Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.
статья на тему
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Одним из средств социализации дошкольника является метод проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42компенсирующего вида
Колпинского района Санкт – Петербурга
«Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения».
Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Петухова Елена Владимировна
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В наше время наблюдается острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений у детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Педагогический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация детей с нарушением зрения – одна из важнейших проблем в воспитании.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых.
Одним из средств социализации дошкольника является метод проекта. Эта форма работы устанавливает более тесный контакт с ребенком и семьей. Вовлечение семьи в работу ДОУ позволяет на деле осуществить идею взаимной поддержки детского сада и семьи, социализировать ребёнка. Родители чувствуют себя полезными и нужными не только своим детям, но и обществу в целом - в лице детского сада. Они могут помочь детям сформировать новые умения и навыки, повеселиться и посмеяться, расслабиться, а так же, познакомиться с новыми людьми, поделиться педагогическими находками, научиться новому у других родителей.
Создание для членов семьи условий, чтобы они почувствовали свою сопричастность к процессу воспитания и обучения ребенка в детском саду, повышает гарантии успеха социализации ребёнка. С родителями проводится предварительная работа:
- Показываются приемы и методы работы с детьми (эти приемы и методы работы они могут использовать дома для занятий со своим ребенком).
- Консультации.
- Буклеты, памятки
- Информация на стенде.
- Игровые тренинги (эффективного взаимодействия родителей с детьми)
- Участие в проектной деятельности.
Для привлечения родителей к участию в образовательном процессе - создаются семейные проекты. Родители вместе с детьми дома закрепляют определенную дидактическую тему и углубляют знания детей. По этой теме рисуют иллюстрации, составляют описательные рассказы, делают поделки, которые в группе объединяют в альбом. Дети в группе рассказывают о том, что сделали с родителями дома. В этом году в нашей группе среди семей проводится конкурс: « Алло, мы ищем таланты». Родители вместе с детьми будут создавать газету о том, какие увлечения, есть в их семье; альбомы с интересными фотографиями. Будет проводиться «круг общения», где пройдет презентация проектов.
Роль семьи в развитии личности трудно переоценить. Она обеспечивает ребенку физическое и эмоциональное благополучие, создает условия для роста и развития маленького человека. Общение, взаимоуважение, принятие различий и признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия.
Проектный метод позволяет создать условия для планомерной и эффективной работы. Работая над проектом, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. В процессе проектной деятельности вместе с детьми выполнялись заранее запланированные конкретные задания, практические творческие задания, поэтапно продвигаясь к цели. Для этого проводилось планомерное обогащение опыта детей. На экскурсиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций, картин, во время бесед, встреч с людьми разных профессий расширялись представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки.
Приложение
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42компенсирующего вида
Колпинского района Санкт – Петербурга
«Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения».
ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ МАСКА» (краткосрочный).
Информационная карта проекта
Дата проведения: 2 недели в декабре
Проблема: дети не знают историю маски.
ЦЕЛЬ: Дать детям первоначальные знания о масках, маскарадах.
Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
Задачи:
- Формировать знания детей о традициях разных стран, о разнообразии мира масок.
- Познакомить детей с народным творчеством разных стран, с разнообразными видами узоров.
- Развивать фантазию, творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
- Раскрыть возможности каждого ребёнка, раскрепостить, формировать мотивацию успеха.
- Развивать связную речь детей, пополнять словарный запас детей словами: маска, маскарад, карнавал, наряжаться…
Коррекционные задачи:
- Развивать зрительно - моторную координацию, прослеживающую и глазодвигательную функции глаз.
- Развивать навык ориентировки в пространстве.
- Учить детей выполнять действия в соответствии с указаниями.
Авторы проекта: Воспитатель - Михайлова И.С.,
Учитель – дефектолог (тифлопедагог) – Петухова Е.В.
Участники проекта: Дети старшей группы с нарушением зрения, их родители, воспитатель, учитель – дефектолог.
Тип проекта: Познавательно - творческий
Продукт проекта:
- Выставка масок, сделанных родителями дома для детей, и украшенных для мам детьми в группе.
- Изготовление новогодних украшений: конструирование - снежинки из цветной бумаги, оригами - звезда из цветной бумаги, разноцветные шары, цветные бусы из раскрашенных макарон.
- Стенгазета «Маска – ты, кто?»
Предполагаемый результат:
- Дети получат первоначальные знания о масках, маскараде, о стране Италия.
- Пополнение словарного запаса детей новыми словами по теме «Новогодние маски».
Пополнение развивающей среды в группе по теме «Новогодние маски».
Содержание работы по направлениям:
Познавательно - речевое развитие:
Рассматривание иллюстраций различных масок в книгах и энциклопедиях.
Рассказ воспитателя о масках, какие маски бывают, где используют, из чего делают, в культурах каких стран - какие есть маски.
Беседа «Маски России», «Какие узоры используют на масках»
Чтение детской литературы.
