ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой  указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а мест в группах компенсирующей направленности становится все меньше, в старших группах детских садов общего типа появляется все больше детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_0.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ

срок реализации программы 2020-2021 уч.год

Автор-составитель:

учитель-логопед

Харитонова О.А.

г. Ярцево

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой  указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а мест в группах компенсирующей направленности становится все меньше, в старших группах детских садов общего типа появляется все больше детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка

Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы

Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть серьезные проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны и как помочь?

В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования является работа с родителями. Первой ступенью в данном направлении является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей специалистами ДОУ - учителем-логопедом и педагогом-психологом (далее – специалисты). Деятельность специалистов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.

На пути поиска эффективных форм работы с семьей, нами было проведено исследование, в котором принимали участие педагоги групп, родители и их дети с нарушениями речи. В результате этого исследования выяснилось, что педагоги в своей деятельности чаще используют традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, педагогические беседы, консультации и т.п.), но готовы обогащать опыт интегративными формами, которые позволяют обеспечивать активное участие родителей в жизни детского сада. Родителям хотелось бы участвовать в совместных с детьми мероприятиях. Им интересны семейные досуги, тренинговые занятия, концерты, беседы. Они хотели бы видеть своих детей в различных видах деятельности. Дети также хотят, чтобы в мероприятиях, проводимых детским садом, чаще активными участниками являлись родители.

За основу создания программы взяли положения Закона РФ Об образовании (пункт 6.2 статьи 9), и требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. В частности, требование того, что образовательная работа должна реализовываться в совместной деятельности взрослых и детей. Существенным признаком является наличие партнерства, сотрудничества взрослого и ребенка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

Для обеспечения реализация ФГОС организация комплексной методической работы с родителями и педагогами ДОУ строится в тесной взаимосвязи, и представлена содержанием коррекционного компонента программы. Его целью является психолого-педагогическая помощь семьям, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ.

Цель программы: сформировать у воспитанников готовность к вхождению в социум.

Задачи:

  • Развитие социальной компетентности.
  • Формирование представлений о социальном мире и своем месте в нем.
  • Обеспечение социально-эмоционального благополучия через позитивное самовосприятие.
  • Воспитание социальных чувств, эмоционально-оценочных отношений к окружающей действительности.
  • Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
  • Формирование эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
  • Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие гибкости поведения, способности адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.

Данные задачи выступают как показатели результативности работы с детьми по программе.

Методические приемы, используемые в программе:

  • Развивающие игры (речевые, подвижные, имитационные).
  • Психогимнастика.
  • Словесное рисование (тематическое и свободное).
  • Социально-поведенческий тренинг.
  • Беседы с детьми.
  • Использование художественных произведений, сказочных сюжетов.

Рекомендуемое число занятий: 20.
Занятия являются комплексными как по поставленным задачам, так и по используемым средствам развивающей работы.
Периодичность занятий: два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев или раз  в неделю в течение пяти месяцев.
Продолжительность занятий: 30-35 минут.
В занятиях принимают участие все дети возрастной группы. Из их числа формируются подгруппы с количественным составом 8-10 человек.

Этапы  осуществления коррекционного компонента в рамках программы , направленной  на социализацию детей с ОВЗ в коллектив.

  1. Подготовительный этап.

Цель: составление программы, направленной на социализацию детей с ОВЗ:

Задачи:

  • диагностика социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников;
  • определение этапов коррекционной работы;
  • определение форм, методов и приемов работы, критериев эффективности;
  • проектирование совместной деятельности специалистов;
  • выявление детей группы риска с низкой степенью социализации;
  • выделение основных направлений работы:
  1. Специалисты - педагоги.
  2. Специалисты - родители.
  3. Специалисты – педагоги, родители и дети.

  1. Реализация программы по основным направлениям работы:

Цель: создание условий для социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.

  1. Специалисты - педагоги.

Задачи:

  • расширение представлений педагогов о нетрадиционных формах работы с родителями, (опыта педагогов по организации и проведения совместного досуга и совместного творчества родителей и детей, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ);
  • повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями;

Формы работы:

  • тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции («Практикум по артикуляционной гимнастике», «Основные аспекты социализации особых детей в обществе сверстников» );
  • педагогические гостиные («В группе ребенок с ФФНР» и др);
  • Школа молодого воспитателя («Логопедические сказки для язычка» );
  • открытые занятия («Автоматизация звука [Р]» );
  • анкетирование («Что вы знаете о речевых нарушениях?», «Социализация ребенка с ФФНР в условиях группы» );
  • выставки книг, пособий, настольных игр.
  1. Специалисты - родители.

Задачи:

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей детей с речевыми нарушениями;
  • оптимизация родительско-детских отношений;
  • активизация желания родителей обмениваться педагогическими знаниями и делиться собственным опытом семейного воспитания с другими родителями,
  • обогащение воспитательного потенциала родителей;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.

Формы:

  • педагогические гостиные («Скоро в школу»; «Ум на кончиках пальцев»);
  • тренинговые занятия («Учимся, играя», «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Как общаться с ребенком?»);
  • тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции;
  • открытые занятия («Приключения мартышек», «Все мы дружные ребята-дошколята»);
  • анкетирование, тестирование («Что я знаю о ФФНР?», «Знаю ли я свои права и обязанности по воспитанию ребенка»);
  • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  • консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
  • буклеты, папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей;
  • выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки.
  1. Специалисты – педагоги, родители и дети.

Задачи:

  • активная социализация детей в обществе, посредством создания благоприятных условии в семье;
  • создание равных возможности для развития творческих способностей всех детей;
  • осуществление преемственности семейного и общественного воспитания. Поддержка и помощь всех участников.

Формы:

  • педагогические мастерские («Мои друзья», «Дружная семья»);
  • развлечения, праздники, конкурсы (Конкурсы чтецов, «Праздник улыбок» );
  • выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки;
  • создание портфолио группы и индивидуальных портфолио каждого ребенка.

  1. Диагностика.

Цель: Выявление динамики социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.

Формы:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Психологическая диагностика отношения ребенка с нарушениями речи со сверстниками.
  3. Интервьюирование педагогов о социализации ребенка.
  4. Психолого-педагогическое наблюдение.

В основе диагностируемых данных были взяты следующие параметры коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии предложенные Левченко И. Ю., Ткачева В. В:

  • стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
  • стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
  • стремление ребенка к контакту со сверстниками;
  • стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем );
  • характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
  • преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
  • ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
  • наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз;
  • особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
  • особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
  • особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный );
  • характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
  • наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия ).

Конечные результаты говорят о положительной динамике уровня социализации детей с ФФНР по всем критериям.

Таким образом, программа – это комплексная система воспитания через психолого-педагогическое сопровождение семьи специалистами детского сада. Позволяет создать равные возможности для развития детей с речевыми нарушениями и детей с нормальным уровнем развития. В основе, лежит идея сотрудничества и тесной взаимосвязи семейного и общественного воспитания, работа проводится не только с родителями, как традиционно сложилось в условиях дошкольного учреждения, но и координируется работой с детьми и воспитателями, ведется одновременно.

Коллектив сверстников и отношения в нем, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребенка, нередко она занимает основное место в его жизни. Мы не можем строить общение детей с нарушениями речи со сверстниками вместо самих детей, но мы можем им в этом помочь.

Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами ДОУ, зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы. Программа позволяет нам объединить ДОУ и семью для социализации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".

Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения  речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...

Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»

Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...

Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО

Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....

«Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи в условиях сотрудничества учителя–логопеда и инструктора по физической культуре»

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Оно выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции ...

План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»

План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»...

Консультация для педагогов "Социализация дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОО".

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющим...

Социализация дошкольников с нарушениями речи.

     В работе рассмотрены вопросы социализации дошкольников с нарушениями речи.  Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с...