МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
консультация

Масловская Ирина Юрьевна

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_4_mk_dlya_pedagogov_iskusstvo_kultura.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Масловская И.Ю., воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Белгорода

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА»

«РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.

Задачи: 

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми в ранней профориентации детей через различные виды театра.

2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров».

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Как известно, профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, и направлена на решение следующих задач:

 - ознакомление с миром профессий;

 - изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

 - ознакомление с правилами выбора профессии;

 - мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребенка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

Давайте немного отвлечемся и проверим в игровой форме, насколько хорошо наши педагоги знают разные профессии.

Игра «Назови профессию»

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию? (телерепортер)

2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (орнитолог)

3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты? (фармацевт)

4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. (нотариус)

Игра «Волшебная палочка»

Участники стоят в кругу и передают по кругу мяч из рук в руки, при этом ведущий называет профессию, а участники быстро называют предмет, который относится к этой профессии. Например: доктор – градусник.

Учитель – доска, мел, учебник…

Строитель – кирпич, каска…

Музыкант – ноты, скрипка…

Шофер – машина, руль, рычаг…

Продавец – касса, деньги…

Банкир – деньги…

Швея – иголка, нитки…и т.д.

Внедряя различные формы работы с воспитанниками, в практике используется дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является музыкально-театрализованная деятельность дошкольников. Театральное искусство близко и понятно детям, так как в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г.Н. Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального «я». В своей игре он похож на актера».

Музыкально-театрализованная деятельность занимает особое место в профориентационной работе с детьми. Благодаря театру укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развивается адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями.  Театрализованная деятельность открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры.

Театрализованная деятельность открывает новые возможности для совместного творчества, повышая уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формированию основ их театральной культуры.

Использование театрализованной деятельности в профориентационных целях – важнейшее ноу-хау педагогов детского сада. Оно отвечает актуальным задачам нового времени, поскольку приоритетом совершенствования дошкольного образования на новом этапе стала ориентация на актуализацию игровой деятельности дошкольников, важное место в которой занимает театрализованная игра и в целом театрально-игровая деятельность. Как показывает опыт, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития и социализации ребенка. Так как в театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие – дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения; в речевом развитии происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Особую актуальность приобретают театрализованные формы ознакомления старших дошкольников с профессиями: драматизации по произведениям детской литературы о ценности труда и профессии в жизни человека, кукольный театр по сюжетам и текстам сказок о труде, театрализованные игры по сюжетам и текстам сказок о труде и профессиях, трудолюбии и лени, театрализованные досуги, постановки и праздники профессий.

Разберемся в секретах мастерства проведения театрализованных постановок, досугов и настольных театров по профориентации. Во-первых, целенаправленно использован принцип опоры на произведения детской литературы и фольклора, использованы произведения о профессиях, стихи, песенки, драматизации. Во-вторых, для сюжета отобраны профессии, уже знакомые детям по программе обучения и воспитания в детском саду: повар, врач, пожарный, строитель. В-третьих, придуманы образы этих профессий, проанализирован и отобран литературный материал, разработан сюжет и драматургический конфликт, написан сценарий, в котором продуманы и предложены роли.

Все театры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. В игре-драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных героев. Игры-драматизации, это игры на основе текста и диалога. А вот режиссерские игры – «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляя артистами и озвучивая героев и комментируя сюжет, использует разные средства выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразными театрами, используемыми в детском саду: настольный, объемный, плоскостной, кукольный, теневой, пальчиковый и т.д.

Отвечая на вопрос, кем бы вы хотели стать, после проведенного досуга, настольного театра или постановки, дети часто называли те профессии, которые увидели в проведенном театрализованном мероприятии. Закономерно, что дети соотносят себя с тем, что видят и в чем участвуют.

А теперь немного отдохнем и вспомним всем знакомые сказки и мультфильмы.

Игра «Профессиональный прогноз»

Давайте вместе пофантазируем и подумаем кем бы могли работать в наши дни герои известных сказок и мультфильмов?

1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят». (пародистом)

2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин. (бизнесменом, животноводом, председателем колхоза, фермером)

3. Красная Шапочка. (социальным работником)

Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками воспитатели.

Конечно, решение проблемы непрерывной профориентации с детского сада возможно при условии обеспечения современным комплексом научно-методического сопровождения педагогических программ, психологических диагностик, игровых методик.

Я надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям, а использование театрализованной деятельности в ранней профориентации нам в этом поможет.

Уважаемые коллеги, спасибо Всем за внимание! Надеюсь, тема моего мастер-класса была актуальной и интересной для Вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

«Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Мастер-класс для педагогов по формированию основ ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством различных видов театра

Как театрализованная деятельность с детьми старшей группы влияет на раннюю профориентацию детей...

Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность...

Этнокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры...