«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Отмечая государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_individualnaya_traektoriya.docx | 507.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской центр внешкольной работы «Досуг»
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Автор: Г.Л. Овчарова - педагог дополнительного
образования высшей квалификационной категории
МБУ ДО ГЦВР «Досуг»
Введение
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Отмечая государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Новый закон «Об образовании в РФ», регламентирующий деятельность педагога, говорит о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Дополнительное образование – это особая творческая среда, в которую возможно включить детей с ОВЗ.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного маршрута, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Педагог дополнительного образования вместе с родителями каждого уникального ребенка выстраивает индивидуальную траекторию развития и личностного роста обучающегося.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия “индивидуальная образовательная траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный маршрут”.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как
- персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала учащегося: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Т.Н. Князева, А.П. Тряпицына и др.).
- как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М.И. Башмаков),
- как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (М.Ю. Лукьянова).
А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность. Индивидуализация образования и воспитания обеспечивает разностороннее развитие личности ребёнка, позволяет формировать навыки самообразования и самореализации личности.
Создание условий для реализации индивидуальной траектории развития учащегося с ОВЗ дает возможность педагогу использовать различные механизмы, адекватные современным условиям, формы и подходы, обеспечивающие развитие личности учащихся и их социализации, учитывающие готовность учащихся к обучению, индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья, социальное положение ребенка.
- Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ
Актуальной проблемой современного российского общества является социализация детей с нарушениями в развитии. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования.
Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания приводит к возрастанию эмоционального напряжения, и как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка.
Забота об детях с ОВЗ предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений; накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Социально-педагогическая деятельность в условиях дополнительного образования - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку с ОВЗ, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
При реализации индивидуальной образовательной траектории мы используем следующую Модель процесса ключевых компетенций личностного и социального развития дошкольника.
Модель процесса ключевых компетенций личностного и социального развития дошкольника
Ключевые компетенции детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Компетенции | Характеристика компетенций |
Знаньевые | -владение способами: познания (анализ, сравнение, классификация, сериация, суждение, обобщение, выводы); описания многообразия свойств, явлений, взаимосвязей наблюдаемого и познаваемого окружающего мира; точного подбора слов для описания, обозначения значимости отдельных свойств предметов, объектов, явлений для существования его как целостного явления (понятия, категории, суждения); кодирования и декодирования информации. |
Ценностно-смысловые | - открытие и объяснение смысла способов познания для собственного развития (удовлетворение любознательности, познавательных интересов, потребностей, мотивов, склонностей, способностей). |
Социальные | -освоение способов согласования действий на этапе планирования и выполнения деятельности, умение работать в команде, общаться по способам достижения целей, поддерживать общение в процессе познавательной деятельности; -владение способами: социального взаимодействия (помощь, договор, диалог, постановка вопроса, подражание, согласование, высказывание, оспаривание), совместного взаимодействия, регулирования отношений, положительной оценки другого. проявление интереса к современному социо-культурному пространству – времени, событий, людей, творчества и др.; - владение общепринятыми нормами общения с детьми и взрослыми; - ориентация в поведении на основные нравственные, эстетические и гуманные ценности, регулирующие поведение людей; -знание основных практических и интеллектуальных способов познания (сравнить, экспериментировать, высказать суждение, предположение и т.п.); |
Интеллектуальные | -владение способами: познания (анализ, сравнение, классификация, сериация, суждение, обобщение, выводы); описания многообразия свойств, явлений, взаимосвязей наблюдаемого и познаваемого окружающего мира; точного подбора слов для описания, обозначения значимости отдельных свойств предметов, объектов, явлений для существования его как целостного явления (понятия, категории, суждения); кодирования и декодирования информации. |
- Программа формирования социальной компетенции «Маленький да удаленький»
Дата проведения | Задачи |
Сентябрь 1. Культурный человек. 2. Каким я хочу быть… 3. Мои достоинства и недостатки. 4. Не хочу быть неряхой. Октябрь. 1. Маленький, да удаленький. 2. Правила этики. 3. Рыцарский этикет. 4. Какая бывает красота. Ноябрь. 1. Наша дружная семья. 2. Дом, в котором ты живешь. 3. Что такое культура. 4. В мире вежливых слов. | Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Способствовать избавлению от дурных привычек и формированию полезных. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. Знакомить с правилами этикета. |
Декабрь. 1. Я тебя прощаю. 2. Почему ты обиделся? 3. Зачем нужен друг. 4. Легко ли быть справедливым. Январь. 1. Умеешь ли ты дружить. 2. Учусь себя оценивать. Февраль. 1. Я без взрослых. 2. Учусь мечтать. 3. Гостям всегда рады (мы выбираем подарок). 4. Мы идем в гости. | Развивать умение анализировать поступки, сравнивать их с общепринятыми. Развивать ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам. Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятие о дружбе, друзьях. Учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать. |
Март. 1. Мы принимаем гостей. 2. У мамы с папой гости. 3. Подарок любимому человеку. 4. Долг платежом красен. Апрель. 1. Я пешеход. 2. Я пассажир. 3. Учусь сочувствовать. 4. О фантазерах и лгунишках. | Закрепить правила поведения в общественных местах. Воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам. Воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых. |
Май. 1. Новенький. 2. Достаточно ли мы воспитаны. 3. Культура и мы. 4. Детский бал «Мы принимаем» | Подготовить детей к переходу в новый коллектив. Упражнять в различных формах знакомств. Вызвать желание радоваться успехам сверстников. Развивать эстетический вкус детей, закреплять общепринятые нормы поведения. |
Компоненты | Критерии сформированности социальной компетентности | |
5-6 лет | Мотивационный( включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;) | толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность, |
Когнитивный (познание другого человека (взрослого, сверстника), способность понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.; | толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность, | |
Поведенческий (выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения) | толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность, |
Критерии сформированности социальной компетентности
Диагностические методы изучения уровня социальной компетентности
- Метод математической статистики: t- критерий Стьюдента (критерий на различия).
