Мастер – класс «Логопедические игры по ранней профориентации в дошкольном возрасте».
консультация по логопедии
Профессиональная ориентация дошкольников является широким полем деятельности для педагогов, в том числе и для логопеда. А ведущая деятельность у дошкольников – игровая. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_logopedicheskie_igry_po_proforientatsii_doshkolnikov.docx | 169.16 КБ |
proforientatsiya_na_logopedicheskih_zanyatiyah.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Логопедические игры по ранней профориентации в дошкольном возрасте»
Вступление
Ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребёнка, выявление его способности, наклонности, определённой потребности в той или иной деятельности. Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
Целью профориентации в дошкольном возрасте является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Ознакомление детей с трудом взрослых относится к очень важным задачам дошкольного образования Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром уже происходит в дошкольном возрасте. Дети через сказки, телевидение, общение со сверстниками и взрослыми, узнают о разных профессиях.
Подготовка заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Профессиональная ориентация дошкольников является широким полем деятельности для педагогов, в том числе и для логопеда. А ведущая деятельность у дошкольников – игровая. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Мне в этом помогает подборка дидактических игр для закрепления и изучения у дошкольников 5-7 лет знаний по теме «Профессии». Игры в основном я использую на занятиях с дошкольниками 5-7 лет с онр для закрепления и обогащения знаний по данной теме. Так как речь детей с ОНР отличается бедностью словаря, слабым словестно-логическим мышлением, неумением устанавливать логические связи между предметами, этим детям необходимо многократное повторение материала с помощью разнообразных видов деятельности, в том числе игровой.
Важная задача логопеда – способствовать развитию высказывания, необходимо стимулировать речь ребёнка и добиваться полных развёрнутых ответов.
Задачи логопедических игр:
-активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»
- способствовать развитию связной речи
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы
-воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
В работе применяю различные дидактические игры:
- Лото «Профессии»
- Умное домино «Изучаем профессии». Цель игр: изучение профессий, орудий труда, инструментов необходимых для работы.
- Игра Микскод «Профессии» - это одновременно и головоломка и пазлы, способствует развитию логики, пространственного воображения, используется для изучения и закрепления некоторых профессий, а так же лексической темы – одежда. Цель игры: собрать задание из книжки, накладывая карточки одна на другую.
Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Для ознакомления детей с трудом взрослых таких профессий применяю следующую дидактическую игру в которой присутствуют «Малоизвестные профессии» . Для работы используем вот такие карточки (картинки найдены на просторах зарубежного интернета и некоторые профессии могут быть не так популярны в нашей стране - например, частный детектив, спасатель). Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний.
Основная часть
Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания.
Предлагаю выполнить Задание №1 «Назови правильно» (ответы)
Вот список всех профессий, которые можно использовать на занятиях с детьми 5-7 лет: 1-повар,2-регулировщик,3-тренер,4-стоматолог,5-космонавт,6-строитель,7-фермер,8-уборщик,9-врач,10-частный детектив, сыщик, 11-пожарный, 12-садовник,13-маляр,14-медсестра,15-военный,16-библиотекарь,17-почтальон,18-спасатель,19-учитель,20-сборщик мусора,21-журналист,22-механик,23-полицейский,24-ветеринар.
Игра №2 «Кто это? Чем занимается?»
Варианты заданий: Поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – кто это? Чем занимается? ( например - это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и.т.д)
Также можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.
Выполняем Задание №2 «Кто это? Чем занимается?» (ответы)
Игра № 3. «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания.
Ход игры: выкладываем по 2 карточки с окошками и 12 подходящих картинок вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать, почему этот предмет нужен для работы.
Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу (очень удобно работать в парах) - распределяем роли: например, Вася будет пожарным, а Петя полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный, он тушит огонь, значит ему для работы нужны: огнетушитель, шланг, пожарная машина и специальные ботинки, и.т.д.
Выполняем Задание №3 «Что нужно для работы» (ответ-тренеру нужны: мяч, скакалка….для того чтобы….)
