Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития (Старшая и подготовительная группы)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Представлена речевая карта обследования старших дошкольников с ОНР - 3 в условиях общеразвивающего детского сада
Скачать:
Предварительный просмотр:
1
РЕЧЕВАЯ КАРТА /ОНР-3/
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА _____________________________________________________________________________
ДАТА РОЖДЕНИЯ _____________________________________________________________________________________
ДОМАШНИЙ АДРЕС ___________________________________________________________________________________
ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ _______________________________________________________________________________
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ ___________________________________________________
/дата, № протокола МПК, от какого числа/ __________________________________________________________________
ДИАГНОЗ ГОРОДСКОЙ МПК ______________________________________________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
МАТЬ _________________________________________________________________
ОТЕЦ _________________________________________________________________
РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:
От какой беременности ребенок?
Характер беременности (падения, травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)
Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)
Когда закричал?
Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)
Резус-фактор (отрицательный, совместимость)
Вес и рост ребенка при рождении
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)
Когда выписали из роддома, если задержали, почему?
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Когда стал держать головку?
Когда стал сидеть?
Когда стал ходить?
к году зубов _________
Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):
до года
после года
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Гуление Лепет
Первые слова, их характеристика
Фразовая речь
Не прерывалось ли речевое развитие?
2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:
Наличие леворукости, амбидекстрии
2. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:
Выполнить по подражанию и под счет:
- пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз)
- разъединить пальцы - соединить вместе (5-6 раз)
- игровое упражнение "Здравствуй пальчик"
- показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке
- показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке
- на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые
- навыки работы с карандашом
ВЫПОЛНЕНИЕ: 1) плавное, точное и одновременное выполнение проб;
2) напряженность, скованность движений;
3) нарушение темпа выполнения движений; 4) невыполнение
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ ______________________СЛУХА_________________________________
3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:
1 1 1, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1
Отметить: 1) правильное выполнение;
2) ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)
4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
- ориентировка в схеме тела
- складывание картинок из частей (3-5)
- представление о цветах
- формах ( круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник )
- установление последовательности событий (3-4 картинки)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:
а) строение артикуляционного аппарата:
губы
зубы
небо
язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой)
прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус);3
б) подвижность артикуляционного аппарата
подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед)
3
подвижность языка (вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка)
подвижность мягкого неба -
Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость, чрезмерное напряжение)
- активность (нормальная, заторможенность, расторможенность)
- объем движений (полный, неполный)
- длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд)
- замена одного движения другим
- переключение синкинезии
2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
С, СЬ | З, ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Р, РЬ | Л, ЛЬ | |||
**Подготовительная группа: продолжить работу над: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ:___________________________________________________
4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Старшая группа
Самолет парашютист гимнаст
Скворец погремушка микстура
Фотограф комбинезон аквариум
Сестренка развешивает простыни.
Водопроводчик чинит водопровод.
Парашютисты готовятся к прыжку.
**Подготовительная группа
тротуар экскаватор
ткачиха регулировщик
фотоаппарат парикмахер
Волосы подстригают в парикмахерской.
