Методические рекомендации для учителей-логопедов "Коррекция звукопроизношения при дизартрии"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Условия,необходимые для эффективной коррекции звукопроизношения. Методика использования термоаппликаций. Особенности постановки звуков и их автоматизации при дизартрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_zvukoproiznosheniya_u_dizartrikov.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция звукопроизношения у дизартриков.
Дизартрия наблюдается очень часто без выраженного нарушения звукопроизношения. Ребенок изолировано произносит звуки, а в спонтанной речи произношение смазанное (каша во рту). Часто обращаются дети 12-16 лет – говорили раньше хорошо, а сейчас ни чего не поймешь. Это происходит из-за мутационных нарушений голоса, которые усиливают недостатки звукопроизношения. С возрастом бывает расхождение внутренней речи с ее внешним оформлением, следовательно, имеется нарушение иннервации органов артикуляции. Это обуславливает нарушение артикуляционного праксиса в виде замедленности артикуляционных движений, нарушается переключаемость и точность, особенно когда движение выполняется в быстром темпе.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
- Требуется обязательный медикаментозный фон для обеспечения питания ЦНС. В противном случае удлиняются сроки коррекции, которая,
в свою очередь, требует больших усилий от логопеда и ученика. ММД (минимальная мозговая дисфункция) выражается в нарушении деятельности мозга: снижении работоспособности, памяти, устойчивости внимания и т.п.
Автоматизация – выработка условно-рефлекторных связей.
Родители не понимают необходимости обращения к неврологу. А ведь отрицательное отношение ребенка к логопедическим воздействиям снимается медикаментозным лечением.
При кесаревом сечении лопаются мелкие сосуды головного мозга ребенка в результате резкого перепада давления. В результате происходит нарушение деятельности черепно-мозговых нервов и нарушается мозговое кровообращение.
- Необходима квалифицированная помощь невролога (немногие специалисты работают по мелкой симптоматике)
- Можно использовать биологические активные добавки (БАДы) в качестве альтернативы к пункту 1, но лучше в комплексе с п.1.Снижаются сроки коррекционного воздействия в 3-4 раза. Например, препарат ТРОФОСАН -6 (упаковка на 2-3 месяца)
- Связь в развитии речи и развитии общей моторики
Для этого подключаются родители к целенаправленному развитию общей моторики и координации в форме систематической гимнастики.
- Развитие ручного праксиса.
Осуществляется систематически и постоянно, вплоть до автоматизации последнего звука!
6).Необходимо развитие речевого дыхания, а точнее выдоха (особенно в спонтанной речи)
В начале идет работа по развитию физиологического дыхания:
- постановка диафрагмального дыхания;
- постановка физиологического дыхания.
Диафрагмальное дыхание отрабатывается в положении лёжа: ребёнок держит руку на своей диафрагме и на диафрагме логопеда, затем рука переходит на грудь ребенка, для контроля за тем, чтобы грудь не поднималась. Логопед может своей рукой контролировать вдох без поднятия грудной клетки.
У детей не развиты верхние доли лёгких:
Затем автоматизируется навык с помощью игрушек (на груди и животе катаем белочку). При этом следим, чтобы это не сводилось к движению брюшных мышц. После этого отрабатываем навык, в положении сидя, стоя и в движении!
Физиологическое дыхание - его развитие заключается в увеличении объёма лёгких. У детей объём на 1\3 меньше нормы.
Выполняются движения рук и вдох или приседания и вдох. Необходимо согласование в работе специалистов по пению и физкультуре.
Совершенствование речевого дыхания.
Физиологическое: вдох, выдох, пауза
Речевое : вдох, пауза, выдох.
Начинаем голосовую дыхательную гимнастику в положении лёжа:
- гласные поём, отрабатываем плавность и экономность выдоха.
У ринолаликов со звука «У»;
У дизартриков со звука «А», затем «Э», «Ы», «И», «О», «У».
- целенаправленная интенсивно выдыхаемая воздушная струя:
- на кончик языка;
- на корень языка;
- в нос (соноры).
А) Сначала учим выдыхать на кончик языка. (Язык лежит на нижней губе, на его кончик «клеим» квадратик бумаги – улыбнуться и сдуть «снежинку»).
Затем сдуваем лёгкие предметы с ладони (если не получается со «снежинкой»). При этом следить, чтобы щёки не надувались (руки на щёки – сдавливаем).
Постепенно отодвигаем ладонь с предметом до расстояния вытянутой руки.
Затем возвращаемся к «снежинке»
Б) Когда ребёнок научится сдувать «снежинку» с кончика языка, то учим его, опускать язык ниже (для свистящих звуков).
В) Язык поднимаем в форме чашечки вверх (для шипящих).
Г) Переходим к упражнению « снежинка на носу» (для соноров).
Для данного упражнения можно использовать механическую помощь (зонды):
- придавливание зондом языка вниз к подбородку (можно использовать палочку, спичку или бинтик – движение, поглаживающее от нижней части языка к его кончику):
Самая интенсивная выдыхаемая струя воздуха требуется для произношения свистящих звуков (затем для звука «Р» ,а потом для шипящих звуков)!
7) Работа над голосом (из-за рассогласования выдоха и голосоподачи) и просодикой речи (ритм, темп, плавность и интонация).
Эта работа идёт параллельно с автоматизацией звуков и влияет на её качество.
8) Развитие артикуляционного праксиса, в отношении точности артикуляционного движения, его темпа и переключаемости.
Эта работа ведётся в следующей последовательности:
- грубые движения для нормализации тонуса;
- упражнения для нормализации нарушенных движений;
индивидуальный комплекс артикуляционных движений.
Сначала отрабатываются серии одного и того же движения. Начинаются с минимального количества повторов (5-7 раз) и доводится до 30-35 повторов каждого упражнения. Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику маленькими порциями 3-5 минут (для старших 5-7 минут) не менее 5-7 раз в день. АГ проводится в начале в медленном темпе, но при этом необходимо добиваться точности движений. Постепенно темп артикуляционных движений увеличивается, но при этом не должно страдать качество выполнения упражнений. Большое внимание следует уделять выработке кинестетических ощущений от движения и тонуса артикуляционной мускулатуры. Эти ощущения усиливаются при выполнении упражнений с закрытыми глазами.
Кинестетические – ощущения от движений, кинетические – точность движений, переключаемость и темп. У ребенка можно спросить после выполнения упражнения: «Где у тебя язычок?». БЕЗ ЗЕРКАЛА! С опорой на тактильное (можно предложить ребенку потрогать язык – лопатку и сравнить мягкая ли она) и кинестетическое ощущение. Зеркало только для восприятия.
Примечание: При дизартрии язык отклоняется в сильную (но не обязательно здоровую сторону). Поэтому упражнение «Часики» выполняем при девиации языка: 1 раз в сильную сторону и 2 раза в слабую. Другим детям это упражнение не нужно.
Отработка серий артикуляционных движений:
Язычок вниз – вверх – отводим назад – прикосновение к альвеолам – на середину нёба – кзади.
Все отработанные упражнения включаются в серии. Для мышц языка + губ + нижней челюсти. Это необходимо, так как часто у таких детей наблюдается дисплазия мышц нижней челюсти – они как бы говорят при закрытом рте.
Количество упражнений:
Не целесообразно давать более 3-х упражнений на 1 группу мышц! Например:
для щек – 3 упражнения,
для круговой мышцы рта – 3 упражнения,
для языка – 3 упражнения.
В сложных случаях не более 1 упражнения и постепенно добавлять!
Тренируемые движения должны выполняться без помощи челюсти или губы, чтобы этого не происходило необходимо механически их удерживать (для губы используется бельевая резинка в виде кольца, одевается на голову для фиксации одной или двух губ одновременно).
Необходимо добиваться выполнения движения на широкой плоскости языка!
С постановкой звуков торопиться не следует! От нескольких месяцев до 1 года необходимо заниматься артикуляционным праксисом и развитием дыхания (эта работа продолжается до последнего дня работы).
Необходимо обращать внимание на качество отрабатываемых движений!
Артикуляционная гимнастика может сочетаться с массажем и термоаппликациями.
При повышенном тонусе – используется расслабляющий массаж от конца мышцы к её началу – т.е. язык от корня к кончику.
При пониженном тонусе – используется тонизирующий массаж (наоборот, от кончика языка к его корню).
Выполнять туда и обратно не целесообразно!
Важно развивать у ребёнка кинестетические движения (ощущения от правильного движения)!!!
Термоаппликации (холод и тепло).
На спастику – тепло – расслабляющее, на шейно воротниковую зону (для корня языка) и расслабляющий массаж.
А) 4-х слойная марля, из неё делается воротничок, температура горячая. Быстро накладывается на область, затем целлофан и махровое полотенце – от 2 до 5 минут.
Б) Аппликация на лицо выполняется аналогично. Не забыть сделать дырочку для носа!
Если тонус мозаичный, то накладывать только на спастичные области. Можно использовать нагретые предметы (например, медные). Тот предмет, который накладываем, должен быть на 0,5 см меньше зоны воздействия. Можно использовать мешочки с песком или с солью.
В рот – можно использовать горячий чай, напиток или отвар травки – подержать и проглотить.
Аппликация холодом используется при повышенном тонусе 1-2 минуты. Это может быть холодная вода, кусочки льда или мороженое.
Если в воздействии нуждается весь язык – холод на середину языка, если только сзади – лёд сзади и наоборот.
Если паретичный кончик языка, то полезно слизывать мороженое кончиком языка (перед занятием).
Массаж и аппликации выполняются перед занятием (электрофорез тоже за 10-15 минут до занятия)
На 1 этапе используется механическая помощь при артикуляционных упражнениях. Но при постановке звуков не рекомендуется!
Зеркало используется избирательно! Лучше опираться на кинестетические ощущения.
Работа над развитием артикуляционной моторики состоим из 4 этапов:
1 этап. Назначаются мероприятия, которые нормализуют тонус артикуляционной мускулатуры:
- медикаментозное лечение;
- физиотерапевтические процедуры;
- массаж (кроме детей с гиперкинезами);
- термоаппликации;
- упражнения артикуляционной гимнастики.
2 этап. Назначение артикуляционных упражнений, которые способствуют развитию необходимых движений (за движения отвечают скелетные мышцы).
3 этап. Развитие формы артикуляционного органа (за форму языка отвечают внутренние мышцы).
4 этап. Упражнения, которые формируют артикуляционный уклад (смотри методичку Будённой – упражнения при дислалии)
Учитель- логопед не имеет право делать записи в медицинской карте! Только логопед поликлиники. (Приказ Минздрава РФ № 241)
9) Работа над гласными звуками. Данная работа позволяет улучшить качество звучания в целом (оно зависит от артикуляции гласных звуков). Начинаем с изолированного произнесения гласных, с чёткой артикуляцией, добиваемся максимального открытия рта. Потом отрабатываются серии звуков от 2-х до 7 гласных в различных комбинациях.
10) Работа над согласными звуками.
Уточняется и совершенствуется произнесение изолированного звука. Потом создаются серии согласных звуков в различных комбинациях (СРТ, ШМК, и т.д.) при этом добиваемся четкой артикуляции, каждого звука. Улучшается качество, темп и переключаемость, которые будут необходимы в спонтанной речи.
11) Работа над слогами.
Упражнения в произношении отдельных слогов, серий (они должны быть далеки от какого-то понятийного смысла, сосредотачиваем внимание только на артикуляции) САУТМКА
Можно использовать чтение или карточки-символы. ПРИ ЭТОМ НЕ ДАЕМ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПРОГОВАРИВАНИЯ! Прочел ребенок, а затем повторяет.
12) Работа над словами.
Как отдельные слова, так и серии, которые не связаны одним общим звуком, могут объединяться по смыслу или являться свободным набором.
13) Работа над предложением, текстом. По обычной методике.
14) Развитие фонематического слуха.
1 направление – совершенствование восприятия звуков, те которые ребёнок хорошо воспринимает. Это необходимо для профилактики нарушений письменной речи.
При грубых нарушениях, начинаем со звука «У».
2 направление – работа со звуками, которые ребёнок не воспринимает.
Если ребёнок не дифференцирует соноры – у него грубое нарушение слуха! (С 1,5 лет ребёнок в норме уже дифференцирует сонорные звуки).
Логопед использует экран для исключения зрительного восприятия!
Одновременно можно использовать символ буквы и звуковой символ для профилактики дисграфии (змея – буква З).
15) Постановка звуков.
При дислалии - как в онтогенезе.
При дизартрии – принимать во внимание возможности ребенка
Исключение составляют свистящие межзубные! Они корригируются в последнюю очередь и при дислалии и при дизартрии!
Можно также работать в течение всего коррекционного периода по чуть-чуть в конце каждого занятия.
Следует вырабатывать артикуляционный уклад и делать постановку по подражанию с минимальной механической помощью.
НЕЛЬЗЯ долго задерживаться на исходном звуке (на «Т» при постановке «Ц»)!
При ринолалии постановка звуков ведется в зависимости от высоты мягкого нёба!
Смягчённость речи.
- Нужно снизить повышенный тонус, используя массаж (для спинки языка используем зонды, а также капаем по корень языка горячим чаем).
- Для управления тонусом используем чередование упражнений: «Лопаточка» – «Иголочка» или « Киска сердится» - «Киска спит».
- Упражнение на дифференциацию всех парных звуков – Б – Бь, М – Мь и т.д.
Постановка мягкого звука Ль
Используем упражнение «Парус», затем «ля-ля» по подражанию при этом можно придерживать кончик языка шпателем.
Постановка твёрдого звука Л
- Дифференцировка на слух.
- Разрабатываем подъём корня языка от звука «К» (надавливаем при произношении звука «К» на подъязычную косточку под челюстью).
- Удержание языка в нужном положении:
«Пароход гудит» - кончик языка смотрит вниз, а корень языка должен подниматься. Можно удерживать кончик с механической помощью.
4. Произношение «Л» при удерживании подъязычной косточки.
а) Пароход гудит, затем плывёт, затем в шлюз, и продолжает гудеть (при удержании подъязычной косточки), затем он уже устал гудеть, и шлюз открывается.
Схема положения языка:
б) произносим « Л» от звука «А» на твёрдой атаке (Аа – лла)
в) произносим Ы-Л-Ы
г) произносим звук Ы про себя, а вслух ЛЫ
д) произносим только звук Л
Автоматизация идёт в слогах ЛА, ЛЫ, затем в словах и предложениях и только потом в слогах ЛО, ЛУ.
При губном звуке Л – используются резиновые обручи для удерживания губ.
При произношении ребёнком ПЬЯ вместо ПЯ:
Дифференцируем твёрдые и мягкие парные согласные, можно также использовать следующий приём:
Логопед просит ребёнка произносить ПИ-ПИ-ПИ-ПЯ (т.е. неожиданно произносится слог ПЯ – ребёнок должен произнести автоматически этот слог)
Выраженный рвотный рефлекс убирается сосанием ментоловой конфеты перед занятием, можно использовать лидокаин, можно использовать массаж шейно – воротниковой зоны или электрофорез со спазмалитиками, кроме того, можно использовать зонд:
Можно использовать гимнастику мышц шеи и глотки.
Свистящие боковые звуки
1).При одностороннем – используется упражнение «Часики» для уравновешивания тонуса и «Забей гол».
2)Артикуляционные упражнения:
- упражнение для пластики кончика языка – «Качели»
- упражнение для боковых краёв языка – «Лепим пирожок»
- упражнение для удерживания боковых краёв языка – «Лодочка»
- «Катушка»!
- Работа со «снежинкой» на выдувание
3)Постановка:
«Катушка», закатить её, закрыть «заборчик», и подуть как на «снежинку». При этом не давать образец звука!
Для выработки направленной воздушной струи можно использовать тонкую полоску бумаги: клеим полоску одним концом на лоб, а затем дуем на неё, не надувая щёк, так, чтобы полоска откланялась вперёд. (Полоска используется для зрительного контроля).
4) Устойчиво закрепляем звук.
а) Автоматизация звука «С» с паузой:
С-С-С пауза А.
б) постепенно уменьшаем паузу.
в) затем автоматизация звука в словах со стечением согласных: стакан.
г) автоматизация в слогах СО и СУ.
д) автоматизация в обратных слогах.
ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ.
Предрасполагающие факторы:
- гипоксии плода;
- интоксикации матери в период беременности (алкоголь, болезни, наркотики);
- проблемы у матери с почками приводят к интоксикации плода, при чем наиболее уязвима ЦНС;
- течение родов для плода: быстрые, стремительные роды приводят к разрушению мелких сосудов мозга, кровоизлияниям и изменением в головном мозге. Длительные роды - приводят к кислородному голоданию. При родовспоможении – происходят застревания плода, а малейшие смещения могут приводить к сдавливанию сонной артерии, смещению позвонков и травмам ЦНС. Пренатальные энцефалопатии – приводят к нарушениям в пирамидной системе организма (дизартрия – синдром пирамидной недостаточности). Кесарево сечение – приводит также к кровоизлияниям и разрушениям мелких сосудов мозга.
Сглаженная симптоматика :
1 симптом – узнаем, как ребенок сосал. Нарушения питания, поперхивания, быстрое засыпание во время кормления, плохое прибавление веса.
2 симптом – как долго ребенок сосал соску, если не сосал, то почему? Проверить состояние уздечки. В норме ребенок может сосать соску до 1 года, затем соска задерживает нормальное развитие речи, так как не угасает сосательный рефлекс. Если ребенку больше года, но он продолжает сосать соску или сосательный рефлекс не угас – можно предполагать дизартрию.
3 симптом – как ребенок переходил к грубой пище? Что любит кушать. Если мясо долго жует и держит за щекой – возможна дизартрия.
4 симптом – речь: когда начал лепетать, какие звука произносил? Если лепет однообразный без шипящих и соноров – ма-ма. па-па, ка-ка, ха-ха – возможна дизартрия.
5 симптом – была ли остановка в речевом развитии? У большинства дизартриков между лепетом и речью есть промежуток немоты.
Дизартрические пробы:
1. Показать язык и следить глазами за колпачком ручки, которая передвигается вправо-влево, при этом устанавливаются скрытые нарушения тонуса – содружественные движения, язык уходит в сторону более высокого тонуса.
2. Предлагаем вывести язычок кпереди, рукой контролируем мышцы на задней стороне шеи: при скрытых нарушениях задней части языка и в области подъязычной косточки – ощущается напряжение мышц шеи.
Автор данной лекции учитель-логопед Буденая Т.В. г. Ростов-на-Дону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию процессов памяти у дошкольников с дизартрией при ДЦП
В статье представлены задания на:1) на развитие процессов узнавания;2) на развитие процессов воспроизведения;3) на развитие избирательности памяти....
Методические рекомендации логопеда для родителей по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя неск...
Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.
Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положит...
Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."...
Методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
В методические рекомендации раскрывают особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, включающие задание по дифференциации и автоматизации звуков ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В данном материале в формате презентации демонстрируются приемы работы по автоматизации звукопроизношения в условиях дистанционного образования с детьми с ОНР....
СТАТЬЯ .МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье предлагаются игровые приемы работы по автоматизации звукопроизношения с детьми с ОНР в условиях дистанта....