Коррекция недостатков звонкости согласных звуков.
опыты и эксперименты по логопедии на тему
Часто дефект звонкости согласных звуков обусловлен понижением слуха , в других случаях причиной служит неразвитый фонематический слух или плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляционного аппарата. Задачей коррекции указанного дефекта является достижение одновременной работы артикуляционных движений и голосовых связок , что в большинстве случаев достигается не всегда легко и требует умелого подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_ozvonchenie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы.
Учитель-логопед Евстратова Н.В.
МБДОУ ДСКВ № 46 г.Череповец.
Коррекция недостатков звонкости согласных звуков.
Часто дефект звонкости согласных звуков обусловлен понижением слуха , в других случаях причиной служит неразвитый фонематический слух или плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляционного аппарата. Задачей коррекции указанного дефекта является достижение одновременной работы артикуляционных движений и голосовых связок , что в большинстве случаев достигается не всегда легко и требует умелого подхода.
1.Развитие фонематического слуха.( применяется обычная методика)
2.Воспитание сочетанной работы артикуляционно-фонационного аппарата.
При легкой степени нарушения ликвидация подобного недочета согласные располагаются так : В,З,Ж,Б,Д,Г. В этой группе расстройств первые упражнения нужно проводить преимущественно на зрительном и кожно-мышечном анализаторах , а главное – в начале ни в коем случае не давать установки типа «говори Б». К озвончению звука нужно подходить постепенно , путем систематических упражнений.
Общими приемами для всех случаев являются следующие :
1.Логопед произносит данный звук , а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание голосовых связок ( для восприятия вибрации голосовых связок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки, так как тактильно-вибрационная чувствительность лучше всего передается через кости , а в этой части много косточек и они близко расположены к коже). Далее ребенок сам произносит этот звук ,держа одновременно одну руку на своей гортани , а другую на гортани логопеда .В результате этого приема нередко получается звонкий звук .Кроме вибрации используется и движение всей гортани в целом.
2.Одним из эффективных приемов является употребление «голубиного голоса » (воркование голубя ). Он издается гортанью при закрытом рте ( но не в нос ). Когда ребенок усвоит его предлагаем «гулить» перед озвончаемым согласным звуком и «с разбега » , без паузы, произносит его. Особенно хорошо пользоваться этим приемом при озвончении взрывных согласных звуков (Б,Д).
3.Последовательно и протяжно произносятся гласные звуки , каждый сначала шепотом , а затем громко. После этого непосредственно переходим к аналогичному произношению нужного согласного звука.
Пример озвончения звука «З»:
Шепотом – А Шепотом -И
Громко –А Громко - И
Шепотом -Э Шепотом - С
Громко – Э Громко – З
Ребенок незаметно для себя по аналогии с гласными в силу образовавшегося стереотипа произносит произносит и согласные ,т.е. «З» произносит звонко .Важно , чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны (И-С, О-Ш, У-В, А-К ).
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносятся отрывисто :
Шепотом- А,А,А,А. Шепотом – Э,Э,Э,Э.
Громко – А,А,А,А. Громко –Э,Э,Э,Э.
Шепотом – О,О,О,О. Шепотом – Т,Т,Т,Т.
Громко – О,О,О,О. Громко – Д,Д,Д,Д.
Сначала озвончаем фрикативные звуки , а затем взрывные.
4.Фрикативные звуки иногда легко озвончить таким способом : согласный произносим шепотом ,а затем не прерываясь подается голос под указание логопеда :Ф,П,Т,С,Ш,К.
В,Б,Д,З,Ж,Г.
5.Иногда озвончение достигается использованием таблички ,на которой глухие звуки сопоставляются с соответствующими звонкими. Ребенок , зная или вновь усвоив звонкость наиболее легкого для него согласного одной вертикальной пары , глядя на таблицу , нередко по аналогии произносит и остальной ряд звуков.
Следует обратить внимание на озвончение согласных звуков в случаях «недостаточно развитой » звонкости. Для этого сопоставляются глухие и звонкие и таким образом устанавливается коренное различие между ними. Для усиления голосового компонента ребенку предлагается закрыть руками уши или заткнуть ушные каналы пальцами и произносить В или З,Ж. Затем используя контроль рукой вибрации гортани и деле на паронимах объясняется смысловое значение , различие звонких и глухих звуков. Эти приемы , конечно , полезны и в случае полного отсутствия звонкости.
Во всех упражнениях по озвончению согласных « голосовой фон » следует производить с мягким голосоначалом. В трудных случаях во время произношения полезно слегка « потряхивать» гортань пальцами. Так как звонкие согласные имеют более низкий тон , чем глухие , то при озвочении надо упражнять на низком тоне. Высокий же тон способствует оглушению . Полученный звонкий звук произносится с гласными ( перед и между гласными ), между гласными и звонкими согласными ( в первую очередь – М,Н,Р ), учитывая действие регрессивной ассимиляции. Например : ( для Д) да,до….,ада,адо…..,адма….,адна..,адра,адза,аджа,….,дом,один,адмирал,джунгли,бездна….
Озвончение звука В.