- Влияния родительско-детских отношений на формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного изучается при помощи:
- теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.
- проективной методики «Картинки» Рене Жиля. Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.
- теста Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи». Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.
- опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Форма проведения тестирования - групповая с родителями.
- теста для родителей. Авторы теста: Я.А.Варга, В.В.Столин. Форма проведения тестирования - групповая с родителями.
- Формы и методы работы с родителями особого ребенка
.
Работа педагога дополнительного образования с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме. Следующий этап получения обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации взаимодействия с семьей. При этом выделяем , на наш взгляд, наиболее значимые приемы для получения первого результата , таких как: тестирование , анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам . Проанализировав результаты анкетирования родителей ,составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.
Выбираем формы проведения работы с родителями:
- Узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор, выход на проблемы и нахождение конкретных путей их решения. Это беседы, консультации , тесты- опросники, наглядная пропаганда, тренинг, видеоматериал , встреча -дискуссия, выставка методической литературы.
- Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.
- Интересная и результативная форма работы с родителями - практическая деятельность педагога с родителями . Это практикумы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке
- Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком. Родителям и ребенку предлагаем стать партнерами в занимательных упражнениях. Предлагаем каждому родителю использовать любой удобный момент игрового контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен для взрослого вне зависимости от его удач и просчетов, внимательно относиться к его трудностям, любить, ценить и принимать ребенка таким , какой он есть. Ведь семья нужна ребенку, а он не будет для других людей столь же близким и желанным.
- Показ коррекционно- интегрированных занятий. Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции.
- Владея полной информацией, родители быстро адаптируются к существующему положению вещей, принимают конструктивные решения и правильно выбирают путь общения в ребенком.
- Проведенное анкетирование по результатам работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, показало, что родители достаточно высоко оценили открытость и доступность информации, позитивно оценили роль дополнительного образования как источника обогащения их педагогического опыта.
В ШРР «Успех» обоснована целесообразность применения технологии взаимодействия с родителями (матерями) детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования, данная технология представляет собой поэтапную педагогическую деятельность специалистов и самих родителей, основанную на принципе партнерства и направленную на повышение педагогической культуры матерей, вовлечение их в процесс реализации индивидуальной траектории своего ребёнка.
В связи с этим в ГЦВР «Досуг» создана группа «Уникальный ребенок», которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов Центра и родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, повышения психологической компетентности родителей.
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Годовой план
Направления деятельности | Темы | Сроки |
1.Профилактическая работа | 1. «Ребенок и его психологическое здоровье» (семинар) | сентябрь |
2. «Познание себя как родителя» «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева) | октябрь | |
3. «Мой ребёнок – будущий первоклассник ( как подготовить ребёнка к школе с помощью дополнительного образования) « | ноябрь | |
5. «Конфликты с детьми и их преодоление» (анализ различных подходов в воспитании детей; наказания и поощрения – за и против) | январь | |
6. Ведение дневника «События нашей жизни». | февраль | |
7. «Стимулирование интересов и способностей» (практикум) | март | |
8. «Особенности эмоциональной сферы» (беседа) | апрель | |
9. Проведение диагностической игры: «Как родители могут сами определить степень готовности своего ребенка к школе» (игра-практикум) | май | |
2. Диагностическая работа | 1. Отношение к совместному обучению и осведомленность родителей об инклюзивном образовании. | ноябрь |
2. Тренинг личностного роста «Какой я? Чего могу достичь?» | март | |
| май | |
3. Консультационная работа | Индивидуальные консультации родителей по проблемам воспитания и развития ребенка с ОВЗ, организации занятий дома с детьми, заполнение индивидуальных маршрутов, составление социального паспорта, оформление «Портфеля достижений» | По запросу родителей в течение года |
- Структура индивидуальной траектории
Структура индивидуальной траектории развития включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей и идей);
Цель: реализация индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ (без нарушения интеллекта) в рамках работы Школы раннего развития ребенка «Успех».
Основные идеи:приоритет младшей ступени обучения (дошкольное образование) в общей системе образования, то есть обеспечение успешного старта для всех:
- если детей правильно учили самостоятельности на младшей ступени, то на старшей они будут успешнее за счет высокой доли самообучения;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, путем развития индивидуальных стратегий педагогической поддержки, разработанных на основе результатов мониторинга;
- выявление и устранение трудностей в обучении и воспитании на ранних этапах.
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
В работе с детьми данной категории используется комбинация элементов традиционных и коррекционно-развивающих методик с инновационными подходами. Активизация деятельности педагога и ребенка происходит на основе сотрудничества, сотворчества и соавторства. Данная совместная работа, осуществляемая вместе с обучающимися и их родителями, позволяет выделить перспективные направления и пути расширения зон саморазвития детей с ОВЗ, и приносит желаемый результат.
- Выбор форм и методов обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого уникального ребёнка;
- Организация образовательных программ предполагающих включение модулей с низким или высоким уровнем обучения
- Обеспечение самостоятельной познавательной активности ребёнка;
- Осуществление семейно - ориентированного сопровождения (консультирование, создание детско-родительской группы «Уникальный ребенок», анкетирование родителей , тесты на выявление способностей к творчеству).
