Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Черниговская Инна Борисовна

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.

Задачи:

·        Развитие речевого слуха, образного мышления.

·        Развитие умения согласовывать существительные и прилагательные, употреблять слова ед. и мн. числа род.п., образовывать притяжательные прилагательные.

·        Развитие умения составлять описательные рассказы о зимующих птицах (внешний вид, особенности, среда обитания).

·        Продолжение работы по обогащению и активизации словаря детей по теме « Зимующие птицы».

·        Развитие творческой активности детей, общей и мелкой моторики, координации речи с движением;  зрительного внимания,  восприятия, памяти.

·        Активизация мыслительной деятельности, психических процессов, профилактика простудных заболеваний.

·        Воспитание уважения и заботливого отношения к природе, птицам.

·        Побуждение детей к высказыванию своего мнения об увиденном.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи  (подготовительная группа)

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.

Задачи:

  • Развитие речевого слуха, образного мышления.
  • Развитие умения согласовывать существительные и прилагательные, употреблять слова ед. и мн. числа род.п., образовывать притяжательные прилагательные.
  • Развитие умения составлять описательные рассказы о зимующих птицах (внешний вид, особенности, среда обитания).
  • Продолжение работы по обогащению и активизации словаря детей по теме « Зимующие птицы».
  • Развитие творческой активности детей, общей и мелкой моторики, координации речи с движением;  зрительного внимания,  восприятия, памяти.
  • Активизация мыслительной деятельности, психических процессов, профилактика простудных заболеваний.
  • Воспитание уважения и заботливого отношения к природе, птицам.
  • Побуждение детей к высказыванию своего мнения об увиденном.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадок, пословиц. Чтение рассказов о птицах.

Оборудование: Картинки с изображением зимующих птиц, магнитофон, записи голосов птиц, мяч, изображение дятлов на палочках для упражнений для глаз, лист ватмана с изображением птичьих следов, картинки с изображением камня, рогатки, кормушки, зёрен, лист ватмана с изображением двух кругов для изготовления плаката, клей, красный фломастер.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы в зимнем лесу.

Пришла зима в волшебный лес.

Видит – чудо из чудес –

На зиму слетелись птицы (показывает на иллюстрации):

Снегири, клесты, синицы.

Им морозы нипочём.

Непогожим серым днём

Голый лес как фонари,

Освещают снегири.

Воспитатель: На что похож зимний лес? (хрустальное царство, волшебные узоры и т.д.) Чего много зимой в лесу? (снега, деревьев) И ещё…кого? птиц. Каких птиц я не назвала? (дятел, свиристель, филин, сова и т.д.)

Ах, какие молодцы,

Отвечали дружно.

А теперь вас пригласить,

На полянку нужно. (Дети присаживаются на ковёр)

Закрывайте все глаза,

Птиц услышим пение,

Прозвучат их голоса,

Отгадайте, чьи они.

Включается аудиозапись с голосами птиц. Дети угадывают.

Воспитатель: на что похож голос дятла, синицы? Если дети не догадываются, пояснить, чей голос. Иметь свои варианты образных сравнений.

         Воспитатель: Как вы думаете, легко ли птицам прокормиться зимой? А что мы можем сделать для птиц? Да, построить кормушки и подкармливать их. А сейчас немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику, приготовьте ваши руки.

Сколько птиц к кормушке нашей,

Прилетело, мы расскажем                    (дети сжимают, и разжимают ладони)

Две синицы, воробей,

Шесть ворон и голубей                  (на название каждой птицы загибают пальчик)

Дятел в пестрых перышках,

Всем хватило зернышек.

Воспитатель: Птицы на кормушку пригласили своих друзей. Была одна синица, а стало много … синиц. Поиграем с мячом – к вам летит одна птица, а вы возвращаете мне много.

Игра с мячом «Один – много (кого?)»

Синица – синиц            Дятел – дятлов               Снегирь - снегирей

Ворона – ворон             Воробей – воробьёв      Свиристель – свиристелей

Сорока – сорок             Филин - филинов

Сова – сов                    

Воспитатель: Красиво в нашем лесу. (Оглядывается, обращает внимание детей на следы) Что это, ребята? (Следы) Чьи следы? (Птичьи) Что же птицы хотели своими следами нам сказать? (Дети читают слово «Загадки», дают свои версии) А может быть птицы хотели, чтобы вы загадали друг другу загадки о них?

Дети загадывают друг другу придуманные загадки о птицах.

Воспитатель: Молодцы, замечательные загадки придумали. Что-то прохладно стало в зимнем лесу, давайте погреемся.

Дети проговаривают чистоговорку:

Ра-ра-ра –                            Приставить ладони ко лбу козырьком

Погляди-ка, детвора.         и растирать лоб движениями в стороны - к центру.

Ря-ря-ря –                           Раздвинуть указательный и большой пальцы 

Взошла красная заря.        и растирать точки перед и за ушами.

Ре-ре-ре –                            Кулачками энергично провести

Растёт рябина на горе.       по крыльям носа 7 раз.

Ри-ри-ри –                           Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.

Клюют рябину снегири.

Воспитатель:

Надо нам расслабить взгляд,

И помочь нам дятел рад.

Вы за птицею следите,

Взгляд от дятла не сводите.

Упражнения для глаз (с использованием изображения дятла, закреплённом на палочке):

Белка дятла поджидала                        Глаза из стороны в сторону

Гостя вкусно угощала

Ну-ка, дятел, посмотри                        Глаза вверх и вниз

Вот орешки  - раз, два, три

Пообедал дятел с белкой                     Поглаживание век кончиками пальцев

И пошёл играть в горелки                   Глаза моргают

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего птицы боятся? Давайте послушаем, что об этом говорят птицы. Диана и Паша покажут нам сценку по рассказу Н. Сладкова «Стреляный воробей».

Воробей:

- Угадай, Синица какое у людей самое страшное оружие?

- Ружьё?

- Э-э, не угадала!

- Пушка?

- Э-э, не угадала!

- Какое же, Воробей?

- Рогатка. Из пушки-то по воробьям не станут палить, а из рогатки – только успевай отскакивай! Уж я-то знаю я стреляный Воробей!

Воспитатель: Ребята, что вы поняли из этой сценки? О чём говорили птицы? Чего боятся птицы? Что им может навредить (какие предметы в руках человека)?

Вам понравилось в зимнем лесу? Что больше всего запомнилось? (мы слушали голоса птиц, составляли загадки, узнали, о чём говорят птицы и их нельзя обижать)

У меня появилась идея: давайте для ребят из другой группы сделаем   плакат,  на котором изобразим, что для птиц хорошо, а что плохо.

Переходят к столу.

Воспитатель: Здесь изображения камня, рогатки, кормушки, зёрнышек. В круг справа поместите, что для птиц хорошо, в слева – что плохо.

Дети распределяют изображения, перечёркивают крестом тот круг, где помещены изображения вредных для птиц предметов.

Воспитатель: Теперь мы можем пойти к детям в другую группу и рассказать им о зимующих птицах и подарить им плакат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"

Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....

Конспект музыкального занятия с использованием презентации ppt для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы

Занятие состоялось 17 декабря 2013г. Форма работы-подгрупповая. Основная цель - вывзвать у детей эмоциональный отклик, создать  предпраздничную атмосферу радости и ожидания Нового года. Закрепить...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.

Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"

Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...

Конспект интегрированного занятия по теме "Зимующие птицы".(подготовительная группа)

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы....