«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа) на тему
Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увеличением общего количества неговорящих и очень плохо говорящих детей и с увеличением их числа в речевых детских садах, система работы в которых рассчитана, в основном, на уже говорящих детей со вторым-третьим уровнем речевого развития. Поэтому работа с неговорящим или “лепечущим” ребенком 3-6 лет в настоящее время вызывает у педагогов затруднения, т.к. требует иных подходов и отдельного планирования.
Теоретическая часть данной проблемы разработана весьма детально. Об этом говорят труды Жуковой Н.С., Детешидзе Т. А. и других педагогов и ученых, в чью сферу интересов она вошла. А вот найти детальную программу или систему работы с детьми с 1 уровнем речевого развития оказалось затруднительным.
Актуальна проблема и для родителей, которые из-за отсутствия речи у ребенка лишены полноценного взаимодействия с ним.
В настоящее время вопрос формирования языковой системы у неговорящих детей стоит очень остро. Существует дефицит образовательных программ, различаются взгляды на последовательность работы. То есть, единой четкой системы нет.
Попытка систематизации разрозненных данных привела меня к составлению своей “Программы логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с 1 уровнем речевого развития” (далее, Программы). Программа носит коррекционно-развивающую направленность и ориентирована на помощь практикующим логопедам в деле работы с детьми дошкольного возраста, имеющими 1 уровень речевого развития, а также родителям таких детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи
на пути решения проблемы
формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников
с первым уровнем речевого развития»
Автор программы:
Широкова Ирина Всеволодовна, учитель-логопед
Возраст детей: от 4 до 5 лет
Срок реализации: 116 часов, 1 учебный год
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка 2
Цели и задачи “Программы логопедического сопровождения и поддержки семьи
на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с 1 уровнем речевого развития” 2
Условия реализации коррекционно-развивающей программы 3
Учебно-тематический план 4
Содержание программы 7
Ожидаемые результаты 13
Критерии и формы оценки качества знаний 13
Список литературы для педагогов и родителей 14
Приложения 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы в речевые сады все чаще стали поступать дети разного возраста с первым уровнем речевого развития. Выбор путей формирования первоначальных речевых навыков у таких детей вызывает затруднения не только у родителей, но и у педагогов. Сложность для педагогов связана, в первую очередь, с тем, что группу ОНР составляют, в основном, воспитанники со вторым-третьим уровнем речевого развития и коррекционно-развивающая работа направлена на них. Несформированность системы родного языка не позволяет детям с первым уровнем усваивать материал в соответствии с планом логопедической группы, даваемый на подгрупповых занятиях. Соответственно, логопедическая работа с дошкольниками, имеющими 1-2 уровень речевого развития, является отдельным, самостоятельным, направлением коррекционно-развивающей работы.
Семья неговорящего ребенка так же испытывает значительные трудности. Она лишена возможности полноценного взаимодействия с ним. Поэтому целью логопеда на начальном этапе является формирование у ребенка языковой системы до такого уровня, который позволял бы использовать речь как средство общения.
В настоящее время вопрос формирования языковой системы у неговорящих детей стоит очень остро. Существует дефицит образовательных программ, различаются взгляды на последовательность работы. То есть, единой четкой системы нет.
“Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с 1 уровнем речевого развития” (далее, программа) носит коррекционно-развивающую направленность и ориентирована на помощь практикующим логопедам в деле работы с детьми дошкольного возраста, имеющими 1 уровень речевого развития, а также родителям таких детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
- сформировать у ребенка дошкольного возраста, имеющего 1-й уровень речевого развития, первоначальные речевые навыки, позволяющие ему выражать свои мысли, желания, на элементарном уровне осуществлять коммуникации с другими детьми и взрослыми;
- повысить уровень практических навыков родителей в деле освоения ребенком родного языка как средства общения.
Данная цель может быть достигнута путем решения ряда задач:
- обучать пониманию вопросов и закреплять их в активной речи;
- обучать пониманию отдельных слов (предметов, действий) и называнию их;
- вызывать звукоподражания;
- постепенно заменять звукоподражания полными словами;
- осваивать слова более сложной слоговой структуры;
- учить соотносить реальный предмет, действие с его изображением;
- закреплять в речи указательные местоимения и наречия, обозначающие место;
- учить пониманию инструкций;
- обучать пониманию грамматических форм слов (единственное и множественное число имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательная форма имен существительных, форма винительного падежа имени существительного без предлога) и их употреблению;
- уточнять и закреплять произношение имеющихся звуков;
- развивать слуховое внимание и фонематический слух;
- развивать чувство ритма;
- развивать речевое дыхание;
- работать над модуляцией голоса;
- воспитывать интерес к речи окружающих ;
- воспитывать заинтересованность в собственном речевом общении;
- привлекать к работе по формированию языковой системы родственников, прививать им навыки правильного общения с неговорящим ребенком в семье.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Отличительными чертами программы являются: возможность ее использования в логопедической работе с детьми, имеющими 1 уровень речевого развития, любого возраста (с диагнозами ЗРР, ОНР I уровня речевого развития, «моторная алалия», «сенсорная алалия»), а так же их семьями; включение в структуру занятия пения звуков, слогов, слов, фраз как важного элемента, способствующего развитию ритмико-интонационной стороны речи, элементов су-джок терапии.
Мы занимаемся по данной программе с детьми 4-5 лет.
Программа рассчитана на один учебный год и делится на два блока: работа с детьми и работа с родителями (99 занятий с детьми и 17 консультаций с родителями, заинтересованными родственниками).
Планирование стандартно осуществляется по трем периодам: I период (сентябрь - ноябрь), II период (декабрь-февраль), III период (март-май).
В блоке работы с детьми выделяются следующие разделы: “Лексика” (пассивный словарь, активный словарь), “Формирование грамматических форм слов. Фраза.”, “Развитие фонетико-фонематической стороны речи”, “Работа над слоговой структурой”, “Общие речевые навыки”, “Моторные навыки” (общая моторика, мелкая моторика, речь с движением).
Организация занятий
Программа может быть реализована как в подгруппах по 2-3 человека (при наличии их в логогруппе), так и индивидуально.
Рекомендуемая продолжительность занятия: 30 минут для подгруппы, 20 минут индивидуально.
Занятия с детьми проводятся 3 раза в неделю, 1 раз в 2 недели проходят консультации для родителей.
С целью предотвращения утомления ребенка и поддержания высокого интереса к материалу, занятия проводятся в форме нескольких игр, соединенных единым сюжетом.
Занятия имеют определенную структуру: организационный момент (продолжительность не более 5 минут), основная часть (продолжительность 10-22 минуты), итог занятия (продолжительность – 2-3 минуты).
Для мотивации на занятие можно использовать куклы би-ба-бо или обычные куклы, изображающие людей и животных. В организационном моменте и итогах отрабатываются и закрепляются основные модели поведения людей при приветствии, знакомстве и прощании. Как правило, вокруг мотивирующего персонажа происходят все учебно-игровые действия.
Основная часть несет главную нагрузку и включает в себя игры и упражнения, реализующие поставленные на занятие задачи.
Как уже упоминалось ранее, пение звуков, слогов, слов, фраз рекомендуется включать как обязательную часть занятия. Целесообразно петь в основной части.
Работа с родителями заключается в консультировании, проведении открытых занятий, рекомендациях для занятий с ребенком дома, в которых отражается пройденный материал.
С целью накопления и активизации обиходного словаря, формирования простой фразы родителей просят сделать фотоальбом, отражающий самого ребенка, основных членов семьи, домашних животных, выполняющих привычные действия. (Методика работы с альбомом в Приложении 1).
С неговорящими детьми целесообразно использовать такие методы работы как: показ, наблюдение, сопряженное, отраженное проговаривание, самостоятельное называние предметов и действий, многократное повторение, пение, воспроизведение действий по образцу, поиск предметов и прочие, доступные на данном этапе методы.
