Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

ШИХАРЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;

- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук

- Воспитывать доброжелательность, выражать сочувствие, не перебивать  говорящего.

  

 

тема: "Такая знакомая и не знакомая русская матрешка" 

-Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5.

-Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево.

-Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте; употреблять слова: Самая  высокая (самая низкая), выше, еще выше, ниже, пониже, повыше.

-Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги  на, в, за, перед, под.

-Учить составлять растительный узор из готовых образцов.

-Познакомить с  русскими народными промыслами на примере русской  матрешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx466.38 КБ
Файл russkaya_matreshka.docx424.13 КБ
Файл russkaya_matreshka.docx424.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной комплексной деятельности познания: формирование элементарных математических представлений,  изобразительная деятельность: нетрадиционный метод рисования в старшей группе с использованием  ИКТ – технологий.

                            Тема: «знакомая и не знакомая русская матрешка»                                                                      

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками.

                                                                              Составил воспитатель: Шихарева Марина Викторовна

 

                                          Программное содержание:

Развивающие задачи:

-Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5.

-Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево.

-Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте; употреблять слова:  самая высокая (самая низкая), выше, еще выше, ниже, пониже, повыше.

-Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги  на , в, за, перед, под.

Учить составлять растительный узор из готовых образцов

Познавательная задача:

-Познакомить русскими народными промыслами на примере матрешки.

Методы приема:

словесные: познакомить с историей  происхождении  русской матрешки .  и ее индивидуальность.  Уточнить правил украшения матрешки: для маленьких матрешек необходимо мелкие элементы узора , а для больших крупные. Напомнить об аккуратности. Художественное слов, вопросы.

Наглядный:

-образцы семеновской,  полхов-майданской и загорской матрешек;

Практический:

-шаблоны матрешек (15 штук) разного размера;

-готовые растительные узоры, клей.

Игровые:  

игра «путешествие матрешек».

Материалы и оборудование для воспитателя:

-Заготовка матрешки и элементы узора (для показа).

-использование технических средств:

- музыкальный центр (аудиозапись-диск с русской плясовой музыкой).

Материалы и  оборудование для детей:

- заготовки матрешек,  элементов узора  ,клей ,кисти для клея ,картон с изображением природы.

-Интеграция образовательных областей:

-«здоровье»- физкультминутка (координация речи с движениями) «мы матрешки»

-«познание»: русское народное творчества.

- «чтение художественной литературы»: стихи, загадки,

-Предварительная работа:  

-Счет в пределах 5.

-Чтение рассказа «как матрешки наряд выбирали».

-Д /И «собери узор»  

-Презентация  «игрушки наших прабабушек»

                           Ход

1 часть

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с матрешками, будем создавать узор на фартуке у матрешки и устроим ярмарку.

Русская деревянная кукла – матрешка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках.

Кукла сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия.

                                                               

Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: семеновской, полохов - майданской и  загорской.                

- На  загорской  матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук. Декоративная роспись очень скромна.

- А семеновскую матрешку отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.

- У полохов - майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре.

- Во время масленицы на снегу мастера выставляли своих матрешек. Снег и цветы – вот какое чудо! И, кажется, будто прогнали зиму.

У тетушки матрешки

 Дом большой, хороший.

 В этом доме семь дверей,

 Семь светлиц для дочерей.

- Сегодня мы с вами будем делать матрешек. Рассаживайтесь за столами по пять человек. У вас на столах лежат матрешки разных размеров.

- Наши матрешки все в разных косынках. Назовите, какого цвета косынки у матрешек? (Называют.)

- Также у вас на столах вы найдете элементы, которыми нужно украсить матрешку. 1 группа будет делать семеновских матрешек, 2 группа  загорских , 3 группа  полохов  - майданских . 1 группа может использовать при оформлении 6 любых элементов, 2 группа – 7 элементов и 3 груп-5 элементов


        

Повторение правил работы с клеем. Выполнение работы детьми. Помощь воспитателя.

