Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.
статья

Медведева Лидия Александровна

В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между дошкольниками и миром профессий. Приведены примеры сюжетно-ролевых игр, направленных на профориентацию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_medvedeva_planeta_detstva.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Медведева Лидия Александровна воспитатель

МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5»,

МО Красноуфимский округ

Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации

детей дошкольного возраста.

Аннотация. 

В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между дошкольниками и миром профессий. Приведены примеры сюжетно-ролевых игр, направленных на профориентацию детей.

 Ключевые слова.

 Профориентация, самоопределение, дети дошкольного возраста, профессия, сюжетно-ролевая игра. 

Детский сад является первой, важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Главная цель ранней профориентации детей - развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется не только навык труда, уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, но и расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и выбрать свой путь профессиональной деятельности. В детском саду происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Я считаю, что наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательность.

Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в процессе этой игры происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру, устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. При этом дети свободны в выборе средств, для создания своего образа. Способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры, в котором изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят этот процесс, но при этом игра ограничивается правилами.

Работая, на группе детей раннего возраста знакомство с миром профессий я начала с таких сюжетно-ролевых игр как «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника». Именно с этими профессиями дети в этом возрасте хорошо знакомы, что позволяет с легкостью перевоплощаться в образы, принимать на себя различные роли.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: дошкольный, 3 – 7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников и покупателей. В отделах рассортировывают товары по отделам: «Продукты», «Рыба», «Хлебобулочные изделия», «Мясо», «Молоко», «Бытовая химия». Дети - покупатели  приходят в супермаркет за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе.

В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера.

Возраст: 3-7 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра " Поликлиника-аптека "

Цель: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного, аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.

Оборудование: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».

Возраст: 3-7 лет.
Ход игры: Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли. Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с игрой «Аптека».

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в мир профессий взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Библиографический список:

  1. Бойченко, Н.А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников.  / Н.А. Бойченко, Г.И.

Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова – К.: Рад.школа, 1982. – 112 с.

2. Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова – Самара: Изд. ЦПО, 2013. – 45 с.
3. Кондрашев, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004. –  52с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...

Лепбук - как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Лепбук- как средство ранней профориентации детейСоСоздание материала Учeбный материал в раздел "Детский сад" | Образовательная социальная сетьздание материала Учeбный материал в раздел "...

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА  ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...

Сюжетно - ролевая игра "Школа искусств", как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

Представлен материал музыкальной сюжетно - ролевой игры по художественно - эстетическому направлению "Школа искусств". Детям даётся представление о профессиях искусства через сюжетно - ролев...