Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

- уточнить и активизировать словарь по теме.

- совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч; разрезные картинки «Чашки», игрушечная посуда, соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши.

  1. Организационный момент
  2. Загадки.

Как паровоз гудит,

Шумит, пыхтит и пар идет.

Вкусный заваривает нам чай.

Кто же он такой? Вот угадай.

(Чайник)

И в столовой, и на кухне,

чтобы поджарить пищу быстро

Нам нужна …

(Сковорода).

Чтоб сосиску съесть, котлету.

Мы берем «железку» эту…

(Вилка)

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется …

(Тарелкой)

Логопед. Как, одним словом, назвать все эти предметы?

– Как, одним словом, назвать все эти предметы?

– Правильно. А для чего нужна посуда?

  1. Введение в тему

– Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.

Логопед убирает со стола посуду.

Задание 1

«В магазине»

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.

– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.

– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

Тарелки, супница, солонка.

– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.

Повторите.

– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Кастрюля, сковорода, дуршлаг.

– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.

– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

– Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.

Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?

– А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?

– Верно. А теперь давайте поиграем.

Задание 2

Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду. Игра “Что в чём?”

- В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.

- В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)

В чём кипятят воду? - … (в чайнике)

- В чём носят молоко? – … (в бидоне)

- В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)

- В чём подогревают еду? – … (в миске)

- Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)

- Куда кладут салат? – … (в салатнице)

- Где жарится рыба? – … (на сковороде)

Задание 3

- Если стакан из стекла, значит, он какой? (стеклянный)

- Если блюдце из керамики, какое блюдце? (керамическое)

- Кастрюля из металла, какая кастрюля? (металлическая)

- Тарелка из фарфора, какая тарелка? (фарфоровая)

- Ложка из дерева, какая ложка? (деревянная)

- Солонка из глины, какая солонка? (глиняная)

 

Физминутки про посуду

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)

 

Задание 4

Дидактическая игра «Скажи ласково»:

  •  Кружка-кружечка
  •  Тарелка
  •  Вилка
  •  Кастрюля
  •  Чайник
  •  Ложка
  •  Стакан
  •  Нож

Учитель-логопед: сейчас я предлагаю вам сесть на места и посмотреть на доску, на доске, представлены предметы посуды, давайте вместе их посчитаем.

Задание 5

Дидактическая игра (1-2-5) «Посчитай-ка»:

  1.  Кружка-2 кружки-5 кружек
  2.  Тарелка
  3.  Вилка
  4.  Кастрюля
  5.  Чайник
  6.  Ложка
  7.  Стакан
  8.  Нож

Пальчиковая игра «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

 

Задание 6

Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.

Ложка чистая — ложка грязная.

Тарелка глубокая — тарелка мелкая.

Чашка большая — маленькая чашка.

Сковорода тяжелая — сковорода легкая.

Ложка большая — ложка маленькая.

Нож тупой — нож острый.

Кастрюля горячая — кастрюля холодная.

Задание 7

Игра «четвертый лишний». Логопед предлагает рисунки, дети выделяют и называют лишний предмет.

Например:

Ложка, тарелка, ваза, чашка;

Мойка, вилка, кастрюля, нож;

Стакан, сковорода, чашка, ведро.

8. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

- уточнить и активизировать словарь по теме.

- совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч; разрезные картинки «Чашки», игрушечная посуда, соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши.

  1. Организационный момент
  2. Загадки.

Как паровоз гудит,

Шумит, пыхтит и пар идет.

Вкусный заваривает нам чай.

Кто же он такой? Вот угадай.

(Чайник)

И в столовой, и на кухне,

чтобы поджарить пищу быстро

Нам нужна …

(Сковорода).

Чтоб сосиску съесть, котлету.

Мы берем «железку» эту…

(Вилка)

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется …

(Тарелкой)

Логопед. Как, одним словом, назвать все эти предметы?

– Как, одним словом, назвать все эти предметы?

– Правильно. А для чего нужна посуда?

  1. Введение в тему

– Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.

Логопед убирает со стола посуду.

Задание 1

«В магазине»

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.

– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.

– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

Тарелки, супница, солонка.

– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.

Повторите.

– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Кастрюля, сковорода, дуршлаг.

– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.

– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

– Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.

Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?

– А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?

– Верно. А теперь давайте поиграем.

Задание 2

Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду. Игра “Что в чём?”

- В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.

- В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)

В чём кипятят воду? - … (в чайнике)

- В чём носят молоко? – … (в бидоне)

- В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)

- В чём подогревают еду? – … (в миске)

- Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)

- Куда кладут салат? – … (в салатнице)

- Где жарится рыба? – … (на сковороде)

Задание 3

- Если стакан из стекла, значит, он какой? (стеклянный)

- Если блюдце из керамики, какое блюдце? (керамическое)

- Кастрюля из металла, какая кастрюля? (металлическая)

- Тарелка из фарфора, какая тарелка? (фарфоровая)

- Ложка из дерева, какая ложка? (деревянная)

- Солонка из глины, какая солонка? (глиняная)

Физминутки про посуду

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)

Задание 4

Дидактическая игра «Скажи ласково»:

  •  