Дефекты звонкости
учебно-методический материал по логопедии
Дефекты звонкости. Методика логопедической работы по их устранению. Приемы, используемые в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defekty_zvonkosti.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефекты звонкости. Методика логопедической работы по их устранению. Приемы, используемые в работе.
Нормальная артикуляция.
В русском языке имеется 6 пар согласных звуков, которые различаются только наличием или отсутствием голосового компонента: [б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш], [г]-[к]. При произношении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при произношении глухих они раскрыты. Сонорные звуки русского языка: [м], [н], [л], [р] — не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют звуки - [ц], [ч], [щ], [х].
В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих формируется относительно поздно, так как эти звуки являются акустически близкими. Однако противопоставление этих звуков в произношении усваивается рано, так как дифференциация по звонкости-глухости используется в русском языке очень широко.
Нарушения произношения звонких и глухих согласных.
Дефекты звонкости и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением звуко-произношения). Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются:
- Недоразвитие фонематического восприятия;
- Недостаточная координированность в работе голосового и артикуляторного аппарата;
- Тугоухость;
- Паретичность голосовых складок и др. В некоторых сяучаях голосовые складки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, запаздывают с выключением.
Нарушения звонкости и глухости:
- Оглушение звонких согласных звуков;
- Озвончение глухих согласных звуков;
- Смешения звонких и глухих.
Более всего дефектам звонкости и глухости подвергаются парные звуки. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т. е. дефекты звонкости.
Коррекция нарушений звонкости-глухости
При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щелевых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.
Коррекция дефектов звонкости и глухости проводится в двух направлениях:
- Работа над слуховым различением звонких и глухих звуков;
- Работа над произносительной дифференциацией.
Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артикулировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.
При коррекции дефектов звонкости используются как общие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвончения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.
Общие приемы озвончения:
- Производится опора на тактильно-вибрационное ощущение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гортани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По подражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит.
- Предлагается последовательно произносить гласные: сначала — шепотом, лотом — громко. Следом за ними предлагаются пары согласных сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию.
- Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых звуков. В конце предлагается произносить пары с нарушенным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ребенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.
- Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля можно использовать зажимание ушей.
Частные приемы озвончения:
Звонкий звук [б] ставят от звука [у]. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.
- Звук [д] ставится от межзубного произнесения [б], при этом губы отодвигаются. Получается межзубное [д], от которого переходят к зазубному произнесению этого звука.
- Звук [г] ставится от звука [д]. При произнесении [д] (или слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-за-зя).
- Звонкий звук [в] можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу.
- При постановке звука [з] можно исходить от протяжного звучания гласного звука [э], [ы]. При этом предполагается выдвинуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного произношения переходят к зазубному произношению звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Больше играйте с детьми! Консультация для родителей детей группы «Сложный дефект»
Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. ...
Коррекция недостатков звонкости согласных звуков.
Часто дефект звонкости согласных звуков обусловлен понижением слуха , в других случаях причиной служит неразвитый фонематический слух или плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляцион...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Приемы коррекции недостатков звонкости согласных звуков
Содержит подробное изложение коррекционной работы над недостатками звонкости согласных....
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...