Деловая игра с родителями "Пойми меня"
план-конспект занятия по психологии
Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.
Задачи:
1. Формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.
2. Повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей.
3. Установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_s_roditelyami_poymi_menya.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект деловой игры с родителями «Пойми меня»
Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.
Задачи:
1. Формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.
2. Повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей.
3. Установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй.
Информационно-техническое обеспечение: интерактивная доска, проектор, ноутбук, фотоаппарат.
Количество участников: 20 родителей.
Логика проведения:
Педагог-психолог: Добрый день уважаемые родители, я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Надеюсь, что здесь собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению. Тема нашей деловой игры «Пойми меня». Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный корабль, на котором каждый человек может быть счастлив и всегда должен возвращаться сюда с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но прежде чем нам отправиться, мы немного разомнемся.
Игра-разминка. Педагог-психолог выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, педагог-психолог преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим.
Хотелось бы прочитать вам одну очень интересную сказку:
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными.
Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот… Что же было дальше? Что за сказка без конца?
Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?
Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет.
Сегодня у нас будет возможность поговорить, поспорить, чему-то научиться, поделиться собственным семейным опытом.
Ну вот теперь, можно отправляться. Каждая группа – это частичка малого семейного экипажа. Представьте себе, что сейчас мы отправимся в путешествие по Радужному морю.
Задание 1:
Но для путешествия по морю нам нужны судна: лодки, парусники, яхты, баржи или что-то другое. Вам придётся сделать их самим из материала, который у вас имеется (ножницы, 2 листа бумаги, скотч, фломастеры, клей, спички) и придумать им название. Время ограничено 3 минуты.
Педагог-психолог: К отплытию готовы! А чтобы не сбиться с курса, внимательно рассмотрим карту (слайд). Мы подплываем к заливу «Интеллектуалы». Как известно «интеллект» - латинское слово, означает «понимание», «рассудок», «ум».
Задание 2:
Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Семья и взаимопонимание». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
СЕМЬЯ – это…
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – это…
(Чтение семейной энциклопедии)
Педагог-психолог: Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «взаимное понимание и согласие».
Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.
Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни.
Например, мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес воспитателя, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же «некрасивыми» словами перемывает косточки начальству.
Или папа может прочитать сыну лекцию о необходимости помогать маме по хозяйству, а на утро, как, впрочем, и всегда, забыть вынести мусор.
Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.
Педагог-психолог: За этим разговором мы и не заметили, как прибыли на остров «Воспитание».
Задание 3:
Вам будут предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 5 минут, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.
Ситуация № 1:
Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.
Ситуация № 2:
Дима и Саша, дружили, но только в детском саду. Родители запрещали Диме приводить Сашу домой, встречаться и играть вместе на улице. Мама считала, что Саша развит не по возрасту, часто грубит, дерется, одним словом, может научить лишь плохому. А Дима доказывал, что Саша хороший мальчик, он защищает его в детском саду и никогда не обижает младших и девочек. Ваш выход из этой ситуации.
Ситуация № 3:
Полина рассказала маме по секрету, что ей нравится в группе мальчик Вова. Мама, конечно, отнеслась к этому несерьезно, посмеялась над девочкой, мол, куда ты, нос не дорос. Побольше бы сидела лучше с книжками, буквы поучила бы, цифры. Вечером мама при всех рассказала отцу о секрете дочери. Отец был категоричен. «Ишь ты, невеста. Чтоб я таких разговоров даже больше и не слышал!», - бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?
Педагог-психолог: Будьте осторожны впереди риф «Общение», чтобы обойти его нам нужно умело направить судно. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть потому, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Задание 4:
Педагог-психолог: Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок. Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других. Времени у вас 3 минуты.
ЕСЛИ:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. Ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. Ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. Ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. Ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. Ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. Ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. Ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. Ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Педагог-психолог: Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить. Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать. И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?
Педагог-психолог: Мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение».
Задание 5:
Внимание притча! Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
- А на каком языке вы говорите?
- Все молодое поколение говорит на тарабарском.
- А старшие жители? Задумались молодые люди и признались:
- Мы у них не спрашивали.
- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать.
Педагог-психолог: Над чем заставила вас задуматься эта притча? На обсуждение 1 минута.
Игра «Пойми меня»
Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, обида, чувство нелюбви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер.
Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.
Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.
Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки – все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.
Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.
Педагог-психолог: Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять, а нужно укреплять их отношения. И применение правил эффективного общения помогут установлению доверительных отношений с детьми, и позволят им чувствовать понимание со стороны взрослых.
Педагог-психолог: в заключение нашей встречи хочется прочитать вам сказку, но не простую, а волшебную. Я надеюсь, что всё волшебное и теплое вы унесете с собой домой, и это чувство навсегда останется в вашем сердце.
Медитативная сказка о позитивных детско-родительских отношениях
«Золотой шар»
(Используется музыкальное сопровождение).
Давным-давно в одной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них были прекрасный дом и верные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.
Через некоторое время Королева родила сына. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.
Шло время. Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир, увидеть, какие люди живут в другой стране, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о решении сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На прощание Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар:
- Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам.
Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.
И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.
Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчёлы – они собирали мёд. Пели птицы – они радовались, что через их поле идет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей к Дворцу.
Когда Принц вошёл во дворец, он был поражен его красотой. Все здесь показалось ему красивым. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то важное для себя. Он пошел во Дворец своей легкой и уверенной походкой.
Рефлексия: звучит спокойная мелодия.
Педагог-психолог: Закройте глаза… «Сейчас мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему (вместе с Принцем) и находите для себя (или для него) то, что хотите…. Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, останется с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться…. А сейчас вы делаете глубокий вдох…. И выход. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И, потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Лист отзывов.
Педагог-психолог: «Пожалуйста, оставьте свои замечания, пожелания, высказывания. Ваше мнение очень поможет мне в дальнейшем для построения и организации следующей нашей встречи.
Педагог-психолог: «Желаю вам любви и понимания в вашем доме, чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей, но и просто играть, немножко шалить с ними». «Всего вам доброго! До новых встреч!».
Список литературы:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: АСТ, Москва; 2008.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми - СПб., 2001.
3. Мелибруда Е.Я. -Ты - Мы: Психол. возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)
Родительское собрание«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»(деловая игра)...
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)
15 мая - День Семьи!Коллеги! Предлагаю вашему вниманию родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня», которое проходит в форме деловой игры и соревнований....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)
Работа с родителями...
Деловая игра " Как хорошо что есть семья, которая от бед хранит меня"
Сценарий родительского собрания в форме деловой игры....
Деловая игра «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
Деловая игра «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»...
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)
В толковом словаре Ожегова слово «семья» означает "основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственн...