Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель занятия, развитие фонетико-фонематической стороны речи. В его ходе продолжаем закреплять понятие о месте нахождения звука (начало, середина, конец) ;развивать у детей фонематические процессы; закреплять понятие "слово", "буква", "гласный звук"; развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;развивать умение соотносить звуки и буквы; развивать моторный праксис и просодические компоненты речи. На занятии использовалась презентация "Мы дружим с гласными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие направлено на развитие фонетико-фонематической стороны речи. | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»
Подготовила Н.Н. Федоряченко учитель-логопед АОУ № 22 «Родничок» г. Долгопрудный
ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная:
- учить детей различать звуки А,О,У,И,Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам, находить место звука в представленных картинках.
2. Коррекционно-развивающие:
- закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова);
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие «слово», «гласный звук»;
- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
- развивать умение соотносить звуки и буквы;
- развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.
3. Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование:
- магнитная доска;
- столы и стулья для детей;
- кружки красного ,синего цветов, схемы для определения места звука в слове.(для каждого ребенка);
- мячи;
- круги красного, синего, зеленого цветов - «фонарики» для каждого ребенка;
-карандаши;
-презентация;
-медали ;
Образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
- игровая;
- двигательная;
- коммуникативная.
Предварительная работа:
- разучивание артикуляционной гимнастики;
- разучивание пальчиковой гимнастики;
- разучивание физкультминуток (движение с речью);
- развитие дыхания и голоса;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопай, не зевай», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай», «Перепалка»;
- работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (дидактические игры)
- Практический (упражнения).
Ход занятия.
Дети сидят за столами, на которых лежит раздаточный материал.
- Организационный момент.
Презентация (начальный слайд)
Логопед: - Сегодня к нам в гости пришел Знайка . Он живет в волшебном Цветочном городе. Вместе с ним там живут Звуки и Буквы. Они друзья Знайки. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Знайке, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Знайка расскажет о вас и ваших знаниях еще одному малышу, жителю Цветочного города ( правда слегка ленивому) Незнайке. Знайка что то принес с собой. Что это, мы наверное узнаем только в конце нашего занятия. Вспомните, что мы слышим и говорим?
Дети: - Звуки.
Логопед: - Что мы читаем и пишем?
Дети: - Буквы
Логопед: - А какие звуки мы называем гласными?
Дети: - Гласными называются звуки, которые можно тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.
Логопед: - Как они схематически обозначаются?
Дети: - Красным кружком.
II. Основная часть.
Логопед: - Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков
.Логопед: - Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. выполняйте упражнения, следите за губами, язычками.
Дети выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (улыбка, дудочка ,хоботок, заборчик, , лошадка).
Логопед: - А теперь потренируем наши пальчики.
Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Все мы пальчики друзья.
Друг без друга им нельзя.
Логопед: - Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним , как мы жестами изображаем гласные звуки и вспомним «Песенку гласных звуков».
«Песенка гласных звуков».
Гласных звуков шесть всего
Я смогу пропеть их все до одного:
А, У, О, И, Э, Ы.
Логопед: - Знайка хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги).
Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».
Логопед: - У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?
Дети: - Буква.
Презентация
1 слайд « А»
Логопед: - Посмотрите на букву, и скажите для какого звука этот «домик».
Логопед: - Ребята, Знайка спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?
Дети: - В начале, в середине, в конце слов.
Логопед: - Знайка приготовил для вас задание. Найдите место звука [А] в названии картинок. Выполните задание на своих схемах, а потом сверим их со слайдом.
2 слайд «О»
3слайд «У»
4 слайд «И»
5 слайд «Э»
6 слайд «Ы»
Физкультминутка.
Логопед: - Давайте немного отдохнем,( кинезиологические упражнения)
Логопед: Знайке очень нравится с вами заниматься и он предлагает вам еще задание «Назови не ошибись».
7 слайд
8 слайд
Логопед: - Молодцы. Знайка приготовил еще одно задание «На рыбалке». На столе у вас лежат картинки с изображением рыбака, и ловит он не рыбу, а буквы. Помогите ему , но поймайте только гласные буквы.
Дети берут красные карандаши и проводят линию от буквы к букве. Затем на слайде гласные буквы становятся красными и дети проверяют свои работы.
III. Итог занятия.
Логопед: - Знайке пора возвращаться в Цветочный город. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, чем мы сегодня занимались.
Дети: - Мы вспоминали гласные звуки и буквы.
Логопед: - Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду показывать символы звуков, а вы отгадайте какой звук я загадала и произнесите его хорошо артикулируя.
Логопед жестами показывает звуки. Дети называют их.
9 слайд Как же мы забыли, ведь Знайка нам что то принес.(сюрпризный момент «Медали» с пятерками)
Используемая литература:
Нищева Н.В.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». МГЗПИ. 1991г. -188с.
2. В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 г. - 95с.
3. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». ГНОМ и Д. 2009г.
4. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»
Активизировать и расширять словарный заас, грамматическую сторону речи, продолжать использовать мнемодорожку для развития связной речи....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему: "Зима"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»
Конспект логопедического занятия о посуде, Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, употреблении в речи относительных прилагательных. Продолжать обучат...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Весна"
Конспект по проведению логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Весна"....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"...
- Мне нравится (1)