- Внимательно подбирайте узоры для ваших матрешек. Для маленьких матрешек необходимы мелкие элементы, а  для  больших крупные. Чтобы ваших матрешек купили на ярмарке нужно клеить аккуратно, ровно прикладывая узоры.

1 группа

2 группа:

3 группа:

Физкультурная минутка.

Мы, матрешки, вот такие крошки. Руки на поясе. Дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево.

Как у нас, как у  нас красные сапожки. Руки на поясе. Движение «ковырялочка» , завершаемое тремя притопами.

Мы, матрешки, вот такие крошки. Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.

Как у нас, как у нас  розовые  щечки. Растирание руками щек.

Мы, матрешки, вот такие крошки и . Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо  и влево.

Как у нас, как у нас яркие платочки. Поворот головы вправо ,влево взявшись за «кончики платочков»

2часть

- Сколько матрешек получилось у каждой группы? (5)

- А как вы считали? (Слева направо.)

- А можно ли посчитать матрешек справа налево? Изменится ли от этого их количество?

- Ваня, пожалуйста, пересчитай матрешек справа налево. Сколько получилось? (5).

- Значит можно одни и те же предметы считать в разных направлениях и количество их от этого не изменится.

- А теперь давайте поставим наших матрешек в ряд. От самой низкой до самой высокой.

- Какого цвета косынка у самой низкой матрешки? (Красная.)

- Какого цвета косынка у матрешки повыше? (Желтого.)

- Какого цвета косынка у матрешки, которая выше матрешки в желтой косынке? (Синего.)

- Какого цвета косынка у матрешки, которая выше матрешки в синей косынке? (Зеленого.)

- Какого цвета косынка у самой высокой матрешки? (Оранжевого.)

- Какого цвета косынки у матрешек, которые ниже матрешки в зеленой косынке? (Синего, желтого, красного.)

- Какого цвета косынки у матрешек, которые выше матрешки в косынке красного цвета? (Желтого, синего, зеленого, оранжевого.)

- Матрешка в оранжевой косынке выше или ниже матрешки в синей косынке? (Выше.)

- Матрешка в зеленой косынке выше или ниже матрешки в красной косынке? (Ниже).

- Какая из матрешек выше? В синей косынке или в зеленой? (Зеленой.)

- Какая матрешка ниже? В синей косынке или в красной? (В красной.)

- Молодцы. Отлично справились с заданием

- А теперь давайте поиграем в игру» Путешествие матрешек». -

                                       

Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки.

- Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом.

 -Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост.

- Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком.

-Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочкой.

- А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, а кустик низкий.) А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? (5). Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? (5).

- Ну что же, пора звать подружек. Матрешки-сестрички, идите все сюда. Поставьте матрешек на травку.

-Решили матрешки сесть в лодочку и поплыть по реке. Посадите матрешек в лодочку. Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село в лодку?

- Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на свои места.

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон.

Теперь вы будете покупателями, будете выбирать себе матрешку. Только условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам понравилась именно эта матрешка.

Звучит плясовая музыка.

Воспитатель:

Солнце яркое встает,

 Спешит на ярмарку народ.

 А на ярмарке товары!

 Пышут жаром самовары!

 Здесь работы удалые!

 Здесь работы озорные!

 Всех на ярмарку зовем!

 Мы игрушку продаем!

 А ну, честной народ!

 Подходи посмелей,

 Покупай товар, не робей!

 Давай – покупай!

 Выбирай – забирай!

 Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

 Не ходите никуда.

 Подходите все сюда!

 Диво дивное!

 Чудо чудное, а не товар!

 Не ходи никуда, а подходи сюда!

 Гляди, моргай, рот не разевай ,

 Ворон не считай,

 Товар покупай!

 Здесь игрушки знатные,

 Складные да ладные!

 Всегда повсюду славятся,

 Они и вам понравятся!

 Гости! Не зевайте!

