где могут расти цветы?

Ответы детей: (в лесу, на поляне, в саду, на лугу, дома)

Игра «Такие разные цветы» (образование относительных прилагательных)

Лопед: -Если цветы растут в лесу, значит они какие? (лесные)

Если цветы растут на поляне, значит они какие? (полевые)

Если цветы растут на лугу, значит они какие? (луговые)

Если цветы растут в саду, значит они какие? (садовые)

А если дома? (домашние)

Игра «Посчитай и назови» (раздаточный материал)

Логопед: На столах у каждого из вас лежат цветы. Их нужно посчитать и назвать, какие это цветы и сколько их.

Ответы детей: пять белых лесных ландышей, три фиолетовых полевых колокольчика, шесть красных садовых роз, четыре желтых луговых одуванчика, т.д.

Игра «Семейка слов» (родственные слова)

Логопед: -Ребята, давайте с вами соберём «семейку слов» к слову «цветок»

Ответы детей: цветочек, цветной, цветик, разноцветный, цветовод, цветник, цветочница, соцветие.

Логопед: -Молодцы, дети!

4. Игра «Четвертый лишний» (Развитие мышления, внимания). Описание: лист бумаги сложенный гармошкой, где на каждой грани 4 картинки с изображением цветов.

Логопед: -Ребята, у вас на столах лежат гармошки из бумаги с изображением цветов. Посмотрите и назовите лишний цветок.

Ответы детей:

  1. Сирень, ландыш, нарцисс, роза (сирень – куст, а ландыш, нарцисс и роза – цветы)
  2. Герань, тюльпан, ирис, роза (герань – комнатное растение, а тюльпан, ирис и роза – садовые цветы).
  3. Гвоздика, ромашка, колокольчик, лютик (гвоздика – садовый цветок, а ромашка, колокольчик и лютик – луговые)
  4. Астра, ландыш, одуванчик, подснежник ( астра – цветет осенью, а ландыш, одуванчик и подснежник – весной, это первоцветы)

5. Игра «Выросли цветы» (Развитие общей и мелкой моторики)

Логопед предлагает детям встать и поиграть.

Раз, два, три - выросли цветы (дети маршируют на месте)

К солнцу потянулись высоко, высоко! (тянут руки вверх)

Цветам тепло и хорошо! (качают поднятыми руками)

Колокольчики, ромашки! Незабудки! Васильки! (Загибают пальцы на двух руках)

Босиком и без рубашки (шагают на месте)

Ходим мы, плетём венки! (шагают на месте, имитируют плетение руками)

Дети садятся за столы.

6.Упражнение «Раздели слова на слоги» (Развитие слогового анализа и синтеза) Использование шариков су-Джок для слогового анализа слов. Описание: дети узнают и называют цветок на экране, делят слово на слоги. На каждый названный слог берёт  по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Логопед: -Дети, «волшебные» шарики су-Джок помогут вам назвать количество слогов в названии каждого цветка.

7.  Игра «Комплименты» с прищепками (развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики).

Логопед: - Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты. От красивых слов цветы растут ещё быстрее и становятся красивее!

- Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прикрепляем прищепку к кружочку.

Ответы детей: Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

- На какой цветок это похоже? (На ромашку)

8. Упражнение «Назови и посчитай» (Звуковой анализ слова)

Логопед показывает картинку с изображением розы (астры, тюльпана)

Логопед: -Как называется этот цветок? Какой первый звук? Какой последний звук в слове «роза»? Сколько всего звуков в слове» роза»? Назовите согласные звуки. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в слове «роза»? Почему? Какое правило мы знаем? Составьте схему слова «роза».

На доске выставляются готовые звуковые схемы и картинка с изображением ромашки.

Логопед: -Молодцы! А как называется этот цветок? Ребята, посмотрите на схемы. Подберите схему к слову «ромашка» (астра, тюльпан).

Ответы детей (дети подбирают готовые схемы).

 9. Релаксация  

- Пора и нам отдохнуть на нашей полянке. Мы  ляжем на спину, закроем глаза и будем греться под лучами нашего доброго весеннего солнца. (Включаем музыку для релаксации)

Ласково греет солнце. Вам очень-очень тепло. Ваши щечки становятся теплыми и мягкими, теплыми и мягкими. Глазки закрыты и отдыхают. На носик сел солнечный зайчик, носику тепло. Ваши ладошки стали горячими, животик расслаблен, ножки теплые и отдыхают. Вам очень-очень тепло. Когда я досчитаю до пяти, вы откроете глазки и потянетесь. Теперь можно медленно встать.

 10. Итог занятия

Логопед спрашивает у детей, о чём они сегодня говорили, какая игра им больше всего понравилось, какие цветы им больше всего нравятся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: ·        Развитие речевого слуха, образного мышления.·        Развитие у...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей «Чудесная корзинка» (с использованием здоровьесберегающих технологий и электронных образовательных ресурсов)

Цель:  Развитие познавательных способностей.Задачи:Образовательные:- формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере);- развивать грамматически...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы с ОВЗ по обучению грамоте Тема: «Подарки для Петрушки. Дифференциация звуков [б] - [б]»

На занятии решаются задачи по уточнению  артикуляции  и дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и пословицах и совершенствованию фонематического слуха и навыков звукового анализа....

КОНСПЕКТ Совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи « Путешествие во Вселенную» В рамках реализации проекта «Цветные планеты»

Интеграция ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» С использованием современных образовательных техн...