Статья на тему: Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.
статья по логопедии
Целью данной работы является: показать важность развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.
Целью данной работы является: показать важность целенаправленного развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Рассмотреть результаты диагностического этапа обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях старшими дошкольниками с ОНР;
2. Предоставить разработанный план коррекционно-логопедической работы по развитию ППК в речи старших дошкольников и описать
его реализацию;
3. Рассмотреть результаты контрольного этапа обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях старшими дошкольниками с ОНР;
4. Провести сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного этапов обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях старшими дошкольниками с ОНР.
Для достижения поставленной в данной работе цели мы провели исследование о развитии предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которое состояло из 3 этапов: диагностического, коррекционного и контрольного.
В обследовании принимали участие 8 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих МБОУ ДО ППМС центр «Шанс» в городе Серпухов Московской области. В группе 2 девочки и 6 мальчиков.
Обследование употребления предложно-падежных конструкций у детей проводилось с помощью наглядного материала, предлагаемого О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Б. Иншаковой, В. В Коноваленко и С. В. Коноваленко, О. С. Яцель, Е. А. Стребелевой. Обследование велось в двух направлениях:
Направление 1. Выявление понимания значения предлогов.
Требуется установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов.
Направление 2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка
Установить правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.
Задания из первого блока
1.1 Спрячь игрушку. Обследуется понимание и активное использование простых и сложных предлогов (в, на, за, под, из, с, со, из-под).
Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка.
1.2 Прятки. Задание направлено на обучение и активное использование ребенком предлогов (между, из-за, из-под).
Оборудование: игрушки — зайка, две машинки.
1.3 Прятки 2. Задание направлено на обучение и активное использование ребенком предлогов (со, между, около, из-за, из-под).
Оборудование: игрушка — зайка.
Задания из второго блока
2.1.Посмотри и назови. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.
Оборудование: картины, пенал, карандаш.
2.2 Составь предложение по картинке. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога
в данной грамматической конструкции.
Оборудование: набор картинок.
2.3 Найди ошибку и исправь её. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.
Оборудование: набор сюжетных картинок.
2.4 Подбери маленькое слово. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.
Оборудование: набор предметных картинок.
Критерии оценок:
7 проб. Максимальное количество баллов – 14.
2 балла – правильное выполнение задания;
1 балл – ребенок затрудняется ответить или находит правильный ответ
с помощью педагога;
0 баллов – отказ от ответа или неправильный ответ.
В результате выполнения всех заданий методики испытуемый мог набрать наивысшее количество баллов – 14.
По результатам эксперимента первого направления ребенок мог набрать максимум – 6 баллов, т.к в первом блоке 3 пробы.
По результатам эксперимента второго направления ребенок мог набрать максимум – 8 баллов, т.к во втором блоке 4 пробы.
По итогу, дети, набравшие от 10-ти до 14-ти баллов, могут быть включены в группу с высоким уровнем развития предложно-падежных конструкциях. Дети, набравшие 6-10 баллов, могут быть включены в группу со средним уровнем. Дети, набравшие от 0 до 6-ти баллов могут быть включены в группу с низким уровнем развития.
После обследования мы объединили результаты каждого ребенка по двум направлениям и получили баллы, представленные в таблице 4 «Уровень развития ППК1».
Таблица 4 – результаты первого этапа обследования
Имя ребенка | Общее количество баллов | Уровень развития |
Евдокия Г. | 7 | Средний уровень |
Андрей С. | 0 | Низкий уровень |
Виктор К. | 3 | Низкий уровень |
Родион З. | 4 | Низкий уровень |
Патричия Ц. | 0 | Низкий уровень |
Георгий Л. | 3 | Низкий уровень |
Тимофей Л. | 7 | Средний уровень |
Егор А. | 9 | Средний уровень |
Таким образом, мы делаем вывод, что в группе из 8 человек у 5-ти человек уровень развития предложно-падежных конструкций низкий, у 3-их человек - средний.
Далее нами была проведена коррекционно-логопедическая работа по развитию предложно-падежных конструкций в речи детей с ОНР III уровня. Занятия проводились в группе, длительность занятия составляла 25 минут, два раза в неделю, на протяжении 4-х месяцев. Всего было проведено 32 занятия.
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей была включена в процесс развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Целью наших занятий являлось формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами и словосочетаниями. Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно–падежных конструкций использовались практический, наглядный и словесный методы обучения. Работа над предлогами включалась в работу по формированию словоизменения.
Для формирования предложно-падежных конструкций мы использовали различные лексические темы.