 Кто что хочет – выбирайте.

Подведение итогов:

О каком народном промысле вы сегодня узнали?

С какими разновидностями матрешек вы познакомились?

Чем отличаются  матрешки семеновские,  загорские и  полохов- майданские?

Какие матрешки вам больше всего понравились? Почему?

В каком направлении можно считать предметы? Изменится ли от направления счета их количество?

Молодцы, а  какие красивые матрешки у вас получились, проводится игра с матрешками на развитие самоконтроля. Дети рассматривают матрешки друг у друга и оценивают их . Воспитатель так же  оценивает правильность выполнения .

                                 

 

                       

                                 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей Красносельского района  Санкт- Петербурга.

                   

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием  ИКТ – технологий.

Тема:  «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

                                                               

                                                                     Составил воспитатель: Шихарева Марина Виктор

                                                               Санкт- Петербург

                                                                          2013 г.                         

                      Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5.

-Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево.

-Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте; употреблять слова: Самая  высокая (самая низкая), выше, еще выше, ниже, пониже, повыше.

-Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги  на, в, за, перед, под.

-Учить составлять растительный узор из готовых образцов.

-Познакомить с  русскими народными промыслами на примере русской  матрешки.

Развивающие  задачи:

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;

- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать доброжелательность, выражать сочувствие, не перебивать  говорящего.

Методы приема:

-Словесные: рассказ о происхождении  русской матрешки ; художественное  слово, вопросы, вербальные игры.

-Наглядные: образцы семеновской , полохов - майданской  и  загорской  матрешек;

-Практические: шаблоны матрешек (15 штук) разного размера; готовые растительные узоры, клей.

-Игровые: Игра «путешествие матрешек».

Материалы и оборудование для воспитателя:

- Заготовка матрешки и элементы узора (для показа).

заготовки матрешек, клей, кисти для клея, картон с изображением природы

-Использование технических средств: Музыкальный центр (аудио диск  «русские плясовые» изготовитель Фирма мелодия, лицензия ВАФ №77-214).

Материалы и  оборудование для детей:

- заготовки матрешек, клей, кисти для клея, картон с изображением природы.

Интеграция образовательных областей:

-«Здоровье»- динамическая пауза (координация речи с движениями) «Мы матрешки».

- «Чтение художественной литературы»: стихи «Матрешка» -  автор

Ю.Володина. Загадки про матрешку, зазывалки: «Русское народное творчество» - автор В.И. Чичерин.

Предварительная работа:  

-Счет в пределах 5.

-Чтение рассказа «Как матрешки наряд выбирали» автор Марьяна Бажанова.

-Д /И «Собери узор».

-Презентация  «Игрушки наших прабабушек».

-Поход в библиотеку на тему: «Русское народное прикладное искусство.

Структура НОД:

Структура образовательной деятельности

Время (мин.)

   1.

Создание мотивации для деятельности.

     1

   2.

Беседа об истории Русской игрушки.

    3

   3.

Рассматривание и уточнение раскраски матрешек.

     3

    4.

 Работа за столами:  аппликация - ( украшаем матрешек).

    3

    5.

Динамическая пауза

    2

    6.

Закрепление счета: (от 1  до5), величины, цвета.

    3

    7.

 Д/И: «Путешествие матрешек».

    2

    8.

Рефлексия.

    2

        Ход  НОД:

Организованный момент:

В. – отгадайте загадку:          

Толстушка покупается,

 В средине открывается -

 Племяшка улыбается.

 Племяшка открывается -

 Внучка в ней вмещается.

 Как тётя называется? (Матрешка).

В. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с матрешками, будем создавать узор на фартуке у матрешки и устроим ярмарку.

Рассказ о матрешке:

Русская деревянная кукла – матрешка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках.

Кукла сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия       В. - Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: семеновской, полохов - майданской и загорской.                

