Социализация дошкольников с нарушениями речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)
В работе рассмотрены вопросы социализации дошкольников с нарушениями речи. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Для эффективного устранения нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Как правило, регулярные логопедические занятия, работа над речевым режимом и активное участие родителей в процессе, позволяет ребенку справиться с речевыми нарушениями и восстановить связную и грамотную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация дошкольников с нарушениями речи»
Иванова Галина Евгеньевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ № 5 , г. о. Серпухов
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.
Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а у дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено.
Согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы. Коллектив сверстников и отношения в нем, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребенка, нередко она занимает основное место в его жизни. Мы не можем строить общение детей с нарушениями речи со сверстниками вместо самих детей, но мы можем им в этом помочь.
Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами ОУ, зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы.
Важнейшим условием успешной социализации ребенка с нарушениями речи является человеческое общение. Для его нормального речевого развития необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других компонентов речевой системы: полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка, умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных, сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. составлять самостоятельно рассказ-описание.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Для эффективного устранения нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Подобные занятия проводятся как индивидуально, так и группами. Логопеды рекомендуют родителям продолжать заниматься упражнениями для развития речи и в домашних условиях.
Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В первую очередь логопед занимается постановкой звуков и работой направленной на развитие фонематического слуха. Затем происходит автоматизация звука – в слогах, словах, предложениях. Ведется работа над грамматическим строем речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные, называть качество предметов, подбирать слова с противоположным значением. Далее выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют рассказы по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст. Ребята участвуют в небольших театрализованных представленьях. Такая работа проводится не только для автоматизации звука в речи, но и помогает в решении проблем коммуникативного характера.
Одним из важнейших направлений в работе учителя-логопеда является просвещение родителей. Ведь для успешной коррекции и развития детей с нарушениями речи, их социализации необходимо сначала изменить поведение находящихся рядом взрослых, приобщить их к проблемам детей, помочь создать комфортную семейную среду. Работа с родителями должна стать неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и осуществляться регулярно и целенаправленно.
В настоящее время в нашем ДОО внедряются новые формы работы с родителями – проведение совместных с учителем-логопедом, детьми и родителями занятий. Сначала родители получают теоретические знания – устные консультации, памятки, буклеты с полезной информацией. Затем родитель (мама) присутствует на занятии в роли наблюдателя, учится копировать действия логопеда, соблюдать последовательность, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома. Далее маме предлагается поучаствовать в отдельных эпизодах занятия.
На открытых занятиях по подготовке детей к обучению грамоте родители видят каких успехов достигли их дети после совместной работы. Они видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка. В результате у ребенка появляется возможность намного быстрее преодолеть трудности речевого характера, а значит решить сопутствующие проблемы – социализации в обществе.
Логопедическая и психологическая работа по преодолению речевых нарушений должна начинаться как можно раньше и носить комплексный характер, так как речь − это совокупность различных навыков.
Как правило, регулярные логопедические занятия, работа над речевым режимом и активное участие родителей в процессе, позволяет ребенку справиться с речевыми нарушениями и восстановить связную и грамотную речь.
Список литературы:
- Вершинина О.М.// Логопед. - 2004 - № 1.
- Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – 1998.
- Логопедия: учебник/ под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – 1998.
- Общее недоразвитие речи у дошкольников/ Рудакова Н.П. – 2013.
- Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня/
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М., 2002
Источники:
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr-3 https://logopediacentr.ru/narusheniya-rechi/onr-3-xarakteristika/ https://moluch.ru/archive/104/24238/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с нарушениями речи
Выготский Л.С., Алексеева М.М., Рубинштейн С.Л, Сохин Ф.А., Тихеева Е.И. в своих исследованиях показали, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связ...
Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориен...
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...
Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...
План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»
План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»...
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой указыв...