Заучивание наизусть стихотворений.
Дидактические игры: «Продолжи узор», «Отгадай, кто спрятался за маской».
Детские досуг «Новогодний маскарад»
Художественно-эстетическое развитие:
Изготовление новогодних украшений:
Конструирование плоскостное из цветной бумаги - снежинки, разноцветные шары, оригами - звезда из цветной бумаги,
Нанизывание цветных бус из раскрашенных макарон.
Рисование «Маскарад».
Социально-личностное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Маскарад»
Беседа «Что делает космонавт, чтобы быть здоровым»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Центр конструктивных игр: мелкий и крупный конструктор для игр.
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для игры «Маскарад».
Центр художественного творчества: материалы для рисования (карандаши, фломастеры, краски, кисточки, бумага, трафареты), пластилин, материалы для изготовления аппликаций, паетки, бисер, тесьма, перья, мишура, кружево для украшения масок, набор для нанизывания бус (цветные шнурки, бусины с крупным отверстием).
Взаимодействие с семьей:
1. Сотрудничество с родителями: рисунки совместного творчества детей и родителей «Новогодняя маска».
2.Изготовление родителями дома масок для детей.
3. Выставки масок, изготовленных родителями и детьми.
4. Досуг для детей с приглашением родителей « Новогодний маскарад».
5. Изготовление стенгазеты « Маска ты кто?» (родители узнавали по фотографии своих детей под маской)
6. « Маска пожеланий» (поздравления и пожелания детей родителям на новый год)
7. Информация для родителей « Новогодняя ёлка», «От маски к маскараду».
Примерное содержание работы по теме: «Новогодние маски».
Старшая группа; декабрь месяц.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомство детей с окружающим миром, закрепление у детей имеющихся представлений о новом годе, о маскараде.
Развивающие:
- Продолжать способствовать развитию коммуникабельности у детей, закреплять умение общаться со взрослыми и детьми.
- Продолжать развивать умения выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию (на сравнение, анализ, синтез, классификацию). Продолжать развивать речь детей.
- Раскрытие индивидуальности каждого ребенка.
Воспитательные:
- Воспитывать умения согласовывать свои действия со взрослыми и детьми.
Коррекционные:
- Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
- Закреплять зрительно – моторную координацию детей.
- Развивать цветоразличительные функции глаз.
Направления развития | Познавательно-речевое | Социально-личностное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие | ||||||
Образовательные области | Коммуника-ция | Познание | Чтение худ. лит-ры | Социализа- ция | Труд | Безопас- ность | Художест- венное творчество | Музыка | Физкуль- тура | Здоровье |
Виды совместной деятельности | -Беседы на тему: «Маски» -Свободное общение: « Как можно украсить маску», « Какую маску можно сделать и из какого материала»…. | -Рассказ воспитателя: «История масок», «Какие маски бывают?» - Рассматривание фото, иллюстраций масок… - Создание выставки масок | - Стихи про маску - Чтение сказок «Золушка», «Морозко», « Зимняя книжка», «Рукавичка», «Снегуруш-ка и лиса» Стихи И.Гурина Новогодний праздник Разучивание стихов к празднику | Посещение выставок в других группах Приём гостей из других групп, проведение экскурсий по выставке масок и поделок из бумаги и макарон | Изготовле-ние украшений на ёлку для группы | Проведение инструктажа по технике безопасности по работе с ножницами | Продуктивная деятельность: изготовление масок для мамы, раскрашивание макарон - нанизывание бус из них | Подготовка к утреннику, разучивание стихов, разучивание сценок, песен, хороводов | Игра с маской «Иди на звук», «Узнай на ощупь» Игры с шапочками - масками | Соблюдение гигиены зрения, проведение зрительной гимнастики, физкультминуток, игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, соблюдение зрительных режимов |
Создание условий для самостоятельной деятельностидетей | Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания – «Зимняя книжка» РОСМЭН 2007г. Москва, «Снегурочка» Москва РОСМЭМ 2004г. Подборка иллюстраций масок ( карнавал) Центр конструирования: изготовление снежинок ,звёздочек, игрушек – шариков на ёлку, создание бус из макарон ( раскрашивание и нанизывание) | |||||||||
Взаимодействие с семьей | Совместная творческая работа с ребёнком по теме «МАСКА» Создание папок - передвижек по теме «От маски к маскараду», «Новогодняя ёлка» Привлечение родителей к созданию условий для индивидуальной работы детей, к оснащению развивающей среды Выставка масок (совместная деятельность родителей с детьми) Создание газеты: «Маска ты кто?», «Маска пожеланий». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»
Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...
Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.
Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...
Консультация для педагогов "Социализация дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОО".
Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющим...
Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...
Книжка-малышка:"Осенние чудеса".Совместная познавательно-творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
1).Коррекционная педагогика.Книжка-малышка:"Осенние чудеса".Совместная познавательно-творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.2).Фото-иллюстрации со...
ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...