-Ребята, посмотрите внимательно, если мы сравним матрешку семеновскую и загорскую и полохо - майданскую - они одинаковые или все таки отличаются друг от друга? (ответы детей).

В. –Действительно, на  загорской  матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук.  Декоративная роспись очень скромна.

- А чем отличается ото все семеновская  матрешка? (ответы детей)

-Правильно, их отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.

 А сейчас посмотрите на матрешку полохов - майданскую ,чем они отличаются от других матрешек?(ответы детей).

- действительно, у  полохов - майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре.

В. - Во время масленицы на снегу мастера выставляли своих матрешек.

Снег и цветы – вот какое чудо!

И, кажется, будто прогнали зиму.

У тетушки матрешки

 Дом большой, хороший.

 В этом доме семь дверей,

 Семь светлиц для дочерей. (Ю. Володина).

В. - Сегодня мы с вами будем украшать матрешек. Рассаживайтесь за столами по пять человек. У вас на столах лежат матрешки разных размеров.

В. - Наши матрешки все в разных косынках. Назовите, какого цвета косынки у матрешек? (Ответы детей).

В. - Также у вас на столах вы найдете элементы, которыми нужно украсить матрешку.

1. группа будет делать семеновских матрешек (можно использовать при оформлении 6 любых элементов),

2. группа  загорских (7 элементов.),

 3. группа  полохов  -  майданских (5 элементов).

        

  Дети вместе с воспитателем повторяют  правила  выполнение работы с клеем. Помощь воспитателя.

В.- Внимательно подбирайте узоры для ваших матрешек. Для маленьких матрешек необходимы мелкие элементы, а  для  больших- крупные. Чтобы ваших матрешек купили на ярмарке нужно клеить аккуратно, ровно прикладывая узоры.

1 группа

2 группа:

3 группа:

Динамическая пауза:

Мы, матрешки, вот такие крошки. (Руки на поясе. Дети выполняют приседания с поворотами, то в право, то в лево).

Как у нас, как у  нас красные сапожки. Руки на поясе.( Движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами).

Мы, матрешки, вот такие крошки.( Руки на поясе. Приседания с поворотами. то в право, то в влево).  

Как у нас, как у нас  розовые  щечки.( Растирание руками щек).

Мы, матрешки, вот такие крошки и. Руки на поясе. ( Приседания с поворотами вправо  и влево).

Как у нас, как у нас яркие платочки. ( Поворот головы вправо, влево взявшись за «кончики платочков»).

В.-  А сейчас садимся на места и продолжаем украшать наши матрешки.

- Сколько матрешек получилось у каждой группы? (Ответы детей) -5

- А теперь давайте поставим наших матрешек в ряд. От самой низкой до самой высокой.

- Какого цвета косынка у самой низкой матрешки? (Ответы детей)- Красная.

- Какого цвета косынка у самой высокой матрешки?( Ответы детей)- Оранжевого.

- Какого цвета косынки у матрешек, которые выше матрешки в косынке красного цвета? ( Ответы детей)- Желтого, синего, зеленого, оранжевого.

- Матрешка в оранжевой косынке выше или ниже матрешки в синей косынке? (Ответы детей)- Выше.

- Матрешка в зеленой косынке выше или ниже матрешки в красной косынке? (Ответы детей)- Ниже.

- Какая из матрешек выше? В синей косынке или в зеленой? (Ответы детей)-

- Молодцы. Отлично справились с заданием.

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон. Ну что, вам что

Нравиться? И мне тоже.

Звучит плясовая музыка:

 ( Аудио  диск «русская плясовая» изд. Фирма «мелодия»).

В. - Солнце яркое встает,

 Спешит на ярмарку народ.

 А на ярмарке товары!

 Пышут жаром самовары!

 Здесь работы удалые!

 Здесь работы озорные!

 Всех на ярмарку зовем!

 Мы игрушку продаем!

 А ну, честной народ!

 Подходи  по смелей,

 Покупай товар, не робей!

