Социализация детей с нарушениями речи
проект по логопедии по теме
Выготский Л.С., Алексеева М.М., Рубинштейн С.Л, Сохин Ф.А., Тихеева Е.И. в своих исследованиях показали, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а наличие мест в группах компенсирующей направленности становится все меньше, в старших группах детских садов общего типа появляется все больше детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. В этой статье расскажем об опыте работы Центра бесплатного консультирования "Родительская академия", созданного на базе детского сада №86 "Жемчужинка" г. Северодвинска, основным компонентом которого является помощь семьям, имеющим детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_narusheniyami_rechi.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕГО ТИПА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а мест в группах компенсирующей направленности становится все меньше, в старших группах детских садов общего типа появляется все больше детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы.
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть серьезные проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны и как помочь?
В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования является работа с родителями. Первой ступенью в данном направлении является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей специалистами ДОУ - учителем-логопедом и педагогом-психологом (далее – специалисты). Деятельность специалистов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.
На пути поиска эффективных форм работы с семьей, нами было проведено исследование, в котором принимали участие педагоги групп, родители и их дети с нарушениями речи. В результате этого исследования выяснилось, что педагоги в своей деятельности чаще используют традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, педагогические беседы, консультации и т.п.), но готовы обогащать опыт интегративными формами, которые позволяют обеспечивать активное участие родителей в жизни детского сада. Родителям хотелось бы участвовать в совместных с детьми мероприятиях. Им интересны семейные досуги, тренинговые занятия, концерты, беседы. Они хотели бы видеть своих детей в различных видах деятельности. Дети также хотят, чтобы в мероприятиях, проводимых детским садом, чаще активными участниками являлись родители.
Можно отметить, что интересы всех участников образовательного процесса совпадают. Поэтому мы выбрали такую форму работы, которая сможет объединить педагогов, родителей и детей; повысить психолого-педагогическую культуру родителей и их заинтересованность в выполнении общего дела - социализации детей с ОВЗ. Данная форма работы представлена Центром бесплатного консультирования «Родительская академия», созданным на базе детского сада «Жемчужинка» города Северодвинска.
За основу создания программы Центра бесплатного консультирования мы взяли положения Закона РФ Об образовании (пункт 6.2 статьи 9), и требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. В частности, требование того, что образовательная работа должна реализовываться в совместной деятельности взрослых и детей. Существенным признаком является наличие партнерства, сотрудничества взрослого и ребенка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
Для обеспечения реализация ФГОС организация комплексной методической работы с родителями и педагогами ДОУ строится в тесной взаимосвязи, и представлена содержанием коррекционного компонента программы. Его целью является психолого-педагогическая помощь семьям, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ.
Этапы осуществления коррекционного компонента в рамках программы Центра бесплатного консультирования направленного на социализацию детей с ОВЗ в коллектив.
- Подготовительный этап.
Цель: составление программы Центра бесплатного консультирования, направленной на социализацию детей с ОВЗ:
Задачи:
- диагностика социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников;
- определение этапов коррекционной работы;
- определение форм, методов и приемов работы, критериев эффективности;
- проектирование совместной деятельности специалистов;
- выявление детей группы риска с низкой степенью социализации;
- выделение основных направлений работы:
- Специалисты - педагоги.
- Специалисты - родители.
- Специалисты – педагоги, родители и дети.
- Реализация программы по основным направлениям работы:
Цель: создание условий для социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.
- Специалисты - педагоги.
Задачи:
- расширение представлений педагогов о нетрадиционных формах работы с родителями, (опыта педагогов по организации и проведения совместного досуга и совместного творчества родителей и детей, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ);
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями;
Формы работы:
- тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции («Практикум по артикуляционной гимнастике», «Основные аспекты социализации особых детей в обществе сверстников» );
- педагогические гостиные («В группе ребенок с ФФНР» и др);
- Школа молодого воспитателя («Логопедические сказки для язычка» );
- открытые занятия («Автоматизация звука [Р]» );
- анкетирование («Что вы знаете о речевых нарушениях?», «Социализация ребенка с ФФНР в условиях группы» );
- выставки книг, пособий, настольных игр.
- Специалисты - родители.
Задачи:
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей детей с речевыми нарушениями;
- оптимизация родительско-детских отношений;
- активизация желания родителей обмениваться педагогическими знаниями и делиться собственным опытом семейного воспитания с другими родителями,
- обогащение воспитательного потенциала родителей;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.
Формы:
- педагогические гостиные («Скоро в школу»; «Ум на кончиках пальцев»);
- тренинговые занятия («Учимся, играя», «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Как общаться с ребенком?»);
- тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции;
- открытые занятия («Приключения мартышек», «Все мы дружные ребята-дошколята»);
- анкетирование, тестирование («Что я знаю о ФФНР?», «Знаю ли я свои права и обязанности по воспитанию ребенка»);
- индивидуальные консультации для родителей по запросу;
- консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
- буклеты, папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей;
- выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки.
- Специалисты – педагоги, родители и дети.
Задачи:
- активная социализация детей в обществе, посредством создания благоприятных условии в семье;
- создание равных возможности для развития творческих способностей всех детей;
- осуществление преемственности семейного и общественного воспитания. Поддержка и помощь всех участников.
Формы:
- педагогические мастерские («Мои друзья», «Дружная семья»);
- развлечения, праздники, конкурсы (Конкурсы чтецов, «Праздник улыбок» );
- выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки;
- создание портфолио группы и индивидуальных портфолио каждого ребенка.
- Диагностика.
Цель: Выявление динамики социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.
Формы:
- Анкетирование родителей.
- Психологическая диагностика отношения ребенка с нарушениями речи со сверстниками.
- Интервьюирование педагогов о социализации ребенка.
- Психолого-педагогическое наблюдение.
В основе диагностируемых данных были взяты следующие параметры коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии предложенные Левченко И. Ю., Ткачева В. В:
- стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
- стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
- стремление ребенка к контакту со сверстниками;
- стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем );
- характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
- преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
- ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз;
- особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
- особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
- особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный );
- характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
- наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия ).
Конечные результаты говорят о положительной динамике уровня социализации детей с ФФНР по всем критериям.
Таким образом, программа Центра бесплатного консультирования – это комплексная система воспитания через психолого-педагогическое сопровождение семьи специалистами детского сада. Позволяет создать равные возможности для развития детей с речевыми нарушениями и детей с нормальным уровнем развития. В основе, лежит идея сотрудничества и тесной взаимосвязи семейного и общественного воспитания, работа центра проводится не только с родителями, как традиционно сложилось в условиях дошкольного учреждения, но и координируется работой с детьми и воспитателями, ведется одновременно.
Коллектив сверстников и отношения в нем, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребенка, нередко она занимает основное место в его жизни. Мы не можем строить общение детей с нарушениями речи со сверстниками вместо самих детей, но мы можем им в этом помочь.
Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами ДОУ, зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы. Центр Бесплатного консультирования «Родительская академия» позволяет нам объединить ДОУ и семью для социализации детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Социализация детей с нарушением речи в ДОУ"
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...
"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...
Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»
Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...
Социализация детей с нарушениями речи
Социализация детей с нарушениями речи, является одной из актуальных проблем современного общества.Вхождение в социум детей с особыми образовательными потребностями, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) з...
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...
Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...
Социализация детей с нарушениями в развитии речи
Социализация детей с нарушениями в развитии речи...