Для реализации программы необходимо помещение, оборудованное партами, стульями, настенным зеркалом, магнитофоном, либо компьютером с колонками, возможно, синтезатором (если логопед играет сам); снабженное дидактическим, демонстрационным и диагностическим материалом по следующим разделам:
- Обследование устной речи
- Звукопроизношение
- Развитие звукового анализа и синтеза
- Развитие лексико-грамматического строя речи
- Развитие связной речи
- Развитие внимания, памяти, логического мышления
- Развитие мелкой моторики рук
- Методическая литература.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Блоки и темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
I. | Работа с детьми | 99 | - | 99 |
1. | Семья. Вопросы “Кто?”, “Что?”. | 2 | - | 2 |
2. | Мама и я. | 1 | - | 1 |
3. | Игрушки. Кукла Аня. Звук [а]. | 1 | - | 1 |
4. | Произношение. Пение. Звук [м]. | 1 | - | 1 |
5. | Стихи А. Барто “Игрушки”. Пение слога “ма”. | 1 | - | 1 |
6. | Части тела. Кукла Уля и я. Звук у. | 1 | - | 1 |
7. | Сказка “Маша и медведь ”. Закрепление звукосочетания “ау”. | 1 | 1 | |
8. | Произношение. Пение. Звук [п]. | 1 | - | 1 |
9. | Баба сеяла горох. Звук О. Пение “мо”. | 2 | - | 2 |
10. | Сказка “Репка”. Стимуляция речи. | 1 | - | 1 |
11. | Фрукты. Звук И. Множественное число имен существительных (окончание -и). | 3 | - | 3 |
12. | Одень куклу. Закрепление слов “Дай”, “На”. | 2 | - | 2 |
13. | Произношение. Пение. Звук [б]. | 1 | - | 1 |
14. | Обувь. Закрепление понятий “большой”, “маленький”, цветов. | 3 | - | 3 |
15. | Дикие животные. Ответ на вопрос: Где? | 2 | - | 2 |
16. | Сказка “Колобок”. | 1 | - | 1 |
17. | Домашние животные. Вопросы: Кто? Где? Как? Песни про животных. | 2 | - | 2 |
18. | Произношение. Звук [д]. | 1 | - | 1 |
19. | Петушок и его друзья. Фразы: Петя, иди. Петя, сиди. Петя, пой. | 1 | - | 1 |
20. | К.И. Чуковский “Путаница”. Звукоподражание голосам домашних животных и птиц. | 1 | - | 1 |
21. | Произношение. Звук [т]. | 1 | - | 1 |
22. | Зима. Ответы на вопрос: Что ты делаешь? Местоимение “я”. | 2 | - | 2 |
23. | Пение слов I типа слоговой структуры с ударением на втором слоге. | 1 | - | 1 |
24. | Я одеваюсь. | 2 | - | 2 |
25. | Произношение. Пение. Звук [н]. | 1 | - | 1 |
26. | Чтение познавательной книги Савушкина С. Н. “Зайкина ёлочка”. Беседа по книге. | 1 | - | 1 |
27. | Новогодняя сказка. Пение. | 2 | - | 2 |
28. | Зимние забавы. Чтение рассказов Теплюк С.Н. “Про Митю и машу”. Закрепление звукоподражаний. | 1 | - | 1 |
29. | Составление фразы из 2 слов. (Маша лепит.) | 2 | - | 2 |
30. | Пение слов II типа слоговой структуры. (Лопата, собака и пр.), слогов со сменой согласных. | 2 | - | 2 |
31. | К. И. Чуковский “Федорино горе”. Договаривание знакомых слов. Вопросы: Кто? Что? Где? | 1 | - | 1 |
32. | Посуда. Пение фраз (Это ложка. Это чашка.) | 2 | - | 2 |
33. | Игра “Покорми Тому”. Пение слова “Тома”. | 1 | - | 1 |
34. | Сказка “Лиса и Журавль”. | 1 | - | 1 |
35. | Произношение. Пение. Звук [д]. | 1 | - | 1 |
36. | Мебель. Игра “Поручения”. | 2 | - | 2 |
37. | Новоселье. Поведение в гостях. Слова “нельзя”, “можно”. | 1 | - | 1 |
38. | Транспорт. Глагол “едет”. | 3 | - | 3 |
39. | Различение форм единственного и множественного числа имен существительных. (Покажи машину. Покажи машины.) | 1 | - | 1 |
40. | Правила дорожного движения. | 2 | - | 2 |
41. | Произношение. Слова IV типа слоговой структуры (шофер, забор). | 1 | - | 1 |
42. | Папин праздник. | 2 | - | 2 |
43. | Произношение. Пение. Звук [в]. | 1 | - | 1 |
44. | Мамин праздник. Помогаем маме. | 2 | - | 2 |
45. | Кому цветок? Ответы на вопрос дательного падежа. | 1 | - | 1 |
46. | Семья. Предложения и 3 слов. | 2 | - | 2 |
47. | Произношение. Пение. Звук [к]. | 1 | - | 1 |
48. | Профессии в детском саду. Предложения из 3 слов. Вопросы косвенных падежей. | 3 | - | 3 |
49. | Весна. Предложения из 2-3 слов. | 3 | - | 3 |
50. | Одежда и обувь весной. Местоимение “мой”. (Чей шарфик?) | 2 | - | 2 |
51. | Произношение. Пение. Звук [г]. | 1 | - | 1 |
52. | Предложения, типа: “Мыши бегут. Дети едут”. | 2 | - | 2 |