1.В – губной звук ,здесь уже происходит одновременно работа голосовых связок и губ.
2.Губы смыкаются настолько неплотно ,чтобы через них мог проходить беспрерывный значительной силы голосовыдыхательный ток. Образуется особый гудящий звук, а губы при этом колеблются вибраторной дрожью ( ощущение легкого щекотания ), для контроля которой ребенок прикасается кончиками пальцев то к губам логопеда, то к своим.
3.При выполнении упражнения рот периодически широко раскрывается и получаются слогоподобные звуки : ва-ва-ва.Чтобы вызвать вибрацию голосовых связок и контролировать ее, как в этом , так и в последующих случаях , полезно прикладывать руку ребенка к гортани логопеда во время произношения звуков – ребенок ощущает ее дрожание и проделывает то же на себе.
4.По слуху , подражая логопеду произносятся разные сочетания с гласными : ва-во-ву;ава-аво-аву.
5.Перед зеркалом делается установка звука В , то предварительно проделывается такой прием : на выдохе произносим попеременно губно-губное и губно-зубное В :в в в в в в .
6.Затем включаем новый звук в речь по общей схеме , при этом на первых порах следует остановиться на дифференцировке звуков В –A : ва-фа ,вагон-фагот, влага-флаги и т.п.
Озвончение звука З.
1.Установив органы артикуляции на звук С, ребенок произносит на фоне непрерывного голосового звучания (ы) на одном длительном выдохе многократное выдвижение языка вперед , слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов , но так , чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство .Здесь необходимо очень тщательно следить , чтобы звучание неопределенного гласного типа Ы ни в коем случае не прерывалось.
2.Затем предлагается проделать то же , но с максимальной силой выдоха , чтобы кончик языка вибрировал мелкой дрожью. В результате этого приема слышится : ЭЗЭЗЭЗЭЗЭЗ. При этом Ы произносится протяжно , а З – кратко , чтобы на нем не прерывался голос. Звучание проверяется касанием руки к гортани.
3.Когда получится вполне звонкое З , то по слуху проделывается ряд комбинаций с гласными так , чтобы З находился между гласными ,многократно и на одном выдохе : АЗЫ-АЗЫ-АЗЫ -АЗА- АЗУ и т.д..
4.Произносим сочетания : ЗА ,ЗО , ЗУ….; то же многократно и на одном выдохе :ЗА-ЗА-ЗА-ЗА .Полезно здесь применять сочетание ударных с безударными слогами , то есть делать ударение то на первом ,то на втором слоге. Это способствует четкости и легкости произношения.
5.Сочетание З с гласными и соседними звонкими согласными : ЗМА…,ЗВА…,ЗНА…,ИЗБА,УЗДА,ЕЗДА…
6.Производится дифференциация З и С :ЗА-СА,СА-ЗА,ЗУБ-СУП…;далее обычным путем включаем в речь.
Озвончение звука Ж.
При наличии звонкого З , во время произнесения этого звука кончик языка постепенно и осторожно , но не теряя своего дрожания ,поднимается вверх , приближается к установке звука Ж и в этом положении закрепляется последующими упражнениями. Этим приемом создаются условия сначала для диффузного звука , мало отличающегося от звука З , а затем , пользуясь слухом , достигается дифференцировка звука Ж от З.
Озвончение звука Б
Упражнения для звука Б могут иметь Три физиологических момента ,каждый из которых оказывается более выгодным от индивидуальности ребенка.
Первая система упражнений исходит от артикуляторных движений , типичных для Б.
Вторая – от губно-губного В .
Третья – от губно-губного носового М.
При неудаче первого подхода пользуемся вторым и третьим. Часто эти подходы комбинируются.
1.Исходным моментом является артикуляция звука Б.
- предлагается «голубиный голос »затягивать при артикуляторной установке звука Б и осторожно, без взрыва произносить его ( получается нечеткое , близкое к В звучание ), а затем постепенно переходить к взрывному Б, произнося его с гласными звуками А,О,У,Э.
-издают «голубиный голос» , а затем сжатым воздухом энергично разрывают плотно сомкнутые губы с произнесением А – получится БА.
-таким же образом произносим БА,БО,БУ,БЫ,БЕ.
-для закрепления эти звукосочетания произносятся с движением «дровокола».
-далее произносим различные сочетания :БА-БО-БУ,АБА,ИЗБА,БАБА без предварительного «голубиного голоса».
-успешно применяются и следующие приемы : ребенок с раскрытым ртом плотно прижимается к тыльной стороне кисти руки , а затем сильно надувая щеки и издавая неопределенный гласный звук , быстро отрывает руку ото рта с одновременным выкрикиванием звука А и получается сочетание БА – подобное выстрелу. Когда звонкость звука достаточно выявиться ,постепенно уменьшаем напряженность щек и выдоха , по кА не дойдут до нормального Б , после чего обычным путем включаем его в речь , предварительно прочно отдифференцировав его от П известными уже способами :ПА-БА, БО-ПО,ПАПА-БАБА,ПАЛКА-БАЛКА……
2.Исходным моментом является артикуляция губно-губного звука В.
