Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Музыка Юлия Владимировна

Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают включение в содержание образовательной программы ДОУ образовательную область "Коммуникация", направленную на достижение целей овладения конструктивными средствами и способами взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Особенно актуально это для детей с нарушением речи. Работая с детьми 5-7 лет, посещающих группу коррекционной направленности, было проведено обследование, в результате которого выявилось следующее: дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи педагога, на вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту.

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста мы  приняли решение организовать работу с помощью технологии интервьюирования.

Интервью́ (англ. interview) в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике.

В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации).

Основополагающим направлением работы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

Основными принципами реализации технологии интервьюирования являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Таким образом, инновационная технология интервьюирования стала неотъемлемой частью нашей педагогической деятельности, она не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

Основной формой организации детской деятельности стала сюжетно-ролевая игра «Студия журналистов».

Цель игры: формировать связную речь, в том числе диалогическую, коммуникативные навыки и творческую активность.

Задачи:

  • Расширять словарный запас;
  • Закреплять навыки ведения диалога с использованием опорных карт-схем;
  • Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
  • Способствовать использованию невербальных средств общения;
  • Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу.

Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения.

Работая непосредственно над областью речевого развития в сюжетно-ролевой игре «Студия журналистов» происходит интеграция области познавательного развития, когда мы беседуем над темой интервью, социально-коммуникативное развитие, когда работаем непосредственно над роликом, а проводя небольшие физминутки и пальчиковые игры, интегрируем область физического развития.

В игре «Студия журналистов» дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, расширяется словарь ребенка, автоматизируются поставленные звуки, развивается связная речь при беседе по теме, составлении описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов. Речь обогащается интонационно-выразительными средствами языка. Помимо логопедических задач решаются психологические задачи: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка, а это очень важно для детей с нарушением речи.

Подбор вопросов при подготовке к будущему интервью, побуждают дошкольников думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик участников интервью, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря.

Участниками игры стали дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, воспитатели, учитель-логопед, родители. Комплектование участников проходило по желанию детей и по согласованию с родителями. Игра проводится 1 раз в неделю в вечернее время и строится в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей.

Форма работы с детьми – подгрупповая с включением дидактических и словесных игр, практических заданий элементов интервьюирования; ознакомление с техническими средствами: микрофоном, камерой, фотоаппаратом; встречи-беседы с интересными людьми.

Помимо групповых занятий, проводим и индивидуальную работу с детьми: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).

Организация развивающей предметно-пространственной среды:

«Гримерная»: зеркало, стол, стулья, расчески, резинки для волос, заколки.

«Мастерская речи»: стол, стулья, логопедическое зеркало, чистоговорки, скороговорки, игры на развитие мелкой моторики.

«Студия журналистов»: столы, стулья, микрофон, камера, фотоаппарат, блокнот с кармашками для карт-схем, карандаш, опорные карточки-схемы для ведения интервью (пиктограммы), бейджики с именами.

Перед каждой игрой проводится предварительная работа:

  1. Беседа.

Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же врача), проводим беседы с детьми на эту тему, предлагаем дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и т.д.

В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем, таких, как “Больница”, “Спорт” и т.д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии врача, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи мы используем моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Нами были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

Координатор (воспитатель, логопед) предлагает для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Воспитатель договаривается с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносит его в карточку.

Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.

2. Распределение ролей.

Учитывается желание детей, а также конкретные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.

3. Эмоциональная разминка.

Воспитатель предлагает детям сделать злое, затем грустное, затем веселое выражение лица. По ходу делает уточнения, комментирует положение губ, бровей и т. д.

  • Как выдумаете, обрадуются ли гости, если мы придем к ним с такими выражениями на лицах?

4. «Творческая командировка» или «интервью в студии»

Двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у гостей.

Игровые задания:

  • Творческие отчеты о проходящих в детском саду праздниках, выставках, экскурсиях, встречах;
  • Интервью с гостями, родителями, сотрудниками детского сада.

Технология интервьюирования позволяет приобрести детям знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, использование их на занятиях и в реальных жизненных ситуациях.

К концу учебного года у детей у детей развиваются необходимые формы общения со сверстниками, они умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай по схемам. У ребят громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т.д.

Результаты диагностики позволяют сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

Список литературы

  1. Бородич, А. М. «Методика развития речи детей», М., 1981 г.
  2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии//Вопросы психологии. 1996. №6
  4.  Латышева, Н. Р., Медведева, И.Н. Детская журналистика/ Н. Р. Латышева, И. П. Толстова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. №8. – С. 24-29.
  5. Толстова, Н. П. Детское телевидение: ресурсы в коррекции речи дошкольников /Н. П.Толстова// Логопед. 2013. № 6. - С.94-98.
  6. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры речи. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Технология детская журналистика,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

Отчёт по теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития».

Отчёт по  теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития»....

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возроста.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...