53. | Космос. | 1 | - | 1 |
54. | Расскажи сказку. | 2 | - | 2 |
55. | Пение народных песенок, потешек. | 1 | - | 1 |
56. | Произношение. Звук [х]. | 1 | - | 1 |
57. | Дикие птицы. Предложения из 2-3 слов. | 2 | - | 2 |
58. | День победы. Пропевание слов сложной слоговой структуры. | 2 | - | 2 |
59. | Произношение. Пение. Заднеязычные вуки. | 1 | - | 1 |
60. | Собери букет. | 2 | - | 2 |
61. | Закрепление слов I-IV типа слоговой структуры. | 2 | - | 2 |
62. | Насекомые. Предложения типа: “Комары летят”. | 2 | - | 2 |
63. | Лето. Времена года. | 2 | - | 2 |
64. | Закрепление всех пройденных видов предложений. | 1 | - | 1 |
II. | Работа с родителями | 17 | 10 | 7 |
1. | Консультация “Правила работы с семейным альбомом”. | 1 | 1 | - |
2. | Консультация “Создаем речевую среду (развитие понимания речи)”. | 1 | 1 | - |
3. | Практическое занятие для родителей: “Поем вместе”. | 1 | - | 1 |
4. | Консультация “Первые фразы” | 1 | 1 | - |
5. | Консультация “Обсуждение результатов работы по первому периоду”. | 1 | 1 | - |
6. | Консультация “Что читать? Как читать?” | 1 | 1 | - |
7. | Практическое занятие для родителей “Играем и говорим”. (Ролевые игры с ребенком. Диалог.) | 1 | - | 1 |
8. | Открытое занятие “Рассказываем сказки”. | 1 | - | 1 |
9. | Практическое занятие для родителей “Игры на кухне” | 1 | - | 1 |
10. | Консультация “От слова к фразе. Занимаемся по альбому 1 Новиковой- Иванцовой Т. Н.” | 1 | 1 | - |
11. | Консультация “Подводим итоги II периода | 1 | 1 | - |
12. | Практическое занятие для родителей “Артикуляционная гимнастика”. | 1 | - | 1 |
13. | Консультация “От слова к фразе. Занимаемся по альбомам 2, 3 Новиковой-Иванцовой Т. Н.” | 1 | 1 | - |
14. | Открытое занятии для родителей “Формируем фразу из 3 слов”. | 1 | - | 1 |
15. | Консультация для родителей “Ребенок заговорил. Что делать дальше?” | 1 | 1 | - |
16. | Практическое занятие для родителей “Техники заучивания стихов”. | 1 | - | 1 |
17. | Консультация “Подводим итоги III периода” | 1 | 1 | - |
Итого часов: | 116 | 10 | 106 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I ПЕРИОД (СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ)
Работа с детьми
Раздел 1. Лексика
Сентябрь
4-я неделя - “Я и моя семья”.
Октябрь
1-я неделя – “Игрушки”.
2-я неделя – “Части тела”.
3-я неделя – “Овощи”.
4-я неделя – “Фрукты”.
Ноябрь
1-я неделя - “Одежда.”
2-я неделя – “Обувь”.
3-я неделя – “Дикие животные”.
4-я неделя – “Домашние животные”
Программные задачи:
Пассивный словарь.
- Работать над пониманием однословных вопросов: Кто? Что? Где?
- Обучать выполнению поручений с использованием предметов и без них.
- Обучать пониманию двухступенчатых инструкций.
- Уточнять понимание существительных: семья, папа, мама, дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра, мяч, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка, лицо, ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб, капуста, морковь, лук, огурец, помидор, картошка, репа, яблоко, груша, лимон, банан, слива, апельсин, дольки, шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапки, сапоги, ботинки, босоножки, заяц, волк, лиса, ежик, белка, свинья, корова, коза, овца, кошка, собака и др.
- Уточнять понимание глаголов: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, рубить, тереть, варить, солить, рвать, складывать, делить, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает, читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает, звонит, едет, гудит, летит, прыгает, скачет, спит, ест, кричит, грызет, боится, мяукает, лает, хрюкает, дает, ухаживает, кормит, пьет, кусает и др.
Активный словарь:
- Вызывать звукоподражания.
- Учить воспроизводить по подражанию логопеду части некоторых слов, заменять звукоподражания словом.
- Учить использованию указательных слов (там, здесь, вот, это).
- Отрабатывать произношение названий близких ребенку лиц, действий.
Раздел 2. Формирование грамматических форм слов. Фраза.
Программные задачи:
- Активизировать глагольный словарь, начиная с глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы (иди, сиди, спи, играть и пр.)
- Учить употреблять личное местоимение “Я”.
- Учить употреблять в речи двухсловные предложения: вопросительное слово + именительный падеж имени существительного (Где Аня? Где мяч?); указательное слово + именительный падеж имени существительного (Это Миша. Тут Петя.)
- Стимулировать к употреблению фраз-просьб (Мама, сиди. Дай пить.)
- Допевать фразы.
Раздел 3. Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Программные задачи:
- Развивать слуховое внимание на примере неречевых звуков (различение 2-3 звучащих игрушек, музыкальных инструментов, определение их местоположения).
- Уточнять или вызвать гласные [а], [о], [у], [и], согласные [м], [п], [б], [д].
- Пропевать гласные.
Раздел 4. Работа над слоговой структурой
Программные задачи:
- Учить произносить слоги и звукосочетания: ау, уа, ма, мо, му, ми, па, по, пу, пи, ба, бо, бу, би, да, до, ду, ди.
- Произносить цепочки слогов: ма-ма-ма, ма-ма-ва, мо-мо-мо, мо-мо-во и т.д.
- Произносить слова первого типа слоговой структуры на материале отработанных слогов (па’па, мука’).
- Петь слоги, цепочки слогов.
Раздел 5. Общие речевые навыки (дыхание, просодика)
Программные задачи:
- Формировать короткий спокойный выдох.
- Начать работу над увеличением продолжительности выдоха (2-3 сек.).
- Работа над силой голоса (тихо, громко).
- Развитие артикуляторных навыков.
Раздел 6. Моторные навыки (общая моторика, мелкая моторика, речь с движением).
Программные задачи:
- Учить бросать и ловить мяч.
- Учить сжимать и разжимать кулак.
- Учить ставить ладонь на ребро, напрягать, расслаблять ладонь.
- Сопровождать действия звукоподражаниями, выполнять описываемые при помощи речи действия.
- Работа с шариками су-джок.
Работа с родителями
Сентябрь
4-я неделя – Консультация “Правила работы с семейным альбомом”.
Октябрь
1-я неделя – Консультация “Создаем речевую среду (развитие понимания речи)”.
3-я неделя – Практическое занятие для родителей: “Поем вместе”
Ноябрь
1-я неделя – Консультация “Первые фразы”
3-я неделя – Консультация “Обсуждение результатов работы по первому периоду”.
II ПЕРИОД (ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ)
Работа с детьми
Раздел 1. Лексика
Декабрь
1-я неделя – “Домашние птицы”
2-я неделя – “Зима”
3-я неделя – “Зимняя одежда”
4-я неделя – “Новый год”
Январь
2-я неделя – “Зимние забавы”
3-я неделя – “Посуда”.
4-я неделя – “Продукты питания.”
Февраль
1-я неделя – “Мебель”
2-я неделя – “Транспорт”
3-я неделя – “Правила дорожного движения”
4-я неделя – “Папин праздник”
Программные задачи:
Пассивный словарь.
- Работать над пониманием однословных вопросов: Кому? Чем? От кого? (и пр. вопросов косвенных падежей) Что делает?
- Обучать пониманию двух-трехступенчатых инструкций.
- Уточнять понимание существительных: зима, снег, шуба, пальто, куртка, комбинезон, валенки, шапка, шарф, варежки, санки, горка, лыжи, коньки, лед, снежинка, елка, елочные игрушки, шары, шишки, мишура, иголки, фонарики, дождик, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яйцо, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот, петух, курица, цыпленок, хвост, крылья, клюв, гребешок, бородка, гусь, утка, яйца, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, ножки, спинка, сиденье, тарелка, чашка, чайник, ложка, кастрюля, сковорода, машина, грузовик, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, электричка, самолет, вертолет, корабль, теплоход, лодка, праздник, защитник, Отечество, страна и пр.
- Уточнять понимание глаголов: идёт, сидит, стоит, бежит, едет, гудит, везет, ест, летит, плывет, катается, говорит, едет, лепит, мерзнуть, греться, наряжать, украшать и др.
- Учить различать глаголы: идет, бежит, сидит, спит, едет, плывет, летит.
- Работать над пониманием прилагательных: зимний, снежный, грузовая, липкий, холодный, белый, мокрый, колючая, нарядная, добрый, бородатый.
Активный словарь:
- Продолжать работу по замене аморфных слов полными.
- Продолжать активизировать предметный словарь по лексическим темам.
- Ввести в активную речь глаголы: идет, бежит, сидит, спит, едет, плывет, летит.