Таблица 5 – план занятий
№ занятия | Дата | Тема занятия | Задачи |
1 | 02.09 | Осень | Предлоги: В, НА, ПОД |
2 | 07.09 | Овощи | Закрепление умения правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнение понимания их значений. |
3 | 09.09 | Овощи (закрепление) | Закрепление умения правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнение понимания их значений. Падежные конструкции. |
4 | 14.09 | Лес | Творительный падеж множественного числа существительных Закрепление навыка употребления существительных с предлогом. |
5 | 16.09 | Игрушки | Закрепление умения произносить словосочетания с одним предлогом, но имеющим различные значения. |
6 | 21.09 | Игрушки (закрепление) | Падежные конструкции. Закрепление умения понимать смысл предложения. |
7 | 23.09 | Части тела | Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ. |
8 | 28.09 | Одежда, обувь, головные уборы | Обучение детей умению составлять предложения с предлогами по трём опорным словам. |
9 | 30.09 | Одежда, обувь, головные уборы (закрепление) | Составление предложений с несклоняемыми существительными и различными предлогами. |
10 | 05.10 | Моя семья | Знакомство с предлогом ИЗ – ЗА. Уточнение пространственного расположения предметов с предлогом ИЗ – ЗА. |
11 | 07.10 | Домашние животные | Творительный падеж множественного числа существительных. Закрепление умения составлять предложения. |
12 | 12.10 | Домашние животные (закрепление) | Знакомство с предлогом ИЗ – ПОД. Уточнение пространственного расположения предметов с предлогом ИЗ – ПОД. |
13 | 14.10 | Домашние птицы | Составление предложений по двум предметным картинкам. Выкладывание схем предложений. Закрепление употребления в речи предлога ИЗ – ПОД. |
14 | 19.10 | Дикие животные | Падежные конструкции. Закрепление категории творительного падежа с предлогом. |
15 | 21.10 | Дикие животные (закрепление) | Закрепление пройденного материала. |
16 | 26.10 | Дикие животные жарких стран | Падежные конструкции. Составление предложений по двум предметным картинкам |
17 | 09.11 | Дикие животные Севера | Составление предложений, употребляя предлоги: В, НА, ПОД, ЗА, К, НАД, |
18 | 11.11 | Посуда | Составление предложений с предлогом НАД по двум опорным словам |
19 | 16.11 | Посуда (закрепление) | Закрепление умения составлять предложения с заданными словами. |
20 | 18.11 | Продукты питания | Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов. |
21 | 23.11 | Продукты питания (закрепление) | Упражнение в употреблении предлогов НАД, ПОД. Дифференциация предлогов. |
22 | 25.11 | Мебель | Предлоги МЕЖДУ, ОКОЛО |
23 | 30.11 | Мебель (закрепление) | Закрепление пройденного материала |
24 | 02.12 | Зима | Закрепление употребления предлогов НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Выкладывание схемы предложений. |
25 | 07.12 | Зимние забавы | Составление предложений с предлогом НАД по двум опорным словам |
26 | 09.12 | Зимние забавы (закрепление) | Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов. |
27 | 14.12 | Наш город | Закрепление предлогов МЕЖДУ, ОКОЛО |
28 | 16.12 | Наш город (закрепление) | Падежные конструкции. |
29 | 21.12 | Транспорт | Согласование числительного и существительного в творительном падеже. |
30 | 23.12 | Транспорт (закрепление) | Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов. |
31 | 27.12 | Новый Год | Закрепление предложно- падежных конструкций. |
32 | 29.12 | Новый год (закрепление) | Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов. |
После этого мы снова провели обследование употребления предложно-падежных конструкций в речи детей с ОНР III уровня с помощью наглядного материала, предложенного на 1 этапе
Полученные результаты также были занесены в таблицы по аналогии с первым этапом обследования.
Таблица 8 – результаты второго этапа обследования
Имя ребенка | Общее количество баллов | Уровень развития |
Евдокия Г. | 9 | Средний уровень |
Андрей С. | 7 | Средний уровень |
Виктор К. | 6 | Средний уровень |
Родион З. | 8 | Средний уровень |
Патричия Ц. | 5 | Низкий уровень |
Георгий Л. | 9 | Средний уровень |
Тимофей Л. | 9 | Средний уровень |
Егор А. | 12 | Высокий уровень |
Таким образом, мы делаем вывод, что в группе из 8 человек у 6-ти человек уровень употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях стал средним, у 1-го человека остался низким и у 1-го стал высоким.
Рассмотрим таблицу 11. Красным шрифтом мы выделили результаты контрольного обследования.
Таблица 11 – сравнение результатов диагностического и контрольного этапов обследования
Имя ребенка | Общее количество баллов | Уровень развития | Общее количество баллов | Уровень развития |
Евдокия Г. | 7 | Средний уровень | 9 | Средний уровень |
Андрей С. | 0 | Низкий уровень | 7 | Средний уровень |
Виктор К. | 3 | Низкий уровень | 8 | Средний уровень |
Родион З. | 4 | Низкий уровень | 8 | Средний уровень |
Патричия Ц. | 0 | Низкий уровень | 5 | Низкий уровень |
Георгий Л. | 3 | Низкий уровень | 9 | Средний уровень |
Тимофей Л. | 7 | Средний уровень | 9 | Средний уровень |
Егор А. | 9 | Средний уровень | 12 | Высокий уровень |
Из таблицы видно, что при первом обследовании из 8 детей у 5 уровень развития предложно-падежных конструкциях был на низком уровне, после проделанной коррекционно-логопедической работы показатели детей улучшились. У 6 из 8 человек итоговые результаты проверки достигли среднего уровня, у одного ребёнка, Егора – высокого. И только у одного ребенка из группы, уровень развития предложно-падежных конструкций остался на низком уровне. Двое детей на первом обследовании набрали по 7 баллов, после полугода занятий они набрали по 9 баллов и всё же остались на среднем уровне. Одному ребенку удалось после коррекционно-логопедической работы перейти на высокий уровень, этот мальчик показал хорошие результаты на диагностическом обследовании и набрал 9 баллов, что уже тогда отделяло его всего на один балл от высокого уровня. Четверо детей перешли с низкого уровня на средний, они систематически посещали занятия, также родители были включены в коррекционный процесс и помогали своим детям с выполнением домашнего задания. Одному ребенку так и не удалось перейти с низкого уровня на средний, эта девочка из двуязычной семьи. Второй язык в семье – молдавский.
Подводя итоги работы можно сделать вывод, что систематическая работа по формированию предложно-падежных конструкций с детьми помогает скорректировать грамматический строй речи.
Правильное формирование и развитие грамматического строя речи у детей с ОНР служит средством полноценного общения и развития личности. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития. Проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....
Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития
Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....
ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необхо...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Статья: Особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития
http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ?id=4827 переход по ссылке...