Социализация дошкольников с нарушениями речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Иванова Галина Евгеньевна

       В работе рассмотрены вопросы социализации дошкольников с нарушениями речи.  Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Для эффективного устранения нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.           

        Как правило, регулярные логопедические занятия, работа над речевым режимом и активное участие родителей в процессе, позволяет ребенку справиться с речевыми нарушениями и восстановить связную и грамотную речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация дошкольников с нарушениями речи»

Иванова Галина Евгеньевна,  учитель-логопед, МБОУ  СОШ № 5 , г. о. Серпухов

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой  указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.

Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а у дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено.  

Согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы.        Коллектив сверстников и отношения в нем, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребенка, нередко она занимает основное место в его жизни. Мы не можем строить общение детей с нарушениями речи со сверстниками вместо самих детей, но мы можем им в этом помочь.

Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами ОУ, зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы.

Важнейшим условием успешной социализации ребенка с нарушениями речи является человеческое общение. Для его нормального речевого развития необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других компонентов речевой системы: полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка, умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных, сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. составлять самостоятельно рассказ-описание.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

  Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.

   Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

   Для эффективного устранения нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

   Подобные занятия проводятся как индивидуально, так и группами. Логопеды рекомендуют родителям продолжать заниматься упражнениями для развития речи и в домашних условиях.

    Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В первую очередь логопед занимается постановкой звуков и работой направленной на развитие фонематического слуха.  Затем происходит автоматизация звука – в слогах, словах, предложениях.  Ведется работа над грамматическим строем речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные, называть качество предметов, подбирать слова с противоположным значением.  Далее выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют рассказы по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст.  Ребята участвуют в небольших театрализованных представленьях. Такая работа проводится не только для автоматизации звука в речи, но и помогает в решении проблем коммуникативного характера.

            Одним из важнейших направлений в работе учителя-логопеда является просвещение родителей. Ведь для успешной коррекции и развития детей с нарушениями речи, их социализации необходимо сначала изменить поведение находящихся рядом взрослых, приобщить их к проблемам детей, помочь создать комфортную семейную среду. Работа с родителями должна стать неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и осуществляться регулярно и целенаправленно.

 В настоящее время в нашем ДОО внедряются новые формы работы с родителями – проведение совместных с учителем-логопедом, детьми и родителями занятий.   Сначала родители получают теоретические знания – устные консультации, памятки, буклеты с полезной информацией. Затем родитель (мама) присутствует на занятии в роли наблюдателя, учится копировать действия логопеда, соблюдать последовательность, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома.  Далее маме предлагается поучаствовать в отдельных эпизодах занятия.

   На открытых  занятиях по подготовке детей к обучению грамоте родители видят каких успехов достигли их дети после совместной работы. Они видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей.  Менее ответственных родителей такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка. В результате у ребенка появляется возможность намного быстрее преодолеть трудности речевого характера, а значит решить сопутствующие проблемы – социализации в обществе.

Логопедическая и психологическая работа по преодолению речевых нарушений должна начинаться как можно раньше и носить комплексный характер, так как речь − это совокупность различных навыков.

  Как правило, регулярные логопедические занятия, работа над речевым режимом и активное участие родителей в процессе, позволяет ребенку справиться с речевыми нарушениями и восстановить связную и грамотную речь.

Список литературы:

  1. Вершинина О.М.// Логопед. - 2004 - № 1.
  2. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – 1998.
  3. Логопедия: учебник/ под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – 1998.
  4. Общее недоразвитие речи у дошкольников/ Рудакова Н.П. – 2013.
  5. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня/
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М., 2002

Источники:

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr-3               https://logopediacentr.ru/narusheniya-rechi/onr-3-xarakteristika/ https://moluch.ru/archive/104/24238/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушениями речи

Выготский Л.С., Алексеева М.М., Рубинштейн С.Л, Сохин Ф.А., Тихеева Е.И. в своих исследованиях показали, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связ...

Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориен...

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...

План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»

План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой  указыв...