Диагностика уровня речевого развития старшего дошкольника
учебно-методический материал по развитию речи
В данном материалле представлена подробная интерпретация диагностики сторон развития речи дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rech.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня речевого развития старшего дошкольника
Задание 1. Изучение словарного состава, грамматического и синтактического строя речи
Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям читают сказку «Репка» без показа иллюстраций.
Проведение исследования. Исследования проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребёнка просят рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не даётся. Речь ребёнка точно фиксируют в протоколе. Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.
Обработка данных.
Критерии:
Показатели | Содержание | |||
Низкий (за каждый показатель - 1б.) | Средний (за каждый показатель - 2б.) | Высокий (за каждый показатель - 3б.) | ||
Использование существительных
| Собственные | Употребляют существительные, обозначающие социальный статус персонажа только по напоминанию взрослого. | Употребляют существительные, обозначающие социальный статус персонажа точно по смыслу, но не всегда. | Употребляют существительные, обозначающие социальный статус персонажа точно по смыслу. |
Нарицательные | Не использует имена персонажей, или останавливает пересказ на месте названия. | Редко использует имена нарицательные при пересказе. | Употребляют существительные – имена персонажей, точно по сюжету. | |
Использование глаголов | Пропускает употребление глаголов, характеризующих трудовую деятельность людей точно по смыслу. | Не всегда употребляют глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей точно по смыслу, заменяют на искажённые слова. | Употребляют глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей точно по смыслу. | |
Использование прилагательных | Не употребляет прилагательные, обозначающие признаки предметов точно по смыслу. | Употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов точно по смыслу, но отличается бедностью. | Употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов точно по смыслу. | |
Использование наречий | Не использует в речи наречия, характеризующие отношение к труду точно по смыслу. | Употребляют ограниченное количество наречия, характеризующие отношение к труду точно по смыслу. | Употребляют наречия, характеризующие отношение к труду точно по смыслу. | |
Использование местоимений | Не употребляют местоимения, точно определяющие персонажа. | Не всегда употребляют местоимения, точно определяющие персонажа. | Употребляют местоимения, точно определяющие персонажа. | |
Использование междометий | Не употребляют междометия для точной эмоциональной передачи содержания произведения. | Редко употребляют междометия для точной эмоциональной передачи содержания произведения. | Употребляют междометия для точной эмоциональной передачи содержания произведения. | |
Выразительность | ||||
Наличие мимических и пантомимических движений | Мимические и пантомимические движения не используются. | Мимические и пантомимические движения используются крайне редко, не всегда уместно. | Мимические и пантомимические движения используются уместно, ярко отражают отношение ребёнка к передаче содержания произведений. | |
Выразительность речи | ||||
Грамматический строй речи | ||||
Морфология | Не может согласовывать в предложении существительных с числительными, прилагательными; Не умеет использовать несклоняемые существительные. | Допускает некоторые ошибки в согласовании в предложении существительных с числительными, прилагательными; Не умеет использовать несклоняемые существительные. | Согласовывает в предложении существительные с числительными, прилагательными; умеет использовать несклоняемые существительные. | |
Словообразование | Не образует форму множественных числительных, существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова | С некоторыми трудностями образует форму множественных числительных, существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова | Без затруднений образует форму множественных числительных, существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова | |
Синтаксис | Составляют только простые предложения с ошибками, пользуются несвязной прямой речью («Бабка, иди скорее помогать!») | Составляют только простые предложения, пользуются прямой и косвенной речью (Дед крикнул: Бабка, иди скорее помогать!», бабка предложила позвать внучку) | Составляют простые и сложные предложения, пользуются прямой и косвенной речью (Дед крикнул: Бабка, иди скорее помогать!», бабка предложила позвать внучку) |
Обработка полученных данных.
Обработка полученных данных осуществлялась по следующим ориентирам.
Расчёт:
Примерный расчёт уровней по баллам | ||
Низкий | Средний | Высокий |
15-0 баллов | 26-16 баллов | 33-27 баллов |
Имя ребёнка | Состав речи, % | Сумма баллов | Уровень | ||||||
Существительные | Глаголы | Прилагательные | Наречия | Местоимения | Междометия | ||||
Собственные | Нарицательные | ||||||||
Задание 2. Изучение владения звуковой стороны речи
Подготовка исследования. Подготовить 4 карточки размером 8х14 см с изображениями мака, дома, сыра, кита (под каждым изображением даётся схема звукового состава слова. Она состоит из 3 клеток, по числу звуков в слове); набор фишек, одинаковых по форме и цвету (белые или серые)
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 5-6 лет индивидуально.
Перед ребёнком поочерёдно кладут карточки и предлагают ответить на вопросы: «Что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый? Второй? Третий?» По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, заполняя ими клеточки под картинкой.
