Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prilagatelnyh_u_detey_s_onr.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе
В онтогенезе словообразование формируется во взаимосвязи с развитием мышления ребенка, процессов анализа, синтеза, сравнения, выявления различий и сходства в семантике и формально-языковых признаках слов. Поскольку некорневые морфемы отличаются более отвлеченной семантикой, чем значение корня, дети в процессе речевого онтогенеза, прежде всего, усваивают лексическое значение корня слова, а словообразующие морфемы усваивают гораздо позже. Прилагательные появляются очень поздно. А.В Гвоздевым у детей до двух лет отмечаются лишь единичные примеры прилагательных, тогда как к этому возрасту уже в большом количестве усвоены существительные и глаголы, у которых оформляются уже некоторые грамматические категории.
Исследователи выделяют определенные периоды в формировании словообразовательных процессов в онтогенезе.
Первый период – первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2.5 –до 3.5 – 4 лет). Словообразование в этот период носит единичный характер.
Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3.5- 4 до 5.5-6 лет).
Третий период – усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5.5 – 6 лет). На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования производных слов (с предварительным речевым анализом ситуации и без опоры на него), исследователи выделяют следующие степени овладения словообразованием:
Первая ступень – Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.
Вторая ступень – Формируется начальное осознание «Форма – значение». Постепенно осуществляется формирование «Моделей – типов» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание семантического синтеза.
Третья ступень – происходит освоение «формы – семантики». Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и переходит во внутренний план. Однако в трудных и малознакомых речевых ситуациях ребенок снова прибегает к внешнему речевому анализу, проводя его , на гораздо более высоком уровне нежели раньше.
Четвертая ступень – степень развития словообразовательной компетенции настолько высока, что внешний речевой анализ уступает место внутреннему программированию; результатом мысленного анализа и синтеза являются производные слова, в большинстве случаев, совпадающие с нормами «взрослого» языка.
К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
С.Н. Цейтлин считает, что в течение определенного периода предмет и его признак еще не разделены в сознании ребенка, оценочное слово, употребляемое взрослым, а вслед за ним и ребенком, представляет собой некоторый диффузный комплекс, в котором предмет и его качество слиты, и ребенку предстоит через некоторое время их самостоятельно разделить, когда выясняется, что данный признак приложим и к другим субстанциям, а данная субстанция может характеризоваться также и другими признаками.
Первыми в онтогенезе словообразования прилагательных появляются суффиксы ласкательности и уменьшительности. А.Н. Гвоздев [13] отмечает их появление в 2 года 1 месяц. Суффиксы увеличительности (-ущ-, - ищ-) встречаются в единичных случаях в 3 года. Суффиксы принадлежности и отношения к предметам (-ин-, - ов-, -ев-) встречаются, начиная с 2 лет 3 месяцев. Позднее, в 7 лет появляется сложный суффикс – инов-. Примерно в это же время появляются суффиксы, означающие склонность к действию (-уч-, - ач-). При словообразовании прилагательных в возрасте после 5 лет не наблюдается каких - либо изменений в основах слов.
В.А Ковшиков отмечает, что «система словообразования у детей с ОНР очень ограничена, в процессе ее развития возникает много ошибок».
Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительных (подушка из пуха – «пушоная», варенье из груши –«грушиное», хвост волка – «волчин, волкин»).
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -чик,-ок, -к, очек,- ят, -енок).
Следовательно, дети с общим недоразвитием затрудняются в проведении операций словообразования, сам процесс производства слов задерживается в силу недостаточного речевого развития, во –вторых, ограниченности лексического словаря данной категории.
Таким образом, развитие словообразования в онтогенезе тесно связано с развитием познавательной деятельности ребенка, процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения сходства и различия в семантике и формально-языковых признаках родственных слов, с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение речи в целом. При формировании словообразования осуществляются сложные процессы анализа предметов, признаков, действий окружающей действительности, соотнесения их с единицами и элементами, вычленение значимых компонентов слова (морфем), соотнесение определённого значения морфемы с её звучанием, семантическим и звуковым синтезом морфем в структуре производного слова, обобщением (генерализация) и закреплением связи значения и звучания морфемы и формированием словообразовательной модели-типа. Таким образом, словообразовательные процессы в онтогенезе тесно переплетаются с когнитивными процессами, с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
”СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ СООТНЕСЁННОСТИ К ПРОДУКТАМ ПИТАНИЯ”
Закрепить навык практического употребления относительных прилагательных и согласования их с существительными в роде, числе, падеже....
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Целью данной работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по ф...
Проект по теме: Словообразование притяжательных прилагательных с детьми, имеющими речевую патологию.
Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самост...
Психолого – педагогические условия формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
развитие речи детей дошкольного возраста...
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....
Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР
Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразованияимен прилагательных у дошкольников с ОНР 1. Лингвистический аспект изучения словообразования имен прилагательных2. Формирование...
Особенности словообразования имен прилагательных у детей с ОНР
Формирование процесса словообразования имен прилагательных у детей с ОНР занимает достаточно много времени и вызывает многочисленные трудности. При образовании слов наблюдается большое количество ошиб...