Речевое развитие ребенка
консультация по логопедии
Материал адресован родителям детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ребенка
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания , которое начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Усвоением ребенком родного языка происходит равномерно и характеризуется общими чертами детей. Для того, чтобы представить патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме.
Выделяют следующие предпосылки речевого развития ребенка
I. Биологические - нормальное развитие центральной нервной системы.
II. Социальные.
- Положительные эмоции.
- Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Трехмесячный ребенок различает интонацию, реагирует на эмоциональные окраски.
- Речевая среда - пример для подражания. Память ребенка заполняется языковым материалом, который еще пока неосмыслен. Первые значения слов, как звучащих комплексов, ребенок приобретает к 6 месяцам. В 5-6 месяцев происходит переход от гуления к лепету.
- Физиологическое развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения. При нормальном развитии органов речи, чтобы речь развивалась по возрасту, необходима практика речи ребенком не менее двух часов в день говорения и три-четыре часа аудирования, т.е. необходимо слышать окружающую речь. Для нормального развития артикуляционного аппарата необходимо использовать сенситивный период говорения. Гибкость и пластичность органов говорения является до 7 лет.
В связи с психическим развитием детей выделяют следующие группы:
- от 0 до 1 года – младенческий,
- от 1 года до 3 лет – преддошкольный,
- от 3 до 7 лет – дошкольный,
- от 7 до 11 лет – младший школьный возраст.
В 1 год логопеды выделяют начало понимания ребенком речи, период предречевых голосовых реакций.
2 год – начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
3 год – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
4 год - освоение словообразовательных моделей, развитие связной речи, нормализация звукопроизношения.
5 год – развитие связной речи, возникновение способности выделять звук из слов, освоение простых форм звукового анализа.
3 – 7 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является игра.
4 – 5 лет ребенок может прыгать на одной ноге.
5 – 6 лет ребенок может прыгать, бегать, попеременно прыгать на одной ноге. В этом возрасте совершенствуется мелкая моторика. Ребенок может рисовать дом, фигуру человека, может по образцу воспроизводить простые геометрические фигуры, лепить, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, вырезать картинки, написать по образцу цифры и буквы. Ребенок может складывать картинку, которую разрезали на 3 – 4 части. В 4 – 5 лет знает свой адрес, возраст, знает основные цвета, дифференцирует людей по полу. В 5 – 6 лет знает имена своих родителей, считает до 20. Складывает и вычитает в пределах 5. Сенситивный период речи. Активный запас слов достигает 3,5 тысяч слов. Формируется предметный, глагольный, слов признаков словарь. Формируются навыки словообразования. В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными предложениями, формируется монологическая речь. К 5 годам формируется фонематическое восприятие, осознание звуковой оболочки слова, т. е. дает готовность к усвоению грамоте.
5 – 6 лет речь – регулятор поведения ребенка. Формируется готовность к школе, может усилием воли заниматься умственным трудом. Все это происходит в рамках игры. Формируется волевое поведение, внутренняя оценка ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе» к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
Опыт работы по развитию речи с детьми...
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития
Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с детьми с ОНР II уровня речевого развития....
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...