- Расширять словарь за счет употребления прилагательных (см. пассивный словарь) и наречий (холодно, тепло, мокро, горячо, тихо, громко и пр.).
Раздел 2. Формирование грамматических форм слов. Фраза
Программные задачи:
- Закреплять употребление в речи глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы.
- Обучение вопросно-ответной форме речи, активируя употребление личного местоимения “Я”. (Что ты делаешь? Я сижу.)
- Обучать детей употреблению глаголов в 3 лице ед. числе изъявительного наклонения настоящего времени (см. Лексика).
- Учить использовать предложения, в которых подлежащее – имя существительное, стоящее в им. падеже, мн. числе, а сказуемое - глагол 3 л., ед.ч., наст. времени (Зайка спит. Ляля спит. Мишка спит.)
Раздел 3. Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Программные задачи:
- Закреплять умение дифференцировать на слух три звучащие игрушки.
- Уточнять произношение гласных [а], [о], [у], [и], согласных [т], [н], [д], [в].
Раздел 4. Работа над слоговой структурой
Программные задачи:
- Учить произносить слоги и звукосочетания: там, нон, ду, дуб, ви и пр.
- Произносить цепочки слогов, отхлопывая их по коленям, топая ногами на каждый слог.
- Произносить слова второго и третьего типа слоговой структуры. (Машина, дуб).
Раздел 5. Общие речевые навыки (дыхание, просодика)
Программные задачи:
- Продолжать работу над длительным плавным выдохом (3 сек.).
- Учить направленному выдоху (“Сдуй снежинку”).
- Продолжать развивать артикуляторные навыки.
- Закреплять умение менять силу голоса (тихо-громко).
- Работать над модуляцией голоса на материале звукоподражания птицам и животным (Гусь: “Га-га-га” (низко). Гусенок: “Га-га-га” (высоко)).
Раздел 6. Моторные навыки (общая моторика, мелкая моторика, речь с движением).
Программные задачи:
- Закреплять звукоподражания, развивать слуховое внимание в подвижных играх, сочетающих речь с движением.
- Развивать моторику пальцев рук – учить загибать, разгибать пальцы, комкать, рвать бумагу, нанизывать, конструировать из счетных палочек или спичек.
- Продолжать игры с элементами су-джок терапии.
Работа с родителями
Декабрь
1-я неделя – Консультация “Что читать? Как читать?”
3-я неделя – Практическое занятие для родителей “Играем и говорим”. (Ролевые игры с
ребенком. Диалог.)
Январь
2-я неделя – Открытое занятие “Рассказываем сказки”.
4-я неделя – Практическое занятие для родителей “Игры на кухне”
Февраль
1-я неделя – Консультация “От слова к фразе. Занимаемся по альбому 1 Новиковой-
Иванцовой Т. Н.”
3-я неделя – Консультация “Подводим итоги II периода”
III ПЕРИОД (МАРТ-МАЙ)
Работа с детьми
Раздел 1. Лексика
Март
1-я неделя – “Мамин праздник”.
2-я неделя – “Семья”.
3-я неделя – “Профессии в детском саду”.
4-я неделя – “Весна”.
Апрель
1-я неделя – “Одежда и обувь весной”.
2-я неделя – “Космос”.
3-я неделя – “Русский фольклор”.
4-я неделя – “Дикие птицы”.
Май
1-я неделя – “День победы.”
2-я неделя – “Цветы.”
3-я неделя – “Насекомые”
4-я неделя – “Лето. Времена года.”
Программные задачи.
Пассивный словарь.
- Продолжать работать над пониманием однословных вопросов: Кому? Чем? От кого? (и пр. вопросов косвенных падежей) Что делает?
- Закреплять понимание двух-трехступенчатых инструкций. Постепенно усложнять задания (Возьми синюю машинку и поставь под синий стульчик.)
- Уточнять понимание существительных: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, льдина, почка, мать-и-мачеха, подснежник, верба, гнездо, повар, воспитатель, няня, логопед, уборщица, заведующий, музыкальный работник, врач, ракета, космос, луна, планета, Земля, ворона, сорока, воробей, синица, голубь, галка, чайка, ромашка, лютик, колокольчик и др.
- Уточнять понимание глаголов: шьет, гладит, моет, тает, стирает, жарит, варит, чистит, печет, поет, вьет, прилетает и пр.
- Учить различать глаголы: лежит-упал, лежат – упали.
- Учить различать глаголы: идут, бегут, сидят, спят, едут, плывут, летят;
- Работать над пониманием прилагательных и некоторых наречий: красивая, милая, добрая, умная, веселая.