-на полном выдохе произносится губно-губное В с постепенным переходом в конце выдоха на звук Б .При В губы сближены , а при Б плотно смыкаются :ВВВВ-БА…Если этот прием не дает быстрого результата , то в момент взрыва губы сжимаются пальцами и ребенку предлагается воспроизводить звук В и в момент взрыва получается не В , диффузный Б.Можно использовать еще один прием – во время произнесения губно-губного В указательным пальцем быстро двигаем между губами вверх-вниз , то размыкая , то смыкая губы .Если в момент смыкания произнести гласный звук А , то получится слог БА. Постепенно замедляя движение пальца переходим к четкому произнесению слогов :БА-БЭ-БУ и т.д..Далее звук закрепляется повторением.
-чередование сочетаний с губно-губным В и Б :ВА-БА.ВО-БО…,ВАБА,БАВА,ВУБУ,БОВУ и т.д..
-чередование слов с губно-губным В и Б : Ваня в бане ,Ваня –баня,вор-бор,барка-варка……
-сочетание Б с разными гласными.
-сочетание Б гласными и согласными в словах : изба,жбан…
-включение Б в речь.
3.Исходным моментом является звук М.
-на фоне протяжного произнесения звука М ( мычание ) произносится быстрое Б , с предварительным надуванием щек, с прорывом плотно сжатых губ : МММБА (при этом в момент губного взрыва нос зажимается пальцами )
-сочетание БА отделяется от МММ небольшой паузой :ММММ-БА.
-произносим путем подражания БА,БА,БА.
-дальнейшая работа проводится обычным путем.
В этой методике мы исходим из общих артикуляционных моментов биомеханики звуков М и Б.Надувая щеки и плотно смыкая губы , мы достигаем резкого раскрытия рта и губ , сильного возбуждения работы неба- оно поднимается вверх и закрывает проход в нос , в результате чего воздух прорывается через ротовую полость и сомкнутые губы наружу. Получается звук Б.
Озвончение звука Д.
После озвончения предыдущего ряда согласных звуков озвончение последующих согласных достигается сравнительно легко. У ребенка уже выработался условный рефлекс для работы голосовых связок , т.е. определенный раздражитель ( установка произносить звонко ) сразу вызывает сочетательную работу голосовых связок с данной артикуляционной установкой. Но если первые попытки произнести звонкое подражательное Д неудачны , то приходится прибегнуть к специальным упражнениям.
1.Ребенок подражательно произносит :БАБАБАДАДАДА; далее БАДА-БАДА-ДА-ДА-ДА. Если в результате иррадиации голосовых связок звук Д не произносится звонко, то переходим к другим приемам.
2.Звук Б , который должен быть усвоен твердо и должен произносится с резким отчеканенным взрывом. Затем просим ребенка просунуть язык между губами и в этом положении произносить : БА-БА-БА…Впечатление слуховое подкрепляется зрительным ( занятие проходит перед зеркалом ) и осязательным ( ощупываем вибрацию гортани ).Получится звук Б имеющий уже некоторый оттенок в сторону Д. Следующий этап упражнения заключается в том, что верхняя и нижняя губы отодвигаются пальцами от языка так, что артикуляции производится только языком ,просунутым между зубами- из межгубного получается межзубное Д.Здесь надо следить за тем , чтобы при отстранении губ не получился повторный звук – вместо взрывного- нередкое явление, для устранения которого нужно возвратится к произнесению Б и межгубного Д , с особенным утрированным отчеканиванием взрыва. Когда межзубное Д достигнуто с достаточной четкостью , тогда отодвигаем язык сначала просто назад за зубы , а затем вверх , к альвеолам , и тогда проделываем все упражнения по закреплению звука.
Озвончение звука Г.
Самым трудным в отношении озвончения является звук Г. Исходя из южно -русского фрикативного Г( обозначим егоГ*). Этот звук обычно сразу усваивается детьми.Опять –таки на фоне гласного призвука Э (Ы) повторно произносится фрикативный Г*.Далее в этом упражнении спинка языка поднимается все выше и выше к небу , так что в конце концов получается :ЭГ*КГ*Э,ЭГ*ГГ*Э…Ускоряя темп упражнения , легко добиться того , что мгновенный К меду звуками Г*Г* начинает звучать как Г. Получатся :Э Г*Г Г*Э,Э Г* Г Г* Э.Затем ударение переносим на последний слог. После этого упражнение принимает форму :ЭГЭ,ЭГЭ.Далее происходит постепенная замена звука Э другим гласным : ЭГЫ,ЭГА,ИГЫ….Далее обычной методикой дифференцируем Г от К и включаем звук Г в речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы логопедии «Недостатки произношения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков»
Домашняя контрольная работа...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Приемы коррекции недостатков звонкости согласных звуков
Содержит подробное изложение коррекционной работы над недостатками звонкости согласных....
Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и устанение недостатков произношения шипящих звуков...
Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у дошкольников старшей группы
Краткое методическое руководство по коррекци и устранению недостатков произношения шипящих звуков...
Дефекты смягчения согласных звуков у детей дошкольного возраста. Причины. Коррекция
Причины дефектов смягчения согласныз звуков у детей и их коррекция....
Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»
Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»...