Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.
материал по логопедии
Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план индивидуальной работы по коррекции
звукопроизношения при дизартрии.
Этапы работы | Содержание работы | Виды работ |
1-й этап: «Подготовительный» | Развитие мелких движений кистей и пальцев рук 1.Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер», проба «ребро, кулак ладонь» и т.д. 2.Обведение шаблонов. 3.Вырезание ножницами различных фигур. 4.Разбирание семян по сортам, мозаик по цвету. 5.Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. 6.Складывание ладоней и постукивание пальцами каждой пары. 7.Показывание пальцев по два, по три. 8.Сжимание резиновой груши при направлении воздушной струи на определённые цели. | 1.Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда. 2. Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда. 3. Самостоятельная работа дома. |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. | Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: -«Делай так»; -«Что изменилось?»; -«Чего не стало?»; -«Составление целого предмета из частей»; -«Найди фигурку по подобию»; -«Кто больше запомнит»; Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти: «Угадай, чей голос»; «Улови шёпот»; «Жмурки с голосом»; «Где позвонили?»; «Скажи, что звучит»; «Лягушка». | |
1.Работа над дыханием: - вдох и выдох по схеме: рот-рот; нос – нос; рот-нос; нос - рот - вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса; - выработка направленной воздушной струи; - произнесение на выдохе гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса. - работа над силой выдоха; | - дутье на предметы через вытянутые трубочкой губы: задувание свечи, надувание воздушных шаров, надувание мыльных пузырей, дутье на парусник, салфетку, карандаш лежащий на столе и т.д. - дутье сквозь растянутые в улыбке губы: «сдуй листок»; «сдуй снежинку», «чей пароход гудит лучше» - дутье на язык»: «фокусы» и т.д. | |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата: 1.Упражнения направленные на развитие подвижности губ: «Окошко»; «Хоботок»; «Хоботок - Окошко» «Трубочка»; «Улыбка»; «Трубочка - Улыбка» - удерживание бумажных трубочек; - комбинированные упражнения под счёт. 2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопатка»; «Жало»; «Лопатка -Жало»; «Качели»; «Часики»; «Лошадка»; «Грибок»; - комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти. (для дизартриков – дополнительная гимнастика, применение логомассажа) | ||
2-й этап: «Постановка звука» | Знакомство с артикуляцией звука. |
|
Специальные упражнения для звуков [с], [с], [з], [з]: 1. «Горка», «Киска сердится»; «Лодочка», «Язычок спит», образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка») 2. Первый способ: с механической помощью: удерживание зондом кончика языка у нижних резцов. Второй способ: от звука [т] на длительном выдохе (верхнее положение языка, затем язык переводится в нижнее положение) Третий способ: от межзубного звука [с]. Четвертый способ: от звука [ш]; Пятый способ: от звука [ц]. | Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: - игры на выработку вибрационных движений кончика языка; - работа над силой выдоха; - имитационные игры. | |
Специальные упражнения для звука [ц]: - последовательное произнесение звуков [т], [с] | ||
Специальные упражнения для звуков [ш], [ж]: 1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус» 2. Первый способ: от звука [т] - не отрывая языка от альвеол длительно произносить звук [т] с приоткрытыми зубами, затем зубы прикрыть. Второй способ: от верхнеязычного [с] - «ползти» кончиком языка от зубов к альвеолам, затем округлить ребенку губы, нажав пальцами на углы губ. Третий способ: от правильного [р] - произнести этот звук шепотом, так, чтобы язык перестал вибрировать, затем округлить ребенку губы нажав пальцами на углы губ. Четвертый способ: с механической помощью (с помощью шпателя или зонда). Пятый способ: по показу артикуляции - сделать «Чашечку» прислонив ее «край» к верхним резцам снаружи, «дуть на край чашечки», затем занести «Чашечку» в рот и прислонить широкий кончик языка спереди к альвеолам, продолжая дуть, округлить губы ребенка. | ||
Специальные упражнения для звука [ч]: 1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус» 2. Первый способ: от правильного [ть] – губы «бубликом», зубы в форме правильного прикуса, кончик языка между основаниями верхних резцов и альвеолами; быстро произносить ти-ти-ти; щеки ребенка нажатием прижать к коренным зубам . Второй способ: от правильно произносимых звуков [ть] и [щ]: губы «бубликом», быстро произносить сочетание [тьщ – тьщ ] . | ||
Специальные упражнения для звука [щ]: 1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»; 2. Первый способ: от звука [ч] – длительно тянуть звук. Второй способ: от верхнеязычного [сь] - «ползти» кончиком языка от зубов к альвеолам, затем округлить ребенку губы, нажав пальцами на углы губ. | ||
Специальные упражнения для звука [л]: 1.«Почисти верхние зубки»; «Парус»; «Качели» 2. Первый способ: вызывание межзубного [л]: - прикусывание языка с произнесением звука [ы] (язык широкий); - так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса. Второй способ: постановка призубного звука [л] - «Качели» со вспомогательным звуком [а] | ||
Специальные упражнения для звука [р]:
- многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»); - присоединение голоса («д-д-д»); - выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка «Муха сердится».
- удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем; - вызывание дрожания кончика языка зондом, соской от звуков «ззз», «жжж», «ддд» Дополнительные упражнения для дизартриков: - «Болтушка» или «Индюшка» (язык высунут и на звук «а» двигается между зубами); | ||
3-й этап: Автоматизация поставленного звука в речи; дифференциация смешиваемых звуков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа. | Работа над звуком: 1.Звук в слоге (данная последовательность может меняться в зависимости от поставленного звука и индивидуальных особенностей ребенка) - открытом; - закрытом; - в звукосочетаниях. 2. Звук в слове: - в начале; - в конце; - в середине; - со стечением согласных. 3. Звук в предложении. 4. Звук в тексте. 5. Звук в пословицах, поговорках, стихах. 6. Звук в скороговорках. | 1.Произнесение слов, слогов, предложений. 2. Работа с таблицами. 3. Работа с игровым материалом, с картинками. 4. Чтение предложений, текстов. 5. Работа с деформированным текстом. |
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа |
| |
Дифференциация смешиваемых звуков. | 1. Произнесение слов, слогов, предложений. 2. Работа с таблицами. 3. Работа с игровым материалом, с картинками. 4. Чтение, предложений, текстов; пересказ. | |
4-й этап: Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком. | 1. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. 2. Введение звука в самостоятельную речь. | Пересказ различных текстов. Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам; - придумывание части рассказа; - на заданную тему. Инсценирование сказок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий по коррекции недостатков познавательного развития (сенсорное развитие)
Перспективный план занятийпо коррекции недостатков познавательного развития(сенсорное развитие) № п/пТема занятияЦель занятияКол-во часов IРазвитие восприятия1.Восприятие качеств величины·...
«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»
С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

Методические рекомендации для учителей-логопедов "Коррекция звукопроизношения при дизартрии"
Условия,необходимые для эффективной коррекции звукопроизношения. Методика использования термоаппликаций. Особенности постановки звуков и их автоматизации при дизартрии....
Индивидуальный перспективный план по коррекции звукопроизношения.
Образец перспективного плана по коррекции звукопроизношения в условиях логопункта....

Технология коррекции звукопроизношения при дизартрии
АктуальностьРечь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникац...