Особенности словообразования имен прилагательных у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии
Формирование процесса словообразования имен прилагательных у детей с ОНР занимает достаточно много времени и вызывает многочисленные трудности. При образовании слов наблюдается большое количество ошибок. В методической разработке рассматриваются основные особенности формирования имен прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrabotka_osobennosti_slovoobrazovaniya_imen_prilagatelnyh_u_detey_s_onr.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности словообразования имен прилагательных у детей с ОНР
Овладение грамматическим строем речи является затруднительным для детей с ОНР, так как грамматическая система абстрактна и предполагает усвоение большого количества языковых правил. Дети с ОНР медленно овладевают грамматической стороной речи. У них неравномерно развивается морфологическая и синтаксическая системы языка. Это еще больше искажает картину развития ребенка.
Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР возникают из-за несформированности морфологических и синтаксических обобщений, а также языковых операций. Все это способствует грамматическому конструированию, выбору определенных языковых единиц. В процессе словообразования у детей с общим недоразвития речи может наблюдаться отклонение от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.
Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных, системных нарушениях речи, например, при алалии. При таком нарушении наблюдается отсутствие или недоразвитие речи из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Исследования Е. Ф. Соботович выявили конкретные недостатки словообразования у детей с алалией. Они выражены в более низком уровне словообразовательных процессов, недостаточной гибкости операций с преобразованием морфологического состава слов, а также неправильном употреблении суффиксов, в заменах словообразования формообразованием и искажении или потере основы при образовании новой.
В. А. Ковшиков, проводя анализ проявления речевого нарушения при экспрессивной алалии, указывает, что дети с алалией владеют словообразованием в очень ограниченных рамках. У таких детей возникает множество ошибок, вызванных необходимостью употребления и продуцирования производных слов, употребляя неверно или не употребляя вообще большинство приставок и суффиксов.
У детей дошкольного возраста с ОНР в большом количестве встречается слияние морфем как семантически близких, так и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Дети с ОНР не обращают внимание на грамматические изменения слов родного языка. Используют новые фрагменты слов и целые слова, сочетают их между собой. У детей наблюдаются трудности при использовании системы флексий. Это объясняется тем, что лексическая основа воспринимаемых ребенком слов выражается как постоянный словесный раздражитель, который связан с конкретным обозначением предметов, действий.
Для такого ребенка суффиксы, окончания и префиксы являются меняющимся окружением основы. Они не обладают конкретным значением, представляют собой физиологически слабый словесный раздражитель, который не воспринимается детьми.
С наибольшими трудностями протекает процесс формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи. По мнению Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. В. Серебряковой, А.В. Ястребовой, нарушение словообразования является стойким проявлением в структуре ОНР. Особые сложности у детей с ОНР вызывает словообразование имен прилагательных. Данная категория является затруднительной для дошкольников. Р. Е. Левина считает, что дети с первым и вторым уровнями речевого развития не способны овладеть словообразовательными процессами. Состояние речевого развития у детей с ОНР характеризуется снижением понимания оттенков значений однокоренных слов.
Т.Б. Филичева, выделив четвертый уровень недоразвития речи, отмечает, что у таких детей трудности возникают при образовании сложных прилагательных, прилагательных с суффиксами, обозначающие эмоционально волевое состояние живых предметов. Автор подчеркивает, что наиболее стойкие ошибки наблюдаются при образовании относительных и притяжательных прилагательных.
Т. В. Туманова подчеркивает, что некоторыми закономерностями речевого онтогенеза, включая словообразование имен прилагательных, дети с общим недоразвитием речи способны овладеть.
Исследования Т. Б. Филичевой и Т. В. Тумановой показывают, что на третьем уровне речевого развития дети понимают и могут самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Однако они испытывают трудности в правильном выборе производящей основы и используют неадекватные аффиксальные элементы. Современные исследования Н. С. Жуковой указывают на то, что дети с третьим уровнем речевого развития начинают различать изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – суффиксами, приставками, флексиями. У детей наблюдается неточное употребление имен прилагательных. Ошибки в образовании имен прилагательных суффиксальным и префиксальным способами.
У детей с ОНР наблюдается большое количество неправильных (окказиональных) форм словообразования имен прилагательных. Среди них можно выделить группы нарушений. При употреблении слов, у ребенка наблюдается отсутствие суффикса, например, вместо сосновая, он говорит сосная, вместо вишневое – вишное. Может быть замена суффикса, например, где требуется суффикс н ребенок используют суффикс ов, а где необходим суффикс ов, употребляется н: грибной – грибовый, березовый – березный, фарфоровый –фарфорный. Встречается нарушение чередования, вследствие сохранения основы мотивирующего слова, например, снегная, а не «снежная», бумагная, а не бумажная, яблокный, а не яблочный. Ребенок может неправильно употреблять суффикс одновременно с отсутствием чередования, например, снеговая, бумаговая, яблоковый. Неправильно использовать производную основу, например, вместо фарфоровая, говорит фарфовая, не яблочный, а яблоковый, не черничный, а черниковый. Также встречается воспроизведение усеченной формы прилагательного, например, ребенок говорит вместо шелковый – шелковы, сосновая – соснова, кленовый –кленовы.
Ребенок способен употреблять прилагательное другого лексического значения, близкого по семантике или звучанию, например, ребенок использует слово тепловая вместо слова шерстяная, пушистое вместо пуховое, лесной вместо грибной, ягодный вместо черничный. Наблюдается и такая ошибка, как употребление окказиональных суффиксов, иногда с искажением основы. Например, ребенок употребляет шелконы, фарфорна вместо шелковый, фарфоровый. Встречается и наложение суффиксов, например, слово черничный ребенок заменяет словом чернивный, грибной –грибиновый. Эти специфические ошибки характерны только для детей с общим недоразвитием речи.
В ряду исследований показано, что у детей дошкольного возраста с ОНР несформировано образование относительных прилагательных. Дети встречаются с трудностями при образовании притяжательных прилагательных. При подборе суффиксов дети не могут правильно образовывать новые слова, путаются в окончаниях, например, хвост быка дети называют не бычий, а быковый, хвост лошади называют не лошадиный, а коневый.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности при образовании прилагательных сравнительной степени. Они неправильно подбирают суффиксы. Например, роза красившее, вместо красивее. Есть трудности при образовании прилагательных с превосходной степенью сравнения. К словосочетанию платье красное, дети подбирают сравнительную степень – а это платье самое красное.
По данным многих исследований, в образовании имен прилагательных наиболее часто встречаются ошибки в экспрессивной речи. Ребенок может опознавать ненормативные прилагательные как правильные. Также определять неправильный вариант прилагательного, но при исправлении образовывать другие ненормативные слова. Для детей с ОНР характерны замены прилагательных. Объясняется это тем, что они не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Дети могут не дифференцировать признаки величины, высоты, ширины, толщины, следовательно, заменяют одни слова другими.
Исследование О. В. Вершининой показало, что при образовании детьми имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации, встречаются ошибки в виде замены суффиксов; отсутствия суффиксов, наложения суффиксов, за счет чего ребенок усиливает качественную оценку предмета, либо всего лишь подчеркивает частичную ее выраженность.
Формирование процесса словообразования имен прилагательных у детей с ОНР занимает достаточно много времени и вызывает многочисленные трудности. При образовании слов наблюдается большое количество ошибок. Дети используют ограниченное число суффиксов, что подчеркивают многие авторы. Дети с ОНР третьего уровня речевого развития употребляют преимущественно качественные прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, отдельные свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Сниженные возможности усвоения словообразовательных морфем как языковых знаков и овладение операциями с ними, препятствуют формированию у детей дошкольного возраста не только лексической системы языка, но и всего словообразовательного уровня языковой способности и, как следствие, речевого развития в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
”СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ СООТНЕСЁННОСТИ К ПРОДУКТАМ ПИТАНИЯ”
Закрепить навык практического употребления относительных прилагательных и согласования их с существительными в роде, числе, падеже....
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Целью данной работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по ф...
Психолого – педагогические условия формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
развитие речи детей дошкольного возраста...
Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР
Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразованияимен прилагательных у дошкольников с ОНР 1. Лингвистический аспект изучения словообразования имен прилагательных2. Формирование...
Особенности использования строительных игр для развития словообразования прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями.
Особенности использования строительных игр для развития словообразования прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями....
Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе
Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе...
«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...