ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а мест в группах компенсирующей направленности становится все меньше, в старших группах детских садов общего типа появляется все больше детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_0.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ
срок реализации программы 2020-2021 уч.год
Автор-составитель:
учитель-логопед
Харитонова О.А.
г. Ярцево
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а мест в группах компенсирующей направленности становится все меньше, в старших группах детских садов общего типа появляется все больше детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка
Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть серьезные проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны и как помочь?
В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования является работа с родителями. Первой ступенью в данном направлении является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей специалистами ДОУ - учителем-логопедом и педагогом-психологом (далее – специалисты). Деятельность специалистов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.
На пути поиска эффективных форм работы с семьей, нами было проведено исследование, в котором принимали участие педагоги групп, родители и их дети с нарушениями речи. В результате этого исследования выяснилось, что педагоги в своей деятельности чаще используют традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, педагогические беседы, консультации и т.п.), но готовы обогащать опыт интегративными формами, которые позволяют обеспечивать активное участие родителей в жизни детского сада. Родителям хотелось бы участвовать в совместных с детьми мероприятиях. Им интересны семейные досуги, тренинговые занятия, концерты, беседы. Они хотели бы видеть своих детей в различных видах деятельности. Дети также хотят, чтобы в мероприятиях, проводимых детским садом, чаще активными участниками являлись родители.
За основу создания программы взяли положения Закона РФ Об образовании (пункт 6.2 статьи 9), и требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. В частности, требование того, что образовательная работа должна реализовываться в совместной деятельности взрослых и детей. Существенным признаком является наличие партнерства, сотрудничества взрослого и ребенка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
Для обеспечения реализация ФГОС организация комплексной методической работы с родителями и педагогами ДОУ строится в тесной взаимосвязи, и представлена содержанием коррекционного компонента программы. Его целью является психолого-педагогическая помощь семьям, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ.
Цель программы: сформировать у воспитанников готовность к вхождению в социум.
Задачи:
- Развитие социальной компетентности.
- Формирование представлений о социальном мире и своем месте в нем.
- Обеспечение социально-эмоционального благополучия через позитивное самовосприятие.
- Воспитание социальных чувств, эмоционально-оценочных отношений к окружающей действительности.
- Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
- Формирование эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
- Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Развитие гибкости поведения, способности адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.
Данные задачи выступают как показатели результативности работы с детьми по программе.
Методические приемы, используемые в программе:
- Развивающие игры (речевые, подвижные, имитационные).
- Психогимнастика.
- Словесное рисование (тематическое и свободное).
- Социально-поведенческий тренинг.
- Беседы с детьми.
- Использование художественных произведений, сказочных сюжетов.
Рекомендуемое число занятий: 20.
Занятия являются комплексными как по поставленным задачам, так и по используемым средствам развивающей работы.
Периодичность занятий: два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев или раз в неделю в течение пяти месяцев.
Продолжительность занятий: 30-35 минут.
В занятиях принимают участие все дети возрастной группы. Из их числа формируются подгруппы с количественным составом 8-10 человек.
Этапы осуществления коррекционного компонента в рамках программы , направленной на социализацию детей с ОВЗ в коллектив.
- Подготовительный этап.
Цель: составление программы, направленной на социализацию детей с ОВЗ:
Задачи:
- диагностика социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников;
- определение этапов коррекционной работы;
- определение форм, методов и приемов работы, критериев эффективности;
- проектирование совместной деятельности специалистов;
- выявление детей группы риска с низкой степенью социализации;
- выделение основных направлений работы:
- Специалисты - педагоги.
- Специалисты - родители.
- Специалисты – педагоги, родители и дети.
- Реализация программы по основным направлениям работы:
Цель: создание условий для социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.
- Специалисты - педагоги.
Задачи:
- расширение представлений педагогов о нетрадиционных формах работы с родителями, (опыта педагогов по организации и проведения совместного досуга и совместного творчества родителей и детей, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ);
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями;
Формы работы:
- тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции («Практикум по артикуляционной гимнастике», «Основные аспекты социализации особых детей в обществе сверстников» );
- педагогические гостиные («В группе ребенок с ФФНР» и др);
- Школа молодого воспитателя («Логопедические сказки для язычка» );
- открытые занятия («Автоматизация звука [Р]» );
- анкетирование («Что вы знаете о речевых нарушениях?», «Социализация ребенка с ФФНР в условиях группы» );
- выставки книг, пособий, настольных игр.
- Специалисты - родители.
Задачи:
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей детей с речевыми нарушениями;
- оптимизация родительско-детских отношений;
- активизация желания родителей обмениваться педагогическими знаниями и делиться собственным опытом семейного воспитания с другими родителями,
- обогащение воспитательного потенциала родителей;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.
Формы:
- педагогические гостиные («Скоро в школу»; «Ум на кончиках пальцев»);
- тренинговые занятия («Учимся, играя», «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Как общаться с ребенком?»);
- тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции;
- открытые занятия («Приключения мартышек», «Все мы дружные ребята-дошколята»);
- анкетирование, тестирование («Что я знаю о ФФНР?», «Знаю ли я свои права и обязанности по воспитанию ребенка»);
- индивидуальные консультации для родителей по запросу;
- консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
- буклеты, папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей;
- выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки.
- Специалисты – педагоги, родители и дети.
Задачи:
- активная социализация детей в обществе, посредством создания благоприятных условии в семье;
- создание равных возможности для развития творческих способностей всех детей;
- осуществление преемственности семейного и общественного воспитания. Поддержка и помощь всех участников.
Формы:
- педагогические мастерские («Мои друзья», «Дружная семья»);
- развлечения, праздники, конкурсы (Конкурсы чтецов, «Праздник улыбок» );
- выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки;
- создание портфолио группы и индивидуальных портфолио каждого ребенка.
- Диагностика.
Цель: Выявление динамики социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.
Формы:
- Анкетирование родителей.
- Психологическая диагностика отношения ребенка с нарушениями речи со сверстниками.
- Интервьюирование педагогов о социализации ребенка.
- Психолого-педагогическое наблюдение.
В основе диагностируемых данных были взяты следующие параметры коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии предложенные Левченко И. Ю., Ткачева В. В:
- стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
- стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
- стремление ребенка к контакту со сверстниками;
- стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем );
- характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
- преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
- ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз;
- особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
- особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
- особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный );
- характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
- наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия ).
Конечные результаты говорят о положительной динамике уровня социализации детей с ФФНР по всем критериям.
Таким образом, программа – это комплексная система воспитания через психолого-педагогическое сопровождение семьи специалистами детского сада. Позволяет создать равные возможности для развития детей с речевыми нарушениями и детей с нормальным уровнем развития. В основе, лежит идея сотрудничества и тесной взаимосвязи семейного и общественного воспитания, работа проводится не только с родителями, как традиционно сложилось в условиях дошкольного учреждения, но и координируется работой с детьми и воспитателями, ведется одновременно.
Коллектив сверстников и отношения в нем, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребенка, нередко она занимает основное место в его жизни. Мы не можем строить общение детей с нарушениями речи со сверстниками вместо самих детей, но мы можем им в этом помочь.
Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами ДОУ, зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы. Программа позволяет нам объединить ДОУ и семью для социализации детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...
Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»
Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...
Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО
Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....
«Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи в условиях сотрудничества учителя–логопеда и инструктора по физической культуре»
Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Оно выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции ...
План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»
План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»...
Консультация для педагогов "Социализация дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОО".
Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющим...
Социализация дошкольников с нарушениями речи.
В работе рассмотрены вопросы социализации дошкольников с нарушениями речи. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с...
- Мне нравится (1)