Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Овощи»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мухина Татьяна Витальевна

Цель: Расширить и активизировать словарь по теме  «Огород.Овощи»

Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением речи.

Коррекционно-образовательные цели:

  • учить детей последовательно составлять описательные рассказы об овощах по схеме;
  • закрепить в словаре обобщающее понятие «Овощи» и знания об овощах;
  • расширить, активизировать словарь по теме «Овощи» ;
  • упражнять детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными;
  • Учить образовывать относительные прилагательные;
  • продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.

 

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление;
  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать фонематическое восприятие;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

 

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, воспитывать усидчивость. воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность;
  • воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Челябинская область

Город Озерск

МБДОУ № 26

Конспект

фронтального логопедического занятия

в старшей группе

по теме «Овощи»

Выполнила: Мухина Т. В.

Учитель-логопед группы компенсирующего вида

МБДОУ № 26

Г. Озерск

Челябинская обл.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Овощи»

Цель: Расширить и активизировать словарь по теме  «Огород.Овощи»

Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением речи.

Коррекционно-образовательные цели:

  • учить детей последовательно составлять описательные рассказы об овощах по схеме;
  • закрепить в словаре обобщающее понятие «Овощи» и знания об овощах;
  • расширить, активизировать словарь по теме «Овощи» ;
  • упражнять детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными;
  • Учить образовывать относительные прилагательные;
  • продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.

Коррекционно-развивающие цели: 

  • развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление;
  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать фонематическое восприятие;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Коррекционно-воспитательные цели: 

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, воспитывать усидчивость. воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность;
  • воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие задачи:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал, тарелки, зашумленные картинки овощей, карандаши, муляжи овощей и фруктов. 

Ход занятия.

Логопед:

Какое сейчас время года? (Осень)

- В это время года люди собирают урожай овощей.

-Где растут овощи? (на огороде)

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи.

Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Сегодня мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей.

Давайте назовем овощи, которые растут в огороде.

Овощи на огороде растут по-разному:

Что растет в земле?( морковь, свёкла, картофель, репа, редиска, чеснок)

Что растет на земле? Помидор, огурец, перец, капуста)

Игровое упражнение «Повтори чистоговорки».

Щи – щи – щи – мы собрали овощи;

Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;

Чок – чок – чок – в огороде кабачок;

Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.

Рассказ логопеда

— Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Отгадывание загадок

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

Сладкий — съешь и целиком,

Горький — тронешь языком,

Обожжет, как огнем,

Не забудешь ты о нем. (Перец.)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться сумели. (Лук)

Круглый бок, желтый бок.

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка.)

Красный нос в землю врос,

А зелёный нос снаружи

Нам зелёный нос не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.(Редиска.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька,

А от ста болезней поможет. (Редька.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная...(картошка)

Сильно плачут все вокруг,

Если мама режет…(Лук)

Муляжи овощей появляются по мере отгадывания загадок.

Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.

Дети по - очереди : Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.

Составление описательного рассказа о картофеле по картинно-графическому плану.

(Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах.)

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Игровое упражнение «Поварёнок». 

Образование относительных прилагательных.

Логопед начинает, а дети заканчивают:

- Давайте приготовим обед из овощей.

- Сварим суп из гороха. Как называется суп?....

- Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?...

- Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?...

- Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?...

- Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?...

- Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....

- Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?....

Физкультминутка.

В огород пойдем, Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты,

Дети маршируют на месте,

идут по кругу, взявшись

за руки,

«таскают»,

«копают»,

«срезают»,

Круглый, сочный, очень вкусный - показывают руками,

Щавеля нарвем немножко - «рвут»,

И вернемся по дорожке - идут по кругу, взявшись за руки. (И. Нищева)

Дидактическая игра «Назови ласково» с мячом 

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик

морковь-морковочка

Огурец – огурчик

тыква – тыковка

Лук – лучок

свёкла – свёколка

Чеснок – чесночок

 капуста – капустка

Горох – горошек

 картошка – картошечка.

Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам) Согласование числительных с существительными.

Согласование притяжательных местоимений с существительными

На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста и т. д.

Работа с зашумленными картинками

Логопед:- Посмотрите, что за овощи у вас нарисованы на листочках.

Найдите помидор и обведите его красным карандашом.

Найдите огурец и обведите его зеленым цветом.

Найдите морковь и обведите оранжевым цветом.

Штриховка овощей цветными карандашами.

Итог занятия

Овощи мы собирали

Друзей ими угощали

Квасили, ели, солили.

С дачи домой увозили.

Прощай же на год наш друг огород!

Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что растет в огороде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»

Цель занятия, развитие фонетико-фонематической стороны речи. В его ходе продолжаем закреплять понятие о месте нахождения звука (начало, середина, конец) ;развивать у детей фонематические процессы; зак...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»

Активизировать и расширять словарный заас, грамматическую сторону речи, продолжать использовать мнемодорожку для развития связной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему: "Зима"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»

Конспект логопедического занятия о посуде, Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, употреблении в речи относительных прилагательных. Продолжать обучат...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Весна"

Конспект по проведению логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Весна"....