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания вариативных учебных программ) по курсам «Заниматика», «Весёлая азбука», «Оригамушки»; Программа формирования социальной компетенции; мониторинг сформированности универсальных учебных действий (составление таблицы с задачами и заданиями по формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с одаренными обучающимися);
Организация развивающей среды для детей через:
- интегрированную программу «Мир музыки и слова»,
- интегрированную программу «Театр оригами».
- внедрение мнемотехнологии (Технология «запоминания» с помощью мнемотаблиц);
- пальчиковые игры, решение загадок помогут запомнить буквы и освоить навыки чтения (О. Новиковская «Пальчиковая азбука»);
- фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;
- методика «Буквограмма». Направлена: научить перекодировать звуки в символы, то есть в буквы. Символ располагается в пространстве листа и должен вписываться в строку. Это система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения, что помогает решить проблему с чтением и письмом. Используются приемы и упражнения направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, сенсорную коррекцию, справиться с проблемами: замены букв при чтении и письме; пропуски букв; зеркальное написание букв и цифр; путаница право и лево;
- ИКТ-технология предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия;
- использование методов и приёмов проектной и исследовательской деятельности;
- взаимодействие с семьями: разработка и реализация индивидуальных маршрутов совместно с родителями (составление и заполнение таблицы по формированию универсальных учебных действий, составление семейного портфолио;.
- программа формирования социальной компетенции «Маленький да удаленький»;
- педагогическая технология, направленная на развитие познавательной и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через обучение их приемам техники «Оригами» в рамках дополнительного образования
Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие внимания, памяти, мышления, речевых функций, а также особо развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка.
Оригами позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Оно дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты. В процессе работы по оригами решаются сложные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, знакомятся с геометрическими фигурами, получают виды треугольников, многоугольников, легко ориентируются на листе бумаги, учатся «читать» и работать по схемам, используя условные обозначения. Развивается моторика пальцев рук, логика, воображение. Дети учатся творить. Оригами - это творчество, и ребенок должен «творить», играя без принуждения.
- Изотерапия - лечебное воздействие, коррекция посредством декоративно – прикладного искусства.Такая терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. В современной изотерапии выделяют два направления: использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритации пациентами.
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
При составлении индивидуального образовательного маршрута педагог дополнительного образования, организующий обучение, должен иметь технологический инструментарий не только для поэтапного формирования у детей (искомых) знаний, умений и навыков по курсу «Веселая азбука» или «Заниматика», но и для соответствующей контрольно – оценочной деятельности. Полагаем, что диагностика качества умений возможна лишь в том случае, если процесс формирования каждого умения будет выстроен в определенную технологическую цепочку, движение по которой можно поэтапно контролировать через предлагаемую карту индивидуального маршрута воспитанника. Мониторинг качества обучения предполагает систематическое наблюдение за ходом и результативностью познавательного процесса и оперативное реагирование на индивидуальные проблемы детей в усвоении той или иной темы.
Остановимся на готовности к овладению грамотой и на готовности к овладению математикой. Это поможет выделить составляющие той или другой готовности, увидеть как общие, так и специфические их компоненты. От того, насколько хорошо воспитанник овладеет чтением, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.
Чтение невозможно без высокого уровня устной речи, развития слухо – речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, наглядно – образного мышления, логического мышления, а также определенного уровня личностного развития ребёнка.
Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно – образного мышления, логического мышления (операции классификации, нахождения признака), зрительно – моторных координаций, определенный уровень дочисловых представлений.
Выделяется 4 группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:
А) уровень общего развития
Б) неречевые функции
В) развитие устной речи
Г) наличие дочисловых представлений
Для этого необходимо продумать в деталях операционный состав по каждой конкретной теме занятия и выстроить технологическую цепочку и формы текущего контроля по мере прохождения конкретной темы.
Рассмотрим на конкретном примере технологическую цепочку организации тестирования:
Вопрос | Ответ |
Кого контролировать? | Учим группу. Контролируем (2 чел.) имеющих высокие способности. Наблюдаем в течение года. |
Когда контролировать? | Не реже 1 раза в месяц (лучше - в последнюю неделю каждого месяца) |
Как контролировать? | Через систему мини – тестов. Можно использовать устное тестирование. Продолжительность не более 10 мину по 2 – 3 вопроса, каждое задание теста оценивать в баллах. 2б. – высокий уровень 1б. – средний уровень 0б. – низкий уровень |
- Стартовая диагностика.
Методика «Светофор»
Красный цвет – Стоп! Вперед нельзя, друзья! Повторять усядусь я!
Желтый цвет - Здесь внимание, друзья! Сомневаюсь еще я!
Зеленый цвет – А теперь вперед, друзья! В знаниях уверен я!
- Методические приемы.
Методическим приёмом, позволяющим сформировать интерес к знаниям, является отбор посильных для ребёнка заданий, выполнение которых, позволит пережить ситуацию успеха, такие задания подобраны по каждому курсу в программе индивидуальных занятий. Целесообразно убедить родителей в необходимости работать с такими детьми дома и показать как это делать (методические рекомендации для родителей)
- Итоговая диагностика.
Качество выполнения всего текста учитывается в баллах. Для воспитанника достаточно словесной оценки педагога (похвалы).
Данные заносятся в карту психолого-педагогического обследования.
Диагностические методы изучения уровня социальной компетентности
- результативный (формулируются ожидаемые результаты и перспективы).