 Давай – покупай!

 Выбирай – забирай!

 Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

(«Русское народное творчество» В.И. Чичерин).

В. - Теперь вы будете покупателями и будете выбирать себе матрешку. Только одно условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам именно эта матрешка.

  Игра  «Путешествие матрешек»:                                     

                                 

 В.- Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки.

- Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом.

-Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост.

- Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком.

-Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочкой.

- А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, а кустик низкий.) А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? (5). Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? (5).

- Ну что же, пора звать подружек. Матрешки-сестрички, идите все сюда. Поставьте матрешек на травку.

-Решили матрешки сесть в лодочку и поплыть по реке. Посадите матрешек в лодочку. Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село в лодку?

- Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на свои места. Вам понравилось?

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон.

Теперь вы будете покупателями, будете выбирать себе матрешку. Только условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам понравилась именно эта матрешка.

 Звучит плясовая музыка:

( Аудио  диск «русская плясовая» изд. Фирма «мелодия»).

В. - Солнце яркое встает,

 Спешит на ярмарку народ.

 А на ярмарке товары!

 Пышут жаром самовары!

 Здесь работы удалые!

 Здесь работы озорные!

 Всех на ярмарку зовем!

 Мы игрушку продаем!

 А ну, честной народ!

 Подходи  посмелей,

 Покупай товар, не робей!

 Давай – покупай!

 Выбирай – забирай!

 Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

 («Русское народное творчество» В.И. Чичерин)

В. - Теперь вы будете покупателями и будете выбирать себе матрешку. Только одно условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам именно эта матрешка.

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон.

Теперь вы будете покупателями, будете выбирать себе матрешку. Только условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам понравилась именно эта матрешка.

 Рефлексия.

  В. - О каком народном промысле вы сегодня узнали?(Ответы детей).

В. - С какими разновидностями матрешек вы познакомились?(Ответы детей).

В. - Чем отличаются  матрешки семеновские,  загорские  и  полохов-  майданские? (Ответы детей).

В. - Какие матрешки вам больше всего понравились? Почему?(Ответы детей).

В. - Молодцы, а  какие красивые матрешки у вас получились!

 

                 

               

                             

 

                       

                                 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей Красносельского района  Санкт- Петербурга.

                   

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием  ИКТ – технологий.

Тема:  «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

                                                               

                                                                     Составил воспитатель: Шихарева Марина Виктор

                                                               Санкт- Петербург

                                                                          2013 г.                         

                      Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5.

-Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево.

-Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте; употреблять слова: Самая  высокая (самая низкая), выше, еще выше, ниже, пониже, повыше.

-Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги  на, в, за, перед, под.

-Учить составлять растительный узор из готовых образцов.

-Познакомить с  русскими народными промыслами на примере русской  матрешки.

Развивающие  задачи:

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;

- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать доброжелательность, выражать сочувствие, не перебивать  говорящего.

Методы приема:

-Словесные: рассказ о происхождении  русской матрешки ; художественное  слово, вопросы, вербальные игры.

-Наглядные: образцы семеновской , полохов - майданской  и  загорской  матрешек;

-Практические: шаблоны матрешек (15 штук) разного размера; готовые растительные узоры, клей.

-Игровые: Игра «путешествие матрешек».

Материалы и оборудование для воспитателя:

- Заготовка матрешки и элементы узора (для показа).

заготовки матрешек, клей, кисти для клея, картон с изображением природы

-Использование технических средств: Музыкальный центр (аудио диск  «русские плясовые» изготовитель Фирма мелодия, лицензия ВАФ №77-214).

Материалы и  оборудование для детей:

- заготовки матрешек, клей, кисти для клея, картон с изображением природы.

Интеграция образовательных областей:

-«Здоровье»- динамическая пауза (координация речи с движениями) «Мы матрешки».

- «Чтение художественной литературы»: стихи «Матрешка» -  автор

Ю.Володина. Загадки про матрешку, зазывалки: «Русское народное творчество» - автор В.И. Чичерин.