Активный словарь:
- Продолжать активизировать словарь по лексическим темам.
- Включать в активный словарь личные и притяжательные местоимения: я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш.
- Расширять словарь за счет употребления наречий: там ,вот, тут, здесь, сейчас ,скоро, много, мало, еще, надо, не надо, можно, нельзя, горячо, тепло, холодно, кисло, горько, сладко, вкусно, хорошо, плохо.
Раздел 2. Формирование грамматических форм слов. Фраза.
Программные задачи:
- Учить образовывать формы множественного числа существительных (окончания –ы, -и) и глаголов в 3 л., настоящем времени. (Мыши спят. Дети бегут)
- Формировать простое предложение из трех слов: подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже + сказуемое, выраженное глаголом + прямое дополнение. (Мама пьет чай. Папа несет раму.)
- Проговаривать и заучивать наизусть простые потешки и двустишия.
- Формировать навык использования ситуативной речи в общении со взрослыми и другими детьми.
Раздел 3. Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Программные задачи:
- Уточнять произношение гласных [э], [ы], согласных [к], [г], [х].
- Учить выделять эти звуки из ряда других.
- Петь гласные [э], [ы] отдельно и в цепочках с другими гласными.
Раздел 4. Работа над слоговой структурой
Программные задачи:
- Тренировать в произнесении закрытых слогов на материале отработанных звуков.
- Тренировать в произношении слов с IV типом слоговой структуры (лимон, летят).
- Пропевать слоги и цепочки слогов.
Раздел 5. Общие речевые навыки (дыхание, просодика)
Программные задачи:
- Продолжать работу над длительностью и плавностью выдоха с использованием звуков речи.
- Продолжать работать над модуляцией голоса (высоко-низко).
- Готовить артикуляционный аппарат к произношению звуков позднего онтогенеза.
Раздел 6. Моторные навыки (общая моторика, мелкая моторика, речь с движением).
Программные задачи:
- Продолжать разучивание пальчиковых игр.
- Продолжать применение элементов су-джок терапии.
- Предлагать подвижные игры, требующие большего речевого участия, чем в предыдущие периоды.
Работа с родителями
Март
1-я неделя – Практическое занятие для родителей “Артикуляционная гимнастика”
3-я неделя – Консультация “От слова к фразе. Занимаемся по альбому 1 Новиковой-
Иванцовой Т. Н.”
Апрель
1-я неделя – Открытое занятии для родителей “Формируем фразу из 3 слов”
3-я неделя – Консультация для родителей “Ребенок заговорил. Что делать дальше?”
Май
1-я неделя – Практическое занятие для родителей “Техники заучивания стихов”.
3-я неделя – Консультация “Подводим итоги III периода”
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу первого года обучения по “Программе логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с 1 уровнем речевого развития” дошкольник, имевший 1 уровень речевого развития, должен:
- понимать инструкцию взрослого, состоящую из 2-3 ступеней;
- понимать вопросы: “Что? Кто? Где? Что делает? Что делаешь? Какой?”, вопросы косвенных падежей – и отвечать на них;
- называть предметы и действия без употребления звукоподражаний и слов – заменителей;
- использовать в речи двух-трехсложные слова (четкость произношения может страдать);
- воспроизводить ритмический рисунок слов более сложной слоговой структуры;
- понимать и использовать в речи грамматические формы единственного и множественного числа имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, форму винительного падежа имени существительного без предлога);
- строить фразу из 2-3 слов;
- произносить и различать на слух все гласные и согласные раннего онтогенеза;
- уметь делать ротовой длительный выдох;
- различать звуки по высоте и тембру;
- иметь мотивацию к общению с другими людьми ;
Родители должны:
- иметь четкое представление о характере речевого нарушения у своего ребенка и особенностях его преодоления;
- иметь мотивацию к преодолению данной проблемы;
- владеть практическими навыками общения, игр, занятий со своим ребенком;
- точно и своевременно выполнять все рекомендации логопеда.
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Результативность занятий с ребенком оценивается путем проведения диагностического исследования речевой функции 4 раза в год: в начале учебного года и в конце каждого периода, - и сравнения полученных данных.
Речевые знания и умения оцениваются путем простой констатации наличия или отсутствия у ребенка тех или иных речевых навыков. Результаты заносятся в таблицы (Приложение 2).
Показателем результативности работы с семьей является интерес членов семьи к проводимым логопедом мероприятиям, динамика формирования языковой функции у ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
- Васильева Е. Н., Новоторцева Н. В. Развивющие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
- Ефименкова Л. Н Формирование речи у дошкольников. – М., 1985
- Жукова Н. С. и др. Логопедия. – Екатеринбург: Литур, 2006.- 320 с.
