Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи
статья
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи
I. Теоретические основы проблемы социализации детей дошкольного возраста. Новые концепции.
1. Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и другие нормативные документы современного образования РФ указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
По мнению Ф.А.Мустаевой социализация – это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром.
Л.В.Мардахаев определяет социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.
Рассматривая проблему социализации и ее соотношение с воспитанием, А.В.Мудрик определяет ее как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. А.В.Мудрик выделяет следующие задачи социализации:
- естественно-культурные – достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития;
- социально-культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа;
- социально-психологические – становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение.
М.А.Галагузова определяет процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения).
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.
Рассуждая о процессе социализации, Н.Ф.Голованова предлагает рассматривать социализацию как педагогическую проблему. Важно, что педагогика как наука о педагогических процессах призвана выявить: структуру социализации, ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности, пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения, педагогические условия, помогающие ребенку познавать социальную действительность и осваивать позицию субъекта социальной жизни.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью;
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;
- поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения;
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.
Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) – собственно детство - происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания, на второй (от 10 до 17 лет) – фаза подростничества – происходит активное формирование самосознания, социальной позиции.
2. Заслуживает особого внимания авторская концепция социального развития ребёнка, основанная на триединстве подходов к объяснению понятия «социализация».
Козлова С.Л. рассматривает социально-коммуникативное развитие ребёнка через призму концепции социализации личности.
Технологическая часть концепции построена на механизме нравственного воспитания: социальное развитие ребёнка складывается из комплекса:
• представления о мире, о себе и людях;
• отношения к ним;
• активного проявления, выражающегося в поступках, действиях, поведении.
Предлагается другой взгляд на социализацию:
1) человек должен познать себя, оценить свои возможности, научиться самореализовываться для того, чтобы успешно жить среди людей, не теряя своей индивидуальности и адекватно оценивая других людей. Этой своей позицией она не противоречит признанию важности коллективизма, положительных взаимоотношений, сотрудничества и т.д., но видит смысл социализации в помощи ребёнку «найти присущую нашей индивидуальности идеальную форму» (И.Ф. Гербарт). Убеждена в том, что если мы не научим ребёнка с малых лет любить себя, адекватно оценивать, то у него трудно будет воспитать чувство собственного достоинства.
2) Следующее положение концепции: в ребёнке важно формировать интерес к другому человеку как источнику познания социального мира и как равному себе. «Равными должны быть люди разные, а не одинаковые», — заметил писатель С. Довлатов. Другой человек интересен своими знаниями, своими чувствами, своим социальным опытом, отличающимся от моего и потому обогащающим меня. Открытость такому познанию влечёт за собой терпимость к тому, что не похоже, желание не отвергнуть, а принять, понять, познать.
3) Способность к коммуникации человека с человеком – третье положение концепции.
Коммуникация - это для ребёнка не только умение говорить, разговаривать друг с другом. Это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе, это умение подбирать слова, которыми не обидишь сверстника, взрослого, знание правила этикета, которые делают взаимоотношения приятными, и т.д. Ребёнок, который овладел основными правилами коммуникации, ограждает себя от конфликтов, легко находит себе друзей, его ценят товарищи за умение дружно играть, трудиться, веселиться.
Авторы концепции утверждают что, педагогический процесс должен обеспечивать функционирование всего механизма социализации. Ребёнку должна быть предоставлена возможность получать информацию о социальном мире, о себе самом, о других людях; должен быть обеспечен процесс активного усвоения информации; следует помочь ребёнку оценивать события, явления, поступки; создавать как можно больше возможностей для реализации знаний в деятельности, в конкретных поступках и поведении.
Вывод. Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
II. Особенности и проблемы социально-коммуникативного развития детей с нарушениями речи.
По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает нормальное врастание ребенка в культуру.
Психологи, медики, изучающие детей с проблемами развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми - их социализация.
Специфические особенности социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР), позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ТНР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Сложные, распространенные и длительно протекающие речевые нарушения у детей (заикание, дизартрия, ринолалия, алалия) ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.
Многолетние наблюдения за детьми с ТНР подтверждают наличие проблем:
- незрелость сложность форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств;
- эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов;
- недоразвитие межличностных компонентов;
- низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;
- неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;
- хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;
- гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков.
Педагоги, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на развитие:
- сенсорных и моторных функций;
- вербальной коммуникации;
- невербальной коммуникации;
- эмоционально-волевой сферы;
- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические тренинги, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией. В зависимости от поставленной цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:
- индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
- парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
- групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Такую работу важно проводить в условиях тесного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей, активно подключать семью.
Вывод.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ТНР – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....
Социализация детей с нарушениями речи
Выготский Л.С., Алексеева М.М., Рубинштейн С.Л, Сохин Ф.А., Тихеева Е.И. в своих исследованиях показали, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связ...
Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. ...
Презентация "Социализация детей с нарушением речи в ДОУ"
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...
"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...
Реферат на тему: «Особенности социализации детей с нарушением зрения в ДОО»
Реферат на тему: «Особенности социализации детей с нарушением зрения в ДОО»...