Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе» к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад «Теремок»
Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе»
к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
Воспитатель: Бирко О.В.
2019
Речь – явление социальное и служит для общения людей друг с другом.
Правильная речь у ребенка – это один из показателей готовности ребенка к школе. Поэтому формирование правильной речи особенно активно начинается в возрасте 4-5 лет.
В этом возрасте игра у детей – ведущий вид деятельности, а значит и в развитии речи особенно эффективны игровые технологии, которые позволяют процесс обучения сделать интересным и занимательным. Так, например, наблюдая за детьми, заметила, что их особенно привлекает центр театрализации. В центре театрализации у нас в открытом доступе стоят несколько видов театров: пальчиковый, на палочках, резиновый, кукольный, деревянный, конусный, маски разных героев сказок. Чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов вызывает активное подражание любимым героям не только интонационно, но и их движениям, повадкам. Изображая любимых героев, дети хорошо знают, что дед и баба очень старенькие, добрые., медведь ходит вперевалочку, косолапый, говорит грубым голосом, лиса хитрая , а волк злой. Такой процесс подражания несет в себе раскрепощение, преодолевает стеснительность, развивает коммуникативность и эмоциональную активность.
В группе мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения или новые физминутки, пальчиковые игры, ( проговаривание слов одновременно с движениями, делает речь более четкой, ритмичной, громкой), нравятся скороговорки (их четкое проговаривание развивает звуковую культуру речи), учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием.
В среднем возрасте идет активное накопление новых слов. Так, например, у нас недавно была тема недели «Морские обитатели». Никто из детей не знал, как называется аппарат, который спускается под воду с одним или двумя людьми. Слово «батискаф» повторили все дружно, разбили на слоги, выявили первый, последний звуки. И на итоговом мероприятии это слово вспомнили и назвали.
В своей работе по развитию речи, я так же как и вы все, использую дидактические игры:
Игры с предметами (игрушками)
Настольно-печатные игры
Словесные.
У меня подобран материал с дидактическими играми по возрасту , где я могу с группой, подгруппой или индивидуально поработать с детьми.
Дидактические и речевые игры используем в совместной ОД, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д . Учимся рассуждать, беседовать.
Сейчас в группе преобразовали центр «Речевичок», вынесли туда знакомые дидактические игры по развитию речи со свободным доступом «Угадай по тени», «Мама и малыш», «Кто что ест», «Где спряталась мышь?», «Профессии», карточки на классификацию, обобщение и т.д., Эти игры в маленьких кармашках, их удобно взять, поиграть, разложить тут же.
Есть плакатный алфавит, магнитный алфавит, где дети смогут напечатать односложное слово, для развития мелкой моторики детям приготовлены прописи: «Обведи по контуру», «Рисуем по клеточкам», «Прописи для малышей», «Штриховка», «Рисуем по точкам», графомоторные дорожки из разных материалов: круп, тканей, поролона, пуговиц…
Несколько пособий на развитие дыхания: «Горячий чай», «Клоун», «Фрукты обжорки», Бабочка на листике», «Снежинка и рукавица», мыльные пузыри», 1,2.3 – перышко лети», картинки-карточки артикуляционной гимнастики с зеркалами, звуковые книги и т.д. А еще мы в центр «Речевичок» поселили куклу-помощницу «Мальвину», которая будет помогать воспитателю и детям вести диалог, будет учить правильно говорить.
Центр «Речевичок» находится рядом с центром театрализации, и центром книги.
Не зря говорят : «Ум на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики способствует развитию речи у ребенка. Поэтому, в группе широко используются центр творчества и центр песка, центр природы, сенсорики, конструирования
В центре природы с помощью природного материала (шишек, гороха, бобов делаем массаж пальцев и кистей рук;
Перебираем и сортируем крупы (горох, фасоль)
В центре творчества в вечернее время рисуем на манке, лепим из пластилина и соленого теста, работаем с красками
В центре песка и воды:
Игры с песком
Очень любят играть с песком, когда в песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.).
В центре сенсорики у нас мозаика, бусины, кубы- развивайки, для мозаики приготовлены образцы, по которым дети самостоятельно работают
Так же и в центре конструирования у нас на все виды конструктора имеются образцы.
Особую роль в развитии речи играют у нас сюжетно-ролевые игры. Дети начинают объединяться по 3-4 человека, начинают развивать свой сюжет, идет объединение нескольких профессий в одной игре. А чтобы взаимодействовать друг с другом, нужно вести диалог. В процессе игры дети дублируют действия своих родителей, манеру разговора, формируется бытовая речь.
Речевые навыки закрепляются во всех режимных моментах: в процессе самообслуживания, когда одеваются и раздеваются, во время дежурства, наблюдения.
И в заключении хочу сказать, что речевое развитие ребенка напрямую зависит от правильно организованного педагогического процесса, игровых технологий и развивающей предметно-пространственной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».
Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью до...
Сообщение из опыта работы : "Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе"
Сообщение из опыта работы: " Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе"...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.
В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...
«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...
Сообщение из опыта работы "Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников"
Сообщение для педагогв ДОУ...
Сообщение из опыта работы на тему «Наставничество в разновозрастной группе детского сада в формате «ребёнок -ребёнок»»
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной установить бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном Образовательном стандарте вы...