Регулировщик стоит на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
4
5. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
* а) повторить:
па-ба ба-па ба-ба-па бок – бак - бык
ка-га га-ка ка-га-ка кот – тот - тук
да-та та-да да-та-да а у о и а о у
- * а) дифференциация звуков
глухие - звонкие
твердые – мягкие
свистящие – шипящие, Р - Л
б) выделение ударного гласного из начала слова:
- выделение согласного из начала слова:
- выделение конечного согласного:
- выделение гласного из середины слова:
- выделение ударного гласного из конца слова:
- звуковой анализ и синтез обратных слогов:
- анализ и синтез прямых слогов:
6. СЛОВАРЬ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
а) назвать детенышей животных:
* у кошки - у белки - у зайца - у медведя - у лисы -
** у лошади - у собаки - у свиньи - у овцы - у коровы -
б) ** у зайчат мама - (зайчиха) у слонят мама - (слониха) у волчат мама - (волчица)
у крольчат мама - (крольчиха) у ослят мама - (ослица) у верблюжат мама - (верблюдица)
в) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
* старшая группа ** подгот. группа
собака - изба - лужа - колесо -
шапка - трава - болото - зверь -
окно - пирог - метель - сосна -
ковер - гнездо - утюг - одеяло -
лоб - лист - воробей - голубь -
брат - часы - хлеб - друг -
ГЛАГОЛ
*а) Кто как передвигается? Щука ласточка кузнечик змея
*б) Кто как голос подает? Корова свинья собака тигр лягушка
ворона комар петух мышь
5
в) Образование глаголов с приставками:
** Мальчик в дом (входит) из дома (выходит)
к дому (подходит) от дома (отходит)
вокруг дома (обходит) через дорогу (переходит)
Через дорогу змея (переползает) заяц (перебегает) птица (перелетает)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
* а) подобрать определения к словам:
соль (соленая) конфеты лимон лук лиса небо дома солнце погода
б) подбор антонимов:
* большой – маленький тяжёлый - лёгкий
чистый – грязный старый – молодой
горячий – холодный новый - старый
** высокий – низкий первый - последний весёлый - грустный
широкий – узкий быстрый – медленный твёрдый - мягкий
длинный – короткий светлый – тёмный глубокий - мелкий
толстый – тонкий здоровый - больной
в)** подг.гр.: образование относительных прилагательных:
Рукавички из кожи из меха из шерсти
Лес из елей мед из липы стена из кирпичей чашки из фарфора домик изо льда суп из рыбы
г)** подг.гр.: образование притяжательных прилагательных:
Хвост чей? у собаки - у лисы - у рыбы -
Уши чьи? у овцы - у медведя - у рыси -
д) образование причастий: **
Какой получается картофель, если его жарят варят парят
сушат морозят тушат пекут
е) сравнительная степень прилагательных: **
длиннее короче толще тоньше выше
слаще горче кислее тяжелее легче
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
* а) образование множ.числа существ. в именит. падеже:
стол - дерево - ухо - воробей -
лист - окно - стул - рукав -
кольцо - лев - глаз - рот -
** письмо - гнездо - зерно - бревно -
крыло - сын - перо - колесо -
друг - весло - пень - сук -
6
*б) существ. множ. числа в род. падеже: в зоопарке много …
___________________________________________________________________________________
*в) согласование прилатательых с существительными множественного числа в различных падежах (на материале детенышей животных):
Кто у кого? (маленькие мышата, пуховые крольчата)
Кого нет?
Кому лакомства?
Кто с кем?
Заботится о ком?
г) согласование числительных ОДИН, ОДНО, ОДНА, ОДНИ с существительными:
(одно) ведро (один) мальчик (одна) девочка (одни) санки
пальто кубик дверь ножницы
д) согласование числительных ДВЕ, ДВА, ПЯТЬ с существительными:
палец ведро
коза олень
** е) согласование числительных с существительными и прилагательными:
(2,10): сладкий арбуз
вкусное пирожное (1-5):
деревянные санки (1-5):
острые ножницы (1-5):
ж) употребление предлогов в речи:
*в на под с у к из около за над
** из-под из-за между перед через
8. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
* Старшая группа (пересказ):
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
** Подготовительная группа
Составление рассказа по серии сюжетных картинок:
УТОЧНЕННЫЙ ДИАГНОЗ:
____________________________________________________________________________________
Карта наблюдения за речевым развитием ребенка
Параметры обследования | Успешность выполнения в баллах | |||
Артикуляционная моторика | ||||
Мелкая моторика | ||||
Фонематический слух | ||||
Слоговая структура слова | ||||
Словарь, словообразование | ||||
Грамматический строй | ||||
Связная речь | ||||
Сукцессивные функции | ||||
Состояние звукопроизношения | ||||
Дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»
Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...
Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР
Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....
Статья на тему: Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.
Целью данной работы является: показать важность развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
КОНСПЕКТ подгруппового занятия по развитию речи с детьми с ОНР III уровня речевого развития (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные»
Конспект открытого занятия...
КОНСПЕКТ подгруппового занятия по развитию речи с детьми с ОНР III уровня речевого развития (старший дошкольный возраст) Тема: «В стране динозавров»
Конспект открытого занятия...
Диагностика уровня речевого развития старшего дошкольника
В данном материалле представлена подробная интерпретация диагностики сторон развития речи дошкольника....