Через игру я всё пойму!
статья по логопедии

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherez_igru_ya_vse_poymu.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Через игру я всё пойму!»

 (использование игровых технологий в развитии словаря)

 «Через игровую деятельность и движется ребенок.
В этом смысле она может быть названа ведущей,
так как определяет развитие».

Л.С. Выготский

В дошкольном возрасте мы опираемся на ведущую деятельность детей – игру. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Нашей целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный притягательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научится в легкой, непринужденной форме.

Из опыта работы, мы можем сказать, что дети-логопаты, для закрепления полученных речевых навыков, нуждаются в большем количестве повторений и для того, чтобы сохранить у ребенка интерес, необходимо использовать разнообразные игры и игровые ситуации. Проанализировав наши планы подгрупповых и индивидуальных занятий, мы заменили многие этапы дидактическими играми, связав их единым сюжетом. Это повысило заинтересованность детей, раскрепостило их, увеличило речевую активность, что сказалось на эффективности занятий. Так как ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого, он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость, естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Как правило, любая дидактическая игра решает комплекс задач и любую из них можно использовать с целью коррекции речевых нарушений, стоит только попросить ребенка оречевлять свои действия, то есть рассказывать, что он делает.
Игры, которые мы используем на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии - средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей.

При организации дидактических игр и упражнений с детьми, имеющими речевые нарушения, мы руководствуемся следующими рекомендациями:

  • игры не должны быть длительными по времени (5-10 минут);
  • они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог - помочь ему в этом;
  • игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, иметь красочное и забавное оформление;
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
  • в игре следует развивать у ребенка навыки контроля за своей речью и речью других детей, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • в процессе игры учитель-логопед принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры).

На  логопедических занятиях  используем дидактические игры, которые помогают в совершенствовании грамматического строя речи, пополняют словарный запас, развивают связную речь - это неотъемлемые компоненты речевого развития ребенка, необходимые для грамматически-лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребенка, а именно: настольно-печатные (они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы), коррекционно-развивающие игры (это варианты упражнений на автоматизацию звуков и лексико-грамматических упражнений), игры с движениями, сюжетные-ролевые, игры-драматизации и компьютерные игры.

Виды игр

Примерные варианты игр

Игры на развитие словаря

«Магазин», «Кто подберет больше слов», «Накорми животных», «Кто как передвигается», «Назови по описанию», «Кто где живет?», «Варим суп» и т.д.

Настольно-печатные игры

«Домино», «Фрукты и овощи», «Одевайся по погоде!», «В гостях у сказки», «Зоологическое лото», «Где собачка?», «Цветочный магазин», «Наоборот», «Детки на ветке» и т.д.

Коррекционно-развивающие игры

«Что слышно?», «Повтори за мной», «Разведчики», «Угадай, кого позову?», «Кто больше», «Веселые истории», «Измени словечко», «Веселый поезд», «Улитка», «Исправь ошибку и назови правильно», «Доскажи словечко», «Подбери картинку» и т.д.

Игры с движениями

«Урожай», «Овощи», «Зимние забавы», «Домашние птицы», «Снеговик», «Посуда» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры

«Строим дом», «Парикмахерская», «Семья», «На дорогах города» и т.д.

Игры-драматизации

«Осень спросим», «Зимние забавы», «Под грибом», «Теремок», «Кошкин дом» и т.д.

Компьютерные игры

 «Игры для Тигры», «Мерсибо» и т.д.

 

Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Особое место в нашей работе с детьми логопатами заняла и технология составления синквейна. Синквейн — это новая технология и новый игровой прием.

Актуально и целесообразно мы стали использовать Синквейн в логопедической практике, а именно в работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), потому что он органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает его логическую завершенность, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Как известно, словарный запас, лексико-грамматическая сторона речи детей с общим недоразвитием речи значительно отличаются от речи нормально развивающихся сверстников. Речь детей с ОНР характеризуется бедностью словаря (дети используют в активной речи лишь часто употребляемые в обиходе слова). Такие дети не понимают и искажают значения слов, не могут отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, допускают ошибки при согласовании слов в словосочетаниях и предложениях.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №4 «Сказка»

корпус «Семицветик» Маркина О.И.

г.о.Протвино Московской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....

Перспективный план недели игры « Ребенок познает мир - через игру» Во 2-й младшей группе

План проведения недели игры МБДОУ в детском саду № 29 « Ребенок познает мир - через игру»Цели и задачи:ü Развивать интерес к различным видам игр;ü Использовать имеющиеся в ДОУ игровое оборудование, по...

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе: "Играем с клоуном Тяп-Ляп"

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе:"Играем с клоуном Тяп-Ляп"...

Интеллектуальная игра для родителей "Пойми меня"

Развлечение  в форме интеллектуальной игры для родителей родителей дошкольников. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек.  Игра направлена на сплочение роди...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...

Деловая игра с родителями "Пойми меня"

Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.Задачи:1. Формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.2. Повышение педагогической и коммуникативной компетентн...

Дидактическая игра по математике «Поймай рыбок»

Совершенствовать знания детей о составе изученных чисел.Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности). Развивать усидчивость , желание довести  на...