- Зееман М. расстройства речи в детском возрасте. – М.: Медгиз, 1962. – 268 с.
- Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Кузьмина Н. И., Рождественская В. И, Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977
- Недоравитие и утрата речи./ Под ред. Л. И. Белякова и др. – М., 1985
- Нищева Н. В . Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство- пресс, 2003 – 528 с.
- Нищева Н. В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. - СПб.: Детство- пресс, 2013. – 448 с.
- Новикова-Иванцова Т. Н. От слова к фразе: Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. Альбом 1.– М., 2006
- Новикова-Иванцова Т. Н. От слова к фразе: методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. Альбом 2.– М., 2006
- Новикова-Иванцова Т. Н. От слова к фразе: методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. Альбом 3.– М., 2006
- Новоторцева Н. В Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд.-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г. А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. – М.: Книголюб, 2006. – 144 с.
- Худенко Е. Д. Практическое пособие по развитию речи: В 2ч. – М., 1994
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: Теревинф, 2013. – 192 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. – М.: Дрофа, 2008
- Барто А. Л. Большая книга стихов. – М.: махаон, 2013
- Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье? – М.: АНМЦ “Развитие и коррекция”, 2007
- Савушкин С.Н. Зайкина елочка. – М.: Карапуз, 2013
- Теплюк С. Н. Про Митю и Машу. – М.: Карапуз, 2013
- Фролова Г. А, Савушкин С. Н. Зайкины профессии. - М.: Карапуз, 2012
- Фролова Г. А, Савушкин С. Н. Зайка сам. - М.: Карапуз, 2012
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЕЙНЫМ ФОТОАЛЬБОМОМ
Для формирования и закрепления первоначального словаря и простой фразы родителям рекомендуется завести специальный семейный фотоальбом.
Действующие лица: сам ребенок, мама, папа, бабушка (баба), дедушка (деда), кошка (киса), собака (кличка), брат (имя), сестра (имя).
Действия: ест (кушает), пьет, спит, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, моет, убирает, чистит, готовит, катается, поливает, говорит, одевается, раздевается, купается, гуляет, летит, плывет, играет, рисует, дает, просит, работает.
Возможные фотографии:
Аня ест кашу. Мама кушает суп. Папа пьет чай. Аня пьет сок.
Кот (собака) спит на коврике. Аня спит в кроватке. Деда спит на диване.
Мама сидит на стуле. Папа сидит в кресле. Мама сидит на диване.
Аня стоит. Кошка (собака) бежит. Сестра прыгает (через скакалку).
Папа идет, едет (на работу). Мама моет посуду. Мама (бабушка) варит суп. Мама жарит рыбу. Бабушка печет пироги.
Аня поливает цветы. Мама одевается. Аня раздевается. Брат купается. Папа летит (на самолете). Аня рисует. И пр.
Альбом нужно постепенно пополнять фотографиями, изображающими членов семьи за привычными действиями. Ежедневно листать с ребенком и спрашивать: Где мама? (папа, бабушка, дедушка и пр.) Покажи. Кто это? Что делает (мама, папа и пр.)?
Если ребенок не отвечает, отвечать за него: “Это мама”, “Мама варит суп”. Задавать вопросы еще раз. Переспрашивать, добиваясь положительного ответа (“Это мама, да?” (“Да.”) и постепенно провоцируя к более развернутому ответу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников, имеющих выраженные нарушения развития»
Для детей имеющих выраженные нарушения развития важны не столько «академические знания», сколько «жизненные компетенции». Одним из важн...
Рабочая программа логопедического сопровождения по преодолению нарушений речи у детей 5-7 лет.
Проблема преодоления общего недоразвития речи является одной из наиболее актуальных для современного дошкольного образования. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способство...
"Доступная среда" Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребенка с ОНР при дизартрии, имеющего сочетанные нарушения.
Данная Индивидуальная программа является выпускной квалификационной работой (МГПУ, 2015 г.) по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках ...
Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у дошкольников с задержкой речевого развития
Для упешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса образования детей в дтском саду и закрепления полученных...
Актуальность трудового воспитания для развития речи дошкольников с первым уровнем речевого развития.
Статья...
Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.
Подготовительный этаплогопедической работы на первой ступени обучениядетей с тяжелыми нарушениями речи....
Общее недоразвитие речи, первого уровня речевого развития
ОНР различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фоне...