Обработка данных. Подсчитывают процент правильных и неправильных ответов, данные заносят в таблицу.
Последовательность называния звуков в словах
Имя ребёнка | Мак | Дом | Сыр | Кит | Количество правильных ответов | Количество неправильных ответов | Отказ | ||||||||
м | а | к | д | о | м | с | ы | р | к | и | т | ||||
Критерии:
Показатели | Содержание | ||
Низкий (за каждый показатель - 1б.) | Средний (за каждый показатель - 2б.) | Высокий (за каждый показатель - 3б.) | |
Определение места звука в слове | Не определяет место звука в слове. | Не всегда правильно определяет место звука в слове. | Верно определяет место звука в слове. |
Дифференциация звуков | Не определяет звуки в предложенном слове. | Точно определяет и называет звуки в предложенном слове | Точно определяет и называет звуки в предложенном слове |
Владение символьным обозначением звуков | Не может разложить карточки на звуковой модели слова без помощи взрослого. | Допускает ошибки при раскладывании карточек на звуковой модели слова. | Уверенно и правильно раскладывает карточки на звуковой модели слова. |
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
3-0 баллов | 7-4 баллов | 9-8 баллов |
Сводная таблица данных по всем сторонам развития речи:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
19-0 баллов | 33-20 баллов | 42-35 баллов |
Употребляют существительные, обозначающие социальный статус персонажа только по напоминанию взрослого. Не использует имена персонажей, или останавливает пересказ на месте названия. Пропускает употребление глаголов, характеризующих трудовую деятельность людей точно по смыслу. Не употребляет прилагательные, обозначающие признаки предметов точно по смыслу. Не использует в речи наречия, характеризующие отношение к труду точно по смыслу. Не употребляют местоимения, точно определяющие персонажа. Не употребляют междометия для точной эмоциональной передачи содержания произведения. Мимические и пантомимические движения не используются. Не может согласовывать в предложении существительных с числительными, прилагательными; Не умеет использовать несклоняемые существительные. Не образует форму множественных числительных, существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова. Составляют только простые предложения с ошибками, пользуются несвязной прямой речью («Бабка, иди скорее помогать!»). Не определяет место звука в слове. Не определяет звуки в предложенном слове. Не может разложить карточки на звуковой модели слова без помощи взрослого. | Употребляют существительные, обозначающие социальный статус персонажа точно по смыслу, но не всегда. Редко использует имена нарицательные при пересказе. Не всегда употребляют глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей точно по смыслу, заменяют на искажённые слова. Употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов точно по смыслу, но отличается бедностью. Употребляют ограниченное количество наречия, характеризующие отношение к труду точно по смыслу. Не всегда употребляют местоимения, точно определяющие персонажа. Редко употребляют междометия для точной эмоциональной передачи содержания произведения. Мимические и пантомимические движения используются крайне редко, не всегда уместно. Допускает некоторые ошибки в согласовании в предложении существительных с числительными, прилагательными; Не умеет использовать несклоняемые существительные. С некоторыми трудностями образует форму множественных числительных, существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова. Составляют только простые предложения, пользуются прямой и косвенной речью (Дед крикнул: Бабка, иди скорее помогать!», бабка предложила позвать внучку) Не всегда правильно определяет место звука в слове. Точно определяет и называет звуки в предложенном слове Допускает ошибки при раскладывании карточек на звуковой модели слова. | Употребляют существительные, обозначающие социальный статус персонажа точно по смыслу. Употребляют существительные – имена персонажей, точно по сюжету. Употребляют глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей точно по смыслу. Употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов точно по смыслу. Употребляют наречия, характеризующие отношение к труду точно по смыслу. Употребляют местоимения, точно определяющие персонажа. Употребляют междометия для точной эмоциональной передачи содержания произведения. Мимические и пантомимические движения используются уместно, ярко отражают отношение ребёнка к передаче содержания произведений. Согласовывает в предложении существительные с числительными, прилагательными; умеет использовать несклоняемые существительные. Без затруднений образует форму множественных числительных, существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова. Составляют простые и сложные предложения, пользуются прямой и косвенной речью (Дед крикнул: Бабка, иди скорее помогать!», бабка предложила позвать внучку). Верно определяет место звука в слове. Точно определяет и называет звуки в предложенном слове Уверенно и правильно раскладывает карточки на звуковой модели слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностика уровня речевого развития детей II мл. группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя речи....
Диагностика уровня речевого развития детей средней группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....
Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....
Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....
Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР
Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....
Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах
Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах включает тест и ключ к нему....
Диагностика уровня речевого развития О.А.Безрукова, Каленкова О.Н.
Данная методика позволяет оценить речь по таким параметрам- сформированность лексической системности;- сформированность грамматической компетенции;- сформированность фонологической компетенции...