«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
консультация (старшая группа)

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не одна педагогическая система не может

быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чувствовавшими себя свободными и уверенными всегда и во всем, тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

     В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в

детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Поэтому, на формирование детской речи необходимо воздействовать, с самых ранних лет жизни.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
-Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

     -Существуют критерии готовности     к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Сформированность звуковой стороны речи.

-В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

-Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Сформированность фонематических процессов
и навыков  анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.  

-различать звуки на слух и в произношении ;

-слышать и выделять первый и последний звук в слове;

-определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

- определять количество и последовательность звуков в слове;

-называть слова с заданным звуком;

-определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов;

-уметь составлять слова из звуков и т .д.

Упражнения на формирование фонетических процессов:

« Назови героя мультфильма и определи где находится  гласный»  КРОШ

-

Упражнение на дифференциацию твёрдых и мягких звуков:

Помоги Тому и Тиму забрать свои предметы с ёлочки.

-ПРОВЕДИ  ЗВУКОВОЙ  АНАЛИЗ  СЛОВ: ЗИМА, ЗУБЫ

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

-пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

-составлять рассказ по сюжетной  картинке;

-составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок;

-отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание

-на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

-на лексику (полнота и точность использования слов);

-на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;

-на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Словарный  запас

-В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

-Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

-Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).

-Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

-Знать детёнышей животных и т.д.

-Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Факторы  риска неуспеваемости в школе:

-не умение организовать свою работу;

 -низкий уровень развития памяти;

- бедный запас слов;

- неумение грамотно строить предложение;

-нарушение звукопроизношения;

-низкий уровень координации движений пальцев;

-не умение различать фигуры.


Роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

-Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

 -проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

 -не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

-больше общаться с ребёнком,  чаще читать .
Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

Правила работы в домашних тетрадях

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".

                                       Л.А. Венгер.

  Уважаемые  родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".

В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Речевая готовность детей к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...

презентация "Речевая готовность детей к школе"

В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группе на тему: "Психологическая и речевая готовность детей к школе"

Информация для родителей воспитанников, о понятии "готовность к школе" и способах подготовки детей к этапу школьного обучения. Предрассудки и заблуждения....