«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
консультация (старшая группа)
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не одна педагогическая система не может
быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чувствовавшими себя свободными и уверенными всегда и во всем, тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в
детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Поэтому, на формирование детской речи необходимо воздействовать, с самых ранних лет жизни.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
-Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
-Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Сформированность звуковой стороны речи.
-В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
-Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)
Сформированность фонематических процессов
и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
-различать звуки на слух и в произношении ;
-слышать и выделять первый и последний звук в слове;
-определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
-называть слова с заданным звуком;
-определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
-уметь составлять слова из звуков и т .д.
Упражнения на формирование фонетических процессов:
« Назови героя мультфильма и определи где находится гласный» КРОШ
-
Упражнение на дифференциацию твёрдых и мягких звуков:
Помоги Тому и Тиму забрать свои предметы с ёлочки.
-ПРОВЕДИ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ: ЗИМА, ЗУБЫ
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
-пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
-составлять рассказ по сюжетной картинке;
-составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
-отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
-на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
-на лексику (полнота и точность использования слов);
-на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
-на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Словарный запас
-В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
-Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
-Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
-Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
-Знать детёнышей животных и т.д.
-Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Факторы риска неуспеваемости в школе:
-не умение организовать свою работу;
-низкий уровень развития памяти;
- бедный запас слов;
- неумение грамотно строить предложение;
-нарушение звукопроизношения;
-низкий уровень координации движений пальцев;
-не умение различать фигуры.
Роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
-Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
-проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
-не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
-больше общаться с ребёнком, чаще читать .
Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!
Правила работы в домашних тетрадях
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца
Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Л.А. Венгер.
Уважаемые родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".
В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....
Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"
В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....
Речевая готовность детей к школе.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...
презентация "Речевая готовность детей к школе"
В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....
Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"
В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группе на тему: "Психологическая и речевая готовность детей к школе"
Информация для родителей воспитанников, о понятии "готовность к школе" и способах подготовки детей к этапу школьного обучения. Предрассудки и заблуждения....