Предварительная работа:  

-Счет в пределах 5.

-Чтение рассказа «Как матрешки наряд выбирали» автор Марьяна Бажанова.

-Д /И «Собери узор».

-Презентация  «Игрушки наших прабабушек».

-Поход в библиотеку на тему: «Русское народное прикладное искусство.

Структура НОД:

Структура образовательной деятельности

Время (мин.)

   1.

Создание мотивации для деятельности.

     1

   2.

Беседа об истории Русской игрушки.

    3

   3.

Рассматривание и уточнение раскраски матрешек.

     3

    4.

 Работа за столами:  аппликация - ( украшаем матрешек).

    3

    5.

Динамическая пауза

    2

    6.

Закрепление счета: (от 1  до5), величины, цвета.

    3

    7.

 Д/И: «Путешествие матрешек».

    2

    8.

Рефлексия.

    2

        Ход  НОД:

Организованный момент:

В. – отгадайте загадку:          

Толстушка покупается,

 В средине открывается -

 Племяшка улыбается.

 Племяшка открывается -

 Внучка в ней вмещается.

 Как тётя называется? (Матрешка).

В. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с матрешками, будем создавать узор на фартуке у матрешки и устроим ярмарку.

Рассказ о матрешке:

Русская деревянная кукла – матрешка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках.

Кукла сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия       В. - Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: семеновской, полохов - майданской и загорской.                

-Ребята, посмотрите внимательно, если мы сравним матрешку семеновскую и загорскую и полохо - майданскую - они одинаковые или все таки отличаются друг от друга? (ответы детей).

В. –Действительно, на  загорской  матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук.  Декоративная роспись очень скромна.

- А чем отличается ото все семеновская  матрешка? (ответы детей)

-Правильно, их отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.

 А сейчас посмотрите на матрешку полохов - майданскую ,чем они отличаются от других матрешек?(ответы детей).

- действительно, у  полохов - майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре.

В. - Во время масленицы на снегу мастера выставляли своих матрешек.

Снег и цветы – вот какое чудо!

И, кажется, будто прогнали зиму.

У тетушки матрешки

 Дом большой, хороший.

 В этом доме семь дверей,

 Семь светлиц для дочерей. (Ю. Володина).

В. - Сегодня мы с вами будем украшать матрешек. Рассаживайтесь за столами по пять человек. У вас на столах лежат матрешки разных размеров.

В. - Наши матрешки все в разных косынках. Назовите, какого цвета косынки у матрешек? (Ответы детей).

В. - Также у вас на столах вы найдете элементы, которыми нужно украсить матрешку.

1. группа будет делать семеновских матрешек (можно использовать при оформлении 6 любых элементов),

2. группа  загорских (7 элементов.),

 3. группа  полохов  -  майданских (5 элементов).

        

  Дети вместе с воспитателем повторяют  правила  выполнение работы с клеем. Помощь воспитателя.

В.- Внимательно подбирайте узоры для ваших матрешек. Для маленьких матрешек необходимы мелкие элементы, а  для  больших- крупные. Чтобы ваших матрешек купили на ярмарке нужно клеить аккуратно, ровно прикладывая узоры.

1 группа

2 группа:

3 группа:

Динамическая пауза:

Мы, матрешки, вот такие крошки. (Руки на поясе. Дети выполняют приседания с поворотами, то в право, то в лево).

Как у нас, как у  нас красные сапожки. Руки на поясе.( Движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами).

Мы, матрешки, вот такие крошки.( Руки на поясе. Приседания с поворотами. то в право, то в влево).  

Как у нас, как у нас  розовые  щечки.( Растирание руками щек).

Мы, матрешки, вот такие крошки и. Руки на поясе. ( Приседания с поворотами вправо  и влево).

Как у нас, как у нас яркие платочки. ( Поворот головы вправо, влево взявшись за «кончики платочков»).