- Увеличение числа детей, нуждающихся в специальном внимании педагогов и родителей.
- Необходимость систематизации работы по введению индивидуальных карт.
- Информирование родителей об эффективности дополнительного обучения и внимания своим детям – это повышает эффективность обучающего процесса, способствует положительной адаптации к школьному обучению, безболезненному переходу на новый социальный уровень, формирует социально здоровую личность.
- Организация развивающей среды для детей в виде новых программ: интегрированная программа «Мир музыки и слова», интегрированная программа «Театр оригами» (использовать поделки для развития всех компонентов связной речи)
- Изучение и внедрение мнемотехнологии (Технология «запоминания» с помощью мнемотаблиц)
- Использование методов и приёмов проектной и исследовательской деятельности.
- Взаимодействие с семьями воспитанников через традиционные и новые формы работы, демонстрация успехов обучающихся посредством “Портфель достижений”составление семейного портфолио, участие в работе детско-родительской группы «Уникальный ребёнок»
Использование индивидуальных траекторий при работе с детьми ОВЗ позволяет решить несколько важнейших задач:
- удовлетворить повышенные образовательные запросы;
- дать возможность попробовать различные углубленные интегрированные курсы и сознательно выбрать профиль в дополнительном образовании;
- повысить мотивацию к исследовательской деятельности ;
- поднять интерес к дополнительному образованию;
- создают возможность успешного выступления на внешних мероприятиях, что является важнейшим стимулом к обучению.
Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимися, педагогами и родителями продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.
В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает модели, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д. (Приложение 2);
Каждому ребёнку предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной и в конце года, ребёнок может показать свой отчёт о проделанной работе за полугодие, год.
В перспективе стремление к личностному росту детей
- сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению,практические действия по реализации намеченного пути;
- поиск идей, замысла, подбор адекватных приёмов воображения, передачи идей;
- выработка самооценки;
- способность работать и творить как в группе сверстников, так и индивидуально создавать духовно – творческий продукт.
- Накопительная папка индивидуальной траектории обучающегося
Школы раннего развития «Успех»
Содержание папки
- КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
1.1.Карта индивидуального образовательного маршрута по курсу «Заниматика» модуль «Удивляндия» ШРР «Успех» (Приложение№1)
1.2. Карта индивидуального образовательного маршрута по курсу «Весёлая азбука» модуль «Удивляндия» ШРР «Успех» (Приложение№2)
- ПРОГРАММА «ОРИГАМУШКИ» (Приложение№3)
2.1Таблица достижений в технике оригами
2.2.Диагностика освоения техники оригами
- МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ(Приложение№4)
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ(Приложение№5)
4.1. Конструктивная деятельность
4.2. Восприятие
4.3.Ориентировка во времени
4.4. Внимание
4.5. Память
4.6. Мышление
4.7. Речь
4.8. Эмоционально волевая сфера
4.9. Моторика
5.КАРТА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ(Приложение№6)
5.1.Самореализация обучающегося в досуговой деятельности
5.2. Самореализация обучающихся в конкурсах, выставках
5.3. Диагностические методы изучения уровня социальной компетентности
6. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВОСПИТАННИКА(Приложение№7)
7. ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
8. «ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ»(Презентация)
8. 1. «Знакомьтесь – это я»
8.2. «Копилка помощник»
8.3. «Мои успехи»
Список использованных источников
1. Баряева Л.Б. и др. «Родник» - Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997. Программа рекомендована в качестве программно-методических материалов для использования в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Научно-методическим советом по коррекционно-методическому направлению дошкольного образования Минобразования РФ (1997).
2.Булатова, О. В. К вопросу о готовности системы общего образования к инклюзивному обучению.
3.Буторина, О. Ю. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования /О. Ю. Буторина // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии. – Екатеринбург, 2007. – №7 (11). – С. 132–137 (0, 3 п. л.).
4.Буторина, О. Ю. Клуб как организационная форма социокультурной деятельности с семьями детей-инвалидов / О. Ю. Буторина, М.А.Беляева // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург : УрГПУ, 2010. – №1. – С. 39–46 (0,4/0, 2 п.л.).
5.Буторина, О. Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ю. Буторина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2009. – № 5 (83). Педагогика.– С. 45– 47 (0, 2 п.л.).
5.Добря, М. Я., Мальчевская М. Л. Исследование педагогических
к инклюзивному обучению / М. Я. Добря, М. Л. Мальчевская
конференции. - Новосибирск, 2013. - С. 6-15.
6.Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 2002.
материалы международной заочной научно - практической
международной заочной научно-практической конференции.
Новосибирск, 2013. - С. 29-34.
общество: вопросы педагогики и психологии: материалы
7.Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В 8 кн. М., 2001. Программа рекомендована Министерством образования РФ (1998).
условий адаптации детей сограниченными возможностями здоровья
8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1 и 2. – М., 1993.