Игра №4. «Посчитай, назови и раскрась»
Оборудование: распечатка с заданием, цветные карандаши, фломастеры
Цель: закрепление в речи названий различных профессий, развитие счетных навыков, развитие воображения.
Ход игры: Демонстрируем детям лист заданий, просим посчитать сколько людей разных профессий на рисунке, написать в окошки подходящие цифры по порядку. Вспоминаем и проговариваем названия всех профессий, просим раскрасить картинки.
Игра номер 5. «Бинго»
Оборудование: необходимо 2 «индивидуальных» комплекта карточек для игры, а также 2 комплекта фишек с цифрами 1-9 и чисел 10-12 на каждого играющего.
Цель: развитие внимания, закрепление графических образов цифр 1-9 и чисел 10-12.
Ход игры: Дошкольники очень любят различные соревнования и для закрепления знаний по теме профессий можно устроить вот такое шуточное соревнование. Раздаем индивидуальные карточки с рисунками профессий и цифрами.
Необходимо в произвольном порядке показывать картинки с изображением профессий, а дети должны назвать правильно профессию и спрятать такую же маленькую картинку под подходящей цифрой. Выиграет тот, кто быстрее всех спрячет всех человечков под цифрами. Делаем паузы между раундами, чтобы все успели найти подходящую цифру.
«Подвох» данной игры в том, что на карточках у детей одинаковые наборы картинок под разными цифрами, значит все человечки будут спрятаны одновременно - для того, чтобы в соревновании победила дружба))
Игра номер 6. « Помоги почтальону»
Цель: развитие внимания, закрепление счетных навыков и графических образов цифр в пределах 12
Оборудование: распечатки с заданием, фломастер или карандаш
Ход игры: Просим детей помочь и провести почтальона (механика, учителя) по дорожке из цифр от 1 до 12.
Игра номер 7. «Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления, закрепление знаний о различных профессиях.
Оборудование: комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего.
Ход игры: Необходимо раздать детям карточки красного и зеленого цвета, далее показывать картинки и называть профессию этого человека. Если профессия будет названа правильно, дети должны показать зеленую карточку, если профессия названа неправильно, дети показывают красную карточку. Просим детей исправлять ошибки, и объяснять свой выбор.
Подборка этих игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, формированию счетных представлений, поможет развить мышление и внимание. Материал может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям.
Вывод:
Разнообразие игр, упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.
Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Дидактические игры обеспечивают развитие детского мышления, способствуют установлению простейших связей, вызывают интерес к трудовой деятельности взрослых.
Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи логопедических игр : -активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии» - способствовать развитию связной речи -развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы -воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
- Лото «Профессии» - Умное домино «Изучаем профессии». - Игра Микскод «Профессии » Различные дидактические игры:
Игра №1 «Назови правильно»
Игра №2 «Кто это? Чем занимается?»
Игра №3 «Что нужно для работы»
Игра № 4«Посчитай , назови и раскрась»
Игра №5 «Бинго»
Игра №6 «Помоги почтальону»
Игра №7»Правда или нет»
Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Дидактические игры обеспечивают развитие детского мышления, способствуют установлению простейших связей, вызывают интерес к трудовой деятельности взрослых. Вывод:
Все профессии важны, все профессии нужны! И ты скорее подрастай. Профессией овладевай. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить. Всем Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...
Мастер - класс подвижной игры на речевое развитие детей дошкольного возраста
Рече.вые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.Задачи:упражнять детей в беге, отрабатывать умение сохранять направление движения, при этом, не сталкиваясь друг с...
Мастер класс по игре "Логико- Малыш для детей дошкольного возраста.
Вашему вниманию предоставляется статья по данной теме....
Авторская дидактическая игра по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Кафе"Мечта""
Данная игра является практически значимой для ранней профориентации детей дошкольного возраста. Развивает коммуникативные качества, мышление, речь, воображение и фантазию, и другие качества личности. ...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между д...
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...