В.-  А сейчас садимся на места и продолжаем украшать наши матрешки.

- Сколько матрешек получилось у каждой группы? (Ответы детей) -5

- А теперь давайте поставим наших матрешек в ряд. От самой низкой до самой высокой.

- Какого цвета косынка у самой низкой матрешки? (Ответы детей)- Красная.

- Какого цвета косынка у самой высокой матрешки?( Ответы детей)- Оранжевого.

- Какого цвета косынки у матрешек, которые выше матрешки в косынке красного цвета? ( Ответы детей)- Желтого, синего, зеленого, оранжевого.

- Матрешка в оранжевой косынке выше или ниже матрешки в синей косынке? (Ответы детей)- Выше.

- Матрешка в зеленой косынке выше или ниже матрешки в красной косынке? (Ответы детей)- Ниже.

- Какая из матрешек выше? В синей косынке или в зеленой? (Ответы детей)-

- Молодцы. Отлично справились с заданием.

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон. Ну что, вам что

Нравиться? И мне тоже.

Звучит плясовая музыка:

 ( Аудио  диск «русская плясовая» изд. Фирма «мелодия»).

В. - Солнце яркое встает,

 Спешит на ярмарку народ.

 А на ярмарке товары!

 Пышут жаром самовары!

 Здесь работы удалые!

 Здесь работы озорные!

 Всех на ярмарку зовем!

 Мы игрушку продаем!

 А ну, честной народ!

 Подходи  по смелей,

 Покупай товар, не робей!

 Давай – покупай!

 Выбирай – забирай!

 Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

(«Русское народное творчество» В.И. Чичерин).

В. - Теперь вы будете покупателями и будете выбирать себе матрешку. Только одно условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам именно эта матрешка.

  Игра  «Путешествие матрешек»:                                     

                                 

 В.- Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки.

- Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом.

-Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост.

- Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком.

-Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочкой.

- А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, а кустик низкий.) А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? (5). Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? (5).

- Ну что же, пора звать подружек. Матрешки-сестрички, идите все сюда. Поставьте матрешек на травку.

-Решили матрешки сесть в лодочку и поплыть по реке. Посадите матрешек в лодочку. Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село в лодку?

- Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на свои места. Вам понравилось?

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон.

Теперь вы будете покупателями, будете выбирать себе матрешку. Только условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам понравилась именно эта матрешка.

 Звучит плясовая музыка:

( Аудио  диск «русская плясовая» изд. Фирма «мелодия»).

В. - Солнце яркое встает,

 Спешит на ярмарку народ.

 А на ярмарке товары!

 Пышут жаром самовары!

 Здесь работы удалые!

 Здесь работы озорные!

 Всех на ярмарку зовем!

 Мы игрушку продаем!

 А ну, честной народ!

 Подходи  посмелей,

 Покупай товар, не робей!

 Давай – покупай!

 Выбирай – забирай!

 Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

 («Русское народное творчество» В.И. Чичерин)

В. - Теперь вы будете покупателями и будете выбирать себе матрешку. Только одно условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам именно эта матрешка.

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон.

Теперь вы будете покупателями, будете выбирать себе матрешку. Только условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам понравилась именно эта матрешка.

 Рефлексия.

  В. - О каком народном промысле вы сегодня узнали?(Ответы детей).

В. - С какими разновидностями матрешек вы познакомились?(Ответы детей).

В. - Чем отличаются  матрешки семеновские,  загорские  и  полохов-  майданские? (Ответы детей).

В. - Какие матрешки вам больше всего понравились? Почему?(Ответы детей).

В. - Молодцы, а  какие красивые матрешки у вас получились!

 

                 

               

                             

 

                       

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы "Ягоды"

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы "Ягоды"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема "Волшебное путешествие"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» в 1 младшей группе «В гости к карандашам»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» в 1 младшей группе «В гости к карандашам»...