9.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие. – М., 2003.
http://logonadym.ucoz.ru/index/perspektivnyj_plan_raboty_s_roditeljami_detej_s_ovz/0-6
http://edu-open.ru/portals/0/documents/spec/Аналитич.отчет%20по%20потребностям%20детей.pdf
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/01/31/individualnaya-obrazovatelnaya-programma-na-rebenka-s-ovz
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Карта индивидуального образовательного маршрута
по курсу «Заниматика» модуль «Удивляндия» ШРР «Успех»
ФИО Кира Громова_________________ учащегося ________________
на _____2015-2016_________ учебный год
Геометрические фигуры | Стартовая диагностика | месяц | Методические приёмы | итоговая диагностика | ||||
- видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов | Кр. | Ж | З. | 0 Б | 1 | 2 | ||
. | 09 | ВИК Т1 | . | КТ 2 | ||||
- узнавать и называть квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус. | 10 | ИПЗ №3,9 | 2 | |||||
Величина | ||||||||
- сравнивать предметы по 5 размерам: величина, высота, ширина, длина, толщина. Измерять длину предмета, сравнивать их по длине, обозначать единицей измерения – сантиметром. | 09 | ИПЗ№2 ИПЗ№8 | 1 | КТ | ||||
Располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения | 11 | ИПЗ №2 | 1 | |||||
Пространственные представления. | ||||||||
- умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги. По образцу конструировать сложные фигуры из простых. | 10 | Т3, Т4 ИПЗ№7 ВИК | 1 | КТ | ||||
Цифры. Числа и операции над ними в пределах 10 | ||||||||
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными | 10-05 | ИПЗ№4,5 Т5 ВИК | 1 | |||||
- соотносить цифру с количеством предметов | 09 | ИПЗ№11 Т6 | КТ 2 | |||||
- называть для каждого числа предыдущее и последующее | 09-05 | ИПЗ№14,15 Т7 | 1 | |||||
- сравнивать числа используя знаки =; | 12-05 | ИПЗ№12 Т8 | 0 | КТ | ||||
- определять состав чисел, записывать сложение и вычитание чисел с помощью знаков - ; +; =. | Т9 | КТ | ||||||
Задача (условие, вопрос, решение, ответ) | ||||||||
-составлять и решать задачи на сложение и вычитание | 03-05 | ВИК | 1 | КТ |
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
Карта индивидуального образовательного маршрута
По курсу «Весёлая азбука» ШРР «Успех»
ФИО _________________ учащегося ________________
на ______________ учебный год
Развитие речи | Стартовая диагностика | МЕСЯЦ | Методические приёмы | Итоговая диагностика | |||||
Кр. | Ж. | З. | 0 Б | 1 | 2 | ||||
Предложение Слово Слоги | ВИК ИПЗ№1,2,3,4 ИПЗ№6,7,8 | 1 | КТ | ||||||
Гласные звуки и буквы | ИПЗ№ 18, | КТ 2 | |||||||
Согласные звуки и буквы | ИПЗ№23 | 2 | |||||||
Слияние согласного звука с гласным | ИПЗ№18 | 1 | КТ | ||||||
Обозначение мягкости и твёрдости согласных | ИПЗ№16,19 ВИК | 1 | КТ | ||||||
Звуко-буквенный анализ слов | Ипз№19 | КТ | |||||||
Составление схем с обозначением гласных букв – красным цветом, мягких согласных – зелёным цветом, твердых согласных –синим цветом. | 1 | ||||||||
Чтение целыми словами | ИПЗ№25 ВИК | 0 | КТ |
Условные обозначения:
Т1, Т2…- номера мини – тестов
ВИК – внутригрупповой индивидуальный контроль (дополнительное тестирование)
КТ – контрольный тест
КР. – стоп! (красный цвет)
Ж. – сомневаюсь (жёлтый)
З – вперёд! (зелёный)
ИПЗ №1…– программа индивидуальных занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
ПРОГРАММА «ОРИГАМУШКИ»
Цель: обучение приемам складывания бумаги в технике «Оригами», как средство развития познавательной и творческой активности
Задачи:
1. Ознакомление с искусством «Оригами», изучение элементарных базовых форм с углубленной проработкой отдельных тем;
2. Планирование образовательного процесса по обучению приемам складывания бумаги в технике «Оригами» с целью развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ.
Этапы работы
1.Подготовительный этап – повышение интереса у старших дошкольников к искусству и технике «Оригами».
Методы: наглядно-словесные (показ, выполнение последовательности действий, беседа, объяснение, чтение и рассказывание сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций, картинок с использованием мультимедийного оборудования, рассматривание алгоритмов выполнения).
2.Основной этап – обучение старших дошкольников приемам складывания бумаги в технике «Оригами».
Методы: игровые, проблемно-поисковые, продуктивные (игровые и проблемные ситуации, широкое использование игр и упражнений; применение мнемотаблиц, схем выполнения работ; инсценировка сказок с игрушками, сделанными в технике «Оригами»; детальное изучение каждой базовой формы, домашнее задание - работа с родителями - презентации, рекомендации, советы, индивидуальные беседы, выступление на родительских собраниях.
3.Заключительный этап – изготовление игрушек для малышей, самостоятельное изготовление всех базовых форм в технике «Оригами»; проведение развлечений; оформление выставок; составление альбома выполненных работ.
Главная задача – дать возможность сформировать умение по выполнению базовых форм разной сложности, чтобы при их выполнении у детей не возникало ни каких затруднений.
