Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
- уточнить и активизировать словарь по теме.
- совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч; разрезные картинки «Чашки», игрушечная посуда, соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши.
- Организационный момент
- Загадки.
Как паровоз гудит,
Шумит, пыхтит и пар идет.
Вкусный заваривает нам чай.
Кто же он такой? Вот угадай.
(Чайник)
И в столовой, и на кухне,
чтобы поджарить пищу быстро
Нам нужна …
(Сковорода).
Чтоб сосиску съесть, котлету.
Мы берем «железку» эту…
(Вилка)
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …
(Тарелкой)
Логопед. Как, одним словом, назвать все эти предметы?
– Как, одним словом, назвать все эти предметы?
– Правильно. А для чего нужна посуда?
- Введение в тему
– Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.
Логопед убирает со стола посуду.
Задание 1
«В магазине»
Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.
– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.
Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.
– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Тарелки, супница, солонка.
– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.
Повторите.
– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Кастрюля, сковорода, дуршлаг.
– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.
– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.
– Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.
Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?
– А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?
– Верно. А теперь давайте поиграем.
Задание 2
Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду. Игра “Что в чём?”
- В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.
- В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)
В чём кипятят воду? - … (в чайнике)
- В чём носят молоко? – … (в бидоне)
- В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)
- В чём подогревают еду? – … (в миске)
- Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)
- Куда кладут салат? – … (в салатнице)
- Где жарится рыба? – … (на сковороде)
Задание 3
- Если стакан из стекла, значит, он какой? (стеклянный)
- Если блюдце из керамики, какое блюдце? (керамическое)
- Кастрюля из металла, какая кастрюля? (металлическая)
- Тарелка из фарфора, какая тарелка? (фарфоровая)
- Ложка из дерева, какая ложка? (деревянная)
- Солонка из глины, какая солонка? (глиняная)
Физминутки про посуду
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)
Задание 4
Дидактическая игра «Скажи ласково»:
- Кружка-кружечка
- Тарелка
- Вилка
- Кастрюля
- Чайник
- Ложка
- Стакан
- Нож
Учитель-логопед: сейчас я предлагаю вам сесть на места и посмотреть на доску, на доске, представлены предметы посуды, давайте вместе их посчитаем.
Задание 5
Дидактическая игра (1-2-5) «Посчитай-ка»:
- Кружка-2 кружки-5 кружек
- Тарелка
- Вилка
- Кастрюля
- Чайник
- Ложка
- Стакан
- Нож
Пальчиковая игра «Помощники»
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Задание 6
Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.
Ложка чистая — ложка грязная.
Тарелка глубокая — тарелка мелкая.
Чашка большая — маленькая чашка.
Сковорода тяжелая — сковорода легкая.
Ложка большая — ложка маленькая.
Нож тупой — нож острый.
Кастрюля горячая — кастрюля холодная.
Задание 7
Игра «четвертый лишний». Логопед предлагает рисунки, дети выделяют и называют лишний предмет.
Например:
Ложка, тарелка, ваза, чашка;
Мойка, вилка, кастрюля, нож;
Стакан, сковорода, чашка, ведро.
8. Итог занятия.
Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Посуда" | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
- уточнить и активизировать словарь по теме.
- совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч; разрезные картинки «Чашки», игрушечная посуда, соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши.
- Организационный момент
- Загадки.
Как паровоз гудит,
Шумит, пыхтит и пар идет.
Вкусный заваривает нам чай.
Кто же он такой? Вот угадай.
(Чайник)
И в столовой, и на кухне,
чтобы поджарить пищу быстро
Нам нужна …
(Сковорода).
Чтоб сосиску съесть, котлету.
Мы берем «железку» эту…
(Вилка)
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …
(Тарелкой)
Логопед. Как, одним словом, назвать все эти предметы?
– Как, одним словом, назвать все эти предметы?
– Правильно. А для чего нужна посуда?
- Введение в тему
– Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.
Логопед убирает со стола посуду.
Задание 1
«В магазине»
Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.
– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.
Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.
– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Тарелки, супница, солонка.
– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.
Повторите.
– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Кастрюля, сковорода, дуршлаг.
– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.
– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.
– Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.
Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?
– А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?
– Верно. А теперь давайте поиграем.
Задание 2
Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду. Игра “Что в чём?”
- В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.
- В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)
В чём кипятят воду? - … (в чайнике)
- В чём носят молоко? – … (в бидоне)
- В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)
- В чём подогревают еду? – … (в миске)
- Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)
- Куда кладут салат? – … (в салатнице)
- Где жарится рыба? – … (на сковороде)
Задание 3
- Если стакан из стекла, значит, он какой? (стеклянный)
- Если блюдце из керамики, какое блюдце? (керамическое)
- Кастрюля из металла, какая кастрюля? (металлическая)
- Тарелка из фарфора, какая тарелка? (фарфоровая)
- Ложка из дерева, какая ложка? (деревянная)
- Солонка из глины, какая солонка? (глиняная)
Физминутки про посуду
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)
Задание 4
Дидактическая игра «Скажи ласково»:
- Кружка-кружечка
- Тарелка
- Вилка
- Кастрюля
- Чайник
- Ложка
- Стакан
- Нож
Учитель-логопед: сейчас я предлагаю вам сесть на места и посмотреть на доску, на доске, представлены предметы посуды, давайте вместе их посчитаем.
Задание 5
Дидактическая игра (1-2-5) «Посчитай-ка»:
- Кружка-2 кружки-5 кружек
- Тарелка
- Вилка
- Кастрюля
- Чайник
- Ложка
- Стакан
- Нож
Пальчиковая игра «Помощники»
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Задание 6
Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.
Ложка чистая — ложка грязная.
Тарелка глубокая — тарелка мелкая.
Чашка большая — маленькая чашка.
Сковорода тяжелая — сковорода легкая.
Ложка большая — ложка маленькая.
Нож тупой — нож острый.
Кастрюля горячая — кастрюля холодная.
Задание 7
Игра «четвертый лишний». Логопед предлагает рисунки, дети выделяют и называют лишний предмет.
Например:
Ложка, тарелка, ваза, чашка;
Мойка, вилка, кастрюля, нож;
Стакан, сковорода, чашка, ведро.
8. Итог занятия.
Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"
фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Дифференциация звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]."
В конспекте представлены задания для дифференциации звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]....
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Осень. Признаки осени"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР....
Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Сад-огород"
Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Сад-огород" с детьми с общим недоразвитием и двуязычием...
- Мне нравится (1)