Особенности использования строительных игр для развития словообразования прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями.
материал по коррекционной педагогике

Особенности использования строительных игр для развития словообразования прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroitelnye_gry.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования строительных игр для развития словообразования прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями.

Подготовил воспитатель: Прокопчук Е.В.

В период дошкольного возраста происходит практическое овладение родным языком, который постепенно становиться для детей не только средством получения всех человеческих знаний, но и средством общения, средством выражения собственных мыслей и чувств.

Развитие процессов словообразования прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями, также, как и у нормально развивающих детей, на протяжении всего дошкольного возраста осуществляется в процессе предметно-практической деятельности: рисовании, лепки, аппликации, конструировании.

Роль строительных игр высоко оценивалась в трудах А.Н. Давидчук, Т.С. Комаровой, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.П. Саккулиной, авторы подчёркивают значение строительства для умственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость), развивается речевая деятельность.

Строительные игры - игровая деятельность, предусматривающая использование определенного продукта, предварительно полученного в процессе строительной деятельности с целью его обыгрывания.

Детское строительство тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

 В теории и практики дошкольного воспитания сложилось несколько видов строительной деятельности:

  1. Строительство по образцу. Разработано Ф.Фребелем. Это самый распространенный вид строительной деятельности, предполагает использование образца. У детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, познают конструктивные возможности строительных материалов.
  2. Строительство по заданной теме – подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её решения ограничены темой.
  3. Строительство по собственному замыслу – сложный вид строительных игр, в котором ребёнок решает все свои задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует её, подбирает материал, реализует замысел.
  4. Строительство по условиям. Предложенное Н.Н. Поддьяковым. Содержит большие развивающие возможности. В предложении выполнить постройку задаются определённые параметры. Исходя из данных условий, ребёнок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки.
  5. «Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А.Н. Миреновой, использовано в исследовании А.Р. Лурии. Ребёнку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты. Ребёнок сначала анализирует, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.

О.А. Сафонова выделяет следующие виды строительных материалов.

1.Постройка из строительных материалов. Оно способствует закреплению у детей полученных навыков и умений и приобретению новых благодаря систематическим упражнениям. При использовании строительного материала нужно соблюдать некоторые условия: (обеспечить время и место игр со строительным материалом, создавать условия для обыгрывания построек, объединять детей для совместных построек из конструктора, создавать ситуации, когда ребёнок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей).

2. Строительство из природного материала. Начиная со средней группы, для строительства используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки сучки погибшего дерева, солому жёлуди и другое. Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности. К данному виду относятся игры: с водой, со снегом, с песком. В играх с песком, снегом ребёнок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает.

Строя, ребёнок стремится поиграть с постройкой, возникает своего рода синтез строительной деятельности и игровой. Возникают строительные игры.

В процессе строительных игр осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, происходит обогащение словарного запаса прилагательных. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так ребёнок узнаёт о том, что предметы имеют свой цвет, величину, звук, вес. Дети приобретают не только конструктивно – технические умения, но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать, анализировать, обобщать, производить умозаключения. За счёт использования новых терминов и понятий, которые в других видах деятельности употребляются редко, дети упражняются в правильном согласовании слов в предложении, т.е. совершенствуется грамматический строй речи.

Строительная деятельность как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определённой ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребёнка.

Строительные игры способствуют совершенствованию речи детей, так как дети в процессе работы делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, обобщать друг с другом. В процессе строительных игр дети овладевают относительными, качественными, притяжательными прилагательными такими как, «высокий - низкий», «большой», «деревянный», «песочный», «снежный», «мамин», «лисий», «заячий», «стеклянный» и т.д.

При проведении строительных игр детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать, и закреплять правильное употребление образованных прилагательных.      

Все предметы, с которыми действует ребёнок и которые создаются им в результате строительной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причём в данном случае наглядность представлена натуральными предметами, а не иллюстративным материалом.

В старшем дошкольном возрасте дети чаще придумывают свой вариант постройки, перенимают друг у друга строительные решения: при этом основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа. Дети учатся анализировать постройку, рассказывать о ней, не дожидаясь напоминаний и вопросов воспитателя.

Дети должны иметь возможность наблюдать и подрожать речевому поведению взрослого: строя, педагог сопровождает речью процесс создания постройки и игровые действия с ней, даёт образец словообразования. Речевое сопровождение деятельности включает вопросы, побуждения. Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждает к полным, точным высказываниям с использованием прилагательных, в следствии чего речь детей обогащается.

Следует отменить, что строительные игры являются средством нравственного воспитания дошкольников. Формируются такие качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, организованность. Данные игры имеют значение для воспитания эстетических чувств, развития речи.

Таким образом, при учёте особенностей речи детей с интеллектуальными нарушениями можно говорить о специфическом воздействии строительных игр на становление речи, в частности на словообразование прилагательных. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом, комментированию и анализированию своих действий, что способствует закреплению навыков словообразования прилагательных, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. При организации строительных игр нужно создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учётом их возможностей. Правильно организованные строительные игры помогают успешно решать задачи по развитию процессов словообразования прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями.

Пример ход строительной игры.

Постройка из строительного материала «Мост»

Цель: Закрепить умения детей образовывать качественные прилагательные

Оборудование: строительный материал (бруски, кубики, пласты), игрушечные машины

Лексический материал: большие, маленькие, разноцветные, широкие, узкий, деревянный, автомобильный, пешеходный, пластмассовый, кирпичный

Ход игры

Ребята, как вы думаете, как можно перейти через речку? Правильно пройти через мост. А как вы думаете, что мы сегодня будем строить? А какие вы знаете виды мостов?

Д: Автомобильный, пешеходный

И: Посмотрите, какой я построила мост для автомашин. Из чего я его строила?

Д: Из кубиков, брусков, пластин

И: Из какого материала они сделаны?

Д: Из дерева, значит они деревянные

И: А какие они ещё?

Д: Большие, маленькие, разноцветные (синие, красные, жёлтые), широкие, узкие, прямоугольные, квадратные, высокие

И: Давайте вспомним и назовём основные части моста (опоры, проезжая часть, спуски)

И: Ребята, я построила мост для автомашин, значит он какой?

Д: Автомобильный

 И: Сейчас каждый будет строить свой мост. Дети самостоятельно создают каждый свою постройку. В процессе игры исследователь задавал вопросы индивидуально каждому ребёнку:

     И: Что ты строишь?

     Р: Я строю мост

     И: Из каких деталей ты строишь?

     Р: Из кубиков, брусков, пластин

     И: Какие они?

    Р: Большие, маленькие, разноцветные, широкие, узкие, прямоугольные, квадратные, высокие

   И: Для кого (для чего) ты строишь?

  Р: Я строю для пешеходов

   И: Значит он какой?

   Р: Мост пешеходный

   И: Если бы ты строил мост из другого материала, например, (из пластмассы, кирпичей), какой бы он у тебя был?

   Р: Если из пластмассы, то пластмассовый; если из кирпичей, то кирпичный

                       И: Сколько много и очень красивых мостов у нас получилось.  А сейчас каждый нам расскажет про свою постройку. Каждый ребёнок рассказывает, что он построил во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Целью данной  работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по ф...

Методическая разработка " Использование кейс-технологии для развития коммуникативных навыков у детей с сенсорными нарушениями"

Активизация  речемыслительной деятельности, дошкольников с нарушением слуха,с применением кейс-технологии,обеспечивающей формирование устной речи как средство общения,культуры общения,адаптации и...

Консультация на тему "Особенности развития мышления у детей с интеллектуальными нарушениями"

Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результ...

Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"

Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...