Конечным результатом обучения считается умение выполнять складывание из бумаги в технике «Оригами» используя разнообразные базовые формы. Это умение позволит повысить развитие познавательной активности, разовьет у детей способность действовать "в уме", предугадывать схему выполнения, будет возможен перенос этой способности на другой материал.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОРИГАМИ
Сентябрь | Знакомство с оригами. Знакомим с условными и приёмами. Учим складывать. | Продолжить знакомство с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка» , изготовить дом. |
Октябрь | Базовая форма «Треугольник» Щенок. Стаканчик. Котенок. Зайчонок. | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
Ноябрь | Базовая форма «Воздушный змей» Сова. Лебедь. Рыба. Осел. | Учить работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию педагога. |
Декабрь | Базовая форма «Двойной треугольник» Ёлка. Новогодняя звезда. Ёлочная звезда. Сапожок для подарков | Учить сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную). |
Январь | Базовая форма «Дверь» Мышь. Поросенок. Автомобиль. Тюлень. | Познакомить с новой базовой формой «дверь». учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. |
Февраль | Базовая форма «Блин». Шапочка (пилотка). Шапочка с козырьком. Корона. Коробочка. | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей. |
Март | Базовая форма «Двойной треугольник». Тюльпан. Настенная сумочка. Прыгающая лягушка. Летучая мышь. | Учить складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию , делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию. |
Апрель | Базовая форма «Двойной треугольник». Ракета. Самолет. Лодка. Ходячий гномик | Учить создавать тематические работы на основе базовой формы «двойной треугольник» |
Май | Базовая форма «Треугольник». Цветок. Змей. Истребитель. Лодка. | Учить сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. |
ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
Показатели | ||||
I | II | III | ||
1. | Умение складывать по образцу и словесному описанию | |||
2. | Умение складывать по схеме и словесному описанию | |||
3. | Знание условных обозначений | |||
4. | Знать термины: вершина, сторона, линия сгиба, центр квадрата | |||
5. | Знать геометрические понятия: диагональ, квадрат, треугольник |
Диагностика освоения техники оригами
Задание 1.
Выбери правильный ответ. К какой базовой форме относятся данные фигурки, выполненные в технике оригами: мордочка собаки и кота, цветок.
1. базовая форма «Треугольник».
2. Базовая форма «Блинчик».
Оценка результатов: правильный ответ оценивается 1 баллом.
Задание 2.
Обведи кружком букву с правильным ответом.
Оригами – это …
А – искусство складывания из бумаги.
Б – работа с бумагой, клеем, ножницами.
Оценка результатов: Правильный ответ А – 1 балл
Задание 3.
Обведи букву с правильной схемой базовой формы «треугольник»
А Б
Задание 4.
Установи соответствие. Соедини стрелками правильные ответы.
а) Базовая форма
«двойной треугольник» пароход
б) Базовая форма
«блинчик» ёлочка
Общая сумма результатов: В – 4 балла
С – 3 балла
Н – 1,2 балла
ПРИЛОЖЕНИЕ№4
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия | Конкретные задачи и задания самому себе | |
задачи | задания | |
Личностные |
| Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой – то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. |
Регулятивные |
| Нужно изготовить фигурку лисы в технике оригами. Определи порядок своих действий. Для этого из приведённого списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. |
познавательные |
| На рисунке три предмета. Найди лишний предмет и обоснуй свой вариант ответа. |
коммуникативные |
| Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо…(заверши сам). Родители отказываются выполнять твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов. |
Универсальныеучебные действия | Уровень развития | ||
Репродуктивный (не сформированные, но необходимые) | Конструктивный (требующие развития) | Творческий (сформированные и развитые) | |
Личностные | |||
Регулятивные | |||
Познавательные | |||
Коммуникативные |
ПРИЛОЖЕНИЕ№5
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Фамилия, имя ребенка Громова_Кира_________________________________________________________
Дата рождения, возраст ___07.08.2008_______ Дата поступления ___01.09.2012___
Дата обследования:__ _______________
Первичное (п/о)____09.2015______________
промежуточное (пр/о)______12.2015______________________
итоговое (и/о)_________05.2016______________________________
0 баллов – низкий уровень
1 балл – средний уровень
2 балла – высокий уровень
Конструктивная деятельность
Задание | Пирамида | Матрешка | «Доска Сегена» | «Почтовый ящик» | Кубики | Разрезанные картинки | ||||
Из 5 колец | Из 7 колец | 5-составная | 7-составная | Из 9 | Из 12 | Из 6 частей | Из 10 частей | |||
п/о | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
пр/о | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
и/о | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Восприятие
Величина | Большой / маленький | Высокий / низкий | Широкий / узкий | Длинный / короткий | Толстый / тонкий |
п/о | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
пр/о | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
и/о | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Цвет | Красный | Синий | Зеленый | Желтый | Белый | Черный | Фиолетовый | Оранжевый | Голубой | Розовый | Коричневый | Серый |
п/о | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
пр/о | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
и/о | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Пространственная ориентация | Справа | Слева | Вверх | Вниз | Посередине | Впереди | Сзади | Слева- вниз | Слева- вверх | Справа- вниз | Справа- вверх |
п/о | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
пр/о | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
и/о | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ориентировка во времени
Времена года | Части суток | Дни недели | Вчера, сегодня, завтра | ||||||||
п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о |
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 |
Внимание
Концентрация («Чего не хватает?») | Устойчивость, переключ. («Найди отличия между картинками») | Сосредоточение, распределение | |||||||||
«Найди 2 повторяющиеся картинки» | «Отыскивание картинок в таблице» | ||||||||||
п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 |
Память
Зрительно-предметная память («Запоминание картинок, предметов») | ||||||||
5-7 | 8-10 | 10-12 | ||||||
п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Мышление
Наглядно-образное | Словесно-логическое | ||||||||||
«Понимание серии сюжетных картинок» | «Понимание нелепых картинок» | Классификация, «Четвертый лишний» | «Кто что любит?» | ||||||||
п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Речь
Понимание речи | Фонематический слух | Звуко - произношение | Связная речь | Словарь | Предлоги | Слоговая структура | Грамматический строй | |||
пассив | актив | простые | сложные | |||||||
п/о | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
пр/о | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
и/о | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Звуко- буквенный разбор слов | ||||||||||||||||||||||||||||||
год | слон | мяч | мыло | соль | дом | рука | пол | весна | Сын | |||||||||||||||||||||
п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Эмоционально-волевая сфера
Контактность | Активность | Интерес | Работоспособность | ||||||||
п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о |
1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Моторика
Двигательная память, переключаемость движ., самоконтроль | Статическая и динамическая координация | Пространственная организация движений | Произвольная моторика пальцев рук | ||||||||
п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о | п/о | пр/о | и/о |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Заключение_________Звуковая сторона характеризуется неточностью артикуляции многих звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Искаженное произношение шипящих и сонорных звуков. Не определяет наличие и место звука в слове_.___________________________________________________________________________ Кира активно общается со сверстниками и взрослыми. Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями, задает вопросы, привлекает к общению детей.
Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Ориентируется на общепринятые нормы поведения в обществе (без напоминания здоровается, прощается, уважительно обращается к взрослым).___________________________________________________________
Проявляет стремление к общению с книгой, с удовольствием слушает литературные произведения.
Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки. Выражает желание посещать концерты, муз.театры.
Освоила различные базовые формы в технике оригами.
Может организовать рабочее место. Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Рекомендации_____
_____________________ проявление инициативности, самостоятельности, активности и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений
не отвлекается, проявляет упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит удовлетворение, радость и гордость за выполненное задание.________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ№6
КАРТА СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ МБОУ ДОД ГЦВР «ДОСУГ»
ШРР «Успех» ____________Громова Кира_______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ№7
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧАЩЕГОСЯ
(заполняется родителями)
Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работы социально-педагогической службы с Вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его жизни и развития. Это поможет нашим специалистам подобрать для Вашего ребенка адекватные методы обучения и коррекции с учетом его индивидуальных особенностей. Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкеты подробно, ничего не пропуская. Заранее благодарим Вас за ваш труд.
1 часть
1. Ф.И.О. ребенка
2. Дата рождения ребенка
3. Возраст ребенка на момент заполнения анкеты
4. Кем заполняется анкета
5. Родители:
мать, Ф.И.О.
возраст
профессия
род занятий в настоящее время
хронические заболевания (если есть)
отец, Ф.И.О.
возраст
профессия
род занятий в настоящее время
хронические заболевания (если есть)
6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в его жизни
7. Жилищно-бытовые условия:
а) квартира (комната) -- (количество комнат)
б) кв. метров на человека
в) что есть у ребенка (отд. комната, вместе с другими
детьми, уголок и т. д.) _________________________________
2 часть
1. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть):
да нет не помню
Если «да», то какие и на каком сроке?
2. Роды (нужное подчеркнуть):
в срок преждевременные запоздалые.
Какие по счету роды
3. Были ли осложнения при родах (нужное подчеркнуть): да нет не помню.
4. Раннее развитие (нужное подчеркнуть):
соответствовало возрасту, раннее с задержкой.
сидеть начал с мес.
ползать начал с мес., активно мало не ползал
стоять начал с мес.
ходить начал с мес.
5. Речевое развитие (с какого возраста): гуканье, гуление, лепет
первое слово
первая простая фраза
развернутая фраза
6. Соблюдает ли ребенок режим дня? Укажите какой:
времени сна приема пищи прогулок.
7. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине?
в возрасте____________в связи______________________________________________
8. Наблюдались ли у других специалистов (Каких?)
9. Дополнительные занятия в этом возрасте (нужное подчеркнуть):
Массаж, лечебная гимнастика, плавание, другие___________________________
10. Какие особенности раннего развития Вашего ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли отметить____________________________________________________________________
11. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? Укажите, какие:
обычный детский сад с ____ лет по ____ лет;
логопедический с ____ лет по ____ лет;
санаторного типа с ____ лет по ____ лет;
другое с ______ лет по ______ лет.
12. Как относится ребенок к Школе раннего развития (нужное подчеркнуть):
положительно негативно безразлично.
13. Чем болел в этот период и как часто?
14. Занимался ли ребенок с логопедом?
В каком возрасте
15. Какие любимые игры есть у Вашего ребенка?
16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми или взрослыми)?
17. В какое время засыпает ребенок?
18. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да. Нет
19. Как Ваш ребенок спит (подчеркните все пункты, которые относятся к Вашему ребенку):
спит крепко / беспокойно;
легко засыпает;/долго засыпает;
вскрикивает, разговаривает, стонет во сне;ходит во сне.
Укажите, как часто это происходит
20. Что, с Вашей точки зрения, может представлять для ребенка опасность в городском центре или служить причиной травматизма
21. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть (нужное подчеркнуть):
часто беспокоен и возбужден;
часто вял, апатичен и пассивен;
много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях;
много беспокоится по поводу своих отношений с другими детьми и взрослыми;
много беспокоится по поводу своей внешности;
неорганизован, разболтан, несобран;
часто без повода раздражается;
легко выходит из себя из-за неудач и замечаний;
не в меру плаксив.
22. Были ли какие-либо чрезвычайные ситуации в семье?
23. Какова была реакция ребенка на эти события?
24. Есть ли у ребенка обязанности по дому? Какие?
25. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье (нужное подчеркнуть):
благополучные; неблагополучные;ровные;сложные.
26. Конфликтует ли ребенок (нужное подчеркнуть): со сверстниками; со взрослыми. Укажите причины конфликтов
27. Где, кроме Городского центра, бывает Ваш ребенок, как Вы любите проводить свободное время, выходные дни?
28. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время?
29. Есть ли у ребенка друзья? Знакомы ли Вы с ними? Приходят ли они к Вам домой?
30. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами?
31. Наказываете ли Вы ребенка и каким образом?
32. Какие для Вашей семьи характерны способы поощрения детей?
3 часть
1. Какие серьезные заболевания есть у Вашего ребенка в
настоящее время (нужное отметить):
нарушения слуха
нарушения зрения
нарушения опорно-двигательного аппарата
нарушения сердечно-сосудистой системы
желудочно-кишечные заболевания
поражение центральной нервной системы
нарушение деятельности дыхательной системы
нарушения эндокринной системы
другое_____________________
2. Принимает ли ребенок в настоящее время лекарства?Какие?
3. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)?
4. Бывают ли реакции на прививки (нужное подчеркнуть): да нет не знаю
5. Бывает ли слабость, головные боли? В каких ситуациях?
6. Отмечается ли при волнении повышенная потливость, появление красных пятен, бледность?
7. Часто ли пугается ребенок, дрожит, заикается при испуге, возбуждении, волнении?
8. Какие особенности состояния здоровья или развития ребенка Вы могли бы добавить?
4 часть
На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы обратить особое внимание педагогов ШРР «Успех»?
- РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С УЧАЩЕЙСЯ ШРР «УСПЕХ» КИРЫ ГРОМОВОЙ
Знаньевые
1. Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
2. Фонетически правильно оформляет гласные звуки первого ряда, согласные звуки п,б,в,г,д,ж,з,к,м,н,п,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
3. Правильно передает слоговую структуру слов (2 слога с первым и со вторым ударным, 3 слога с 1,2,3 ударным)
4. Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями.
5. Владеет навыками словообразования (суфф.)
6. Грамматически правильно оформляет речь: четко проговаривает окончания слов по числам и падежам, употребляет простые предлоги (в,на,над,под,за, между)
7. Владеет элементами грамоты.
8. Кира различает, называет и соотносит основные и дополнительные цвета, геометрические фигуры.
9. Умеет определять форму, размер и цвет предмета. Считает в пределах 10 и обратно. Решает примеры вида «+1», «-1».
10. Определяет местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте.
Ценностно-смысловые
1. Соотносит событие со временем его происшествия.
2. Увеличится объем слуховой вербальной памяти: может запомнить 6 слов, рассказывает стихотворения и небольшие рассказы с опорой на мнемотаблицу.
3. Удерживает внимание 20 - 25 минут, находить в рисунке контура известное изображение, имеющие до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки.
4. Рисует свое настроение, придумывает изменение сказки через введение дополнительных персонажей т.д.
5. Анализирует черты характера героев сказки.
Выполняет такие задания как: "найди девятое" и "логические цепочки" по двум признакам.
6. Складывает картинку из 6 частей без образца и из 7-8 частей - со зрительной опорой на образец.
7. Самостоятельно выделяет 7 сходств и семь отличий при сравнении предметов.
8. Выполняет обобщения первого и второго порядка:
- дикие и домашние животные;
- растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
- вещи (головные уборы, одежда, обувь);
- рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
9. Классифицирует предметы по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Социальные
1. Кира узнаёт по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, восторг, грусть, гнев, ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
2. Рассказывает о своем настроении.
3. Умеет объединяться в пары для совместной работы.
4. Умеет при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
5. Знает основные способы невербального общения.
6. Принимает и удерживает 3 правила в игровой ситуации и учебной деятельности.
7. Умеет действовать по словесной и зрительной инструкции.
8. Умеет оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
9. Проявляет элементы рефлексии.
Художественно-эстетическое развитие
1. Знает жанры литературных произведений.
2. Проявляет активность в музыкальной деятельности. Различает музыку по характеру.
3. Умеет складывать фигурки в технике оригами: по словесному описанию, по схеме и по памяти.
4. Принимает участие в различных общедосуговских мероприятиях.
ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Чтобы удостовериться в эффективности разработанной индивидуальной траектории, в конце года был проведен мониторинг с использованием диагностических заданий по выявлению познавательной активности у Киры Г.
Критерии | 2015 - 2016 уч. год | |
Апрель | Сентябрь | |
Умственной деятельности | 72% | 28% |
Мотивационного компонента | 83% | 17% |
Проявления учебно-познавательной активности | 63% | 37% |
Уровня развития познавательной активности | 72,6% | 27,4% |
Данные таблицы демонстрируют положительную динамику в развитии учащейся. Ребёнок научился проявлять положительные эмоции в процессе деятельности; отмечается наличие вопросов поискового, познавательного характера, видна эмоциональная вовлеченность ребенка в процесс создания образа, длительность и устойчивость интереса к решению поисковых задач, проявление инициативности, самостоятельности, интереса
и желания решать познавательные задачи.
По результатам, которые показал Кира на конец года видно, что данный проект является оптимальной организационной формой проведения занятий по обучению и развитию познавательной активности.
В ходе реализации данного проекта мы не использовали особых трудностей, так как работа осуществлялась системно, последовательно, учитывая особенности детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД с детьми с нарушением опорно двигательного аппарата Старшая группа. Развитие познавательных способностей и речи. "В гостях у Феи цветов"
Развитие познавательных способностей и речи....
"Развитие чувста ритма и координации речи и движений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата через элементы логоритмики"
Доклад на практическом семинаре педагогических работников...
Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»
Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...
Методическая разработка "Использование игр на плоскостное моделирование с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) для развития детского творчества "
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на личностно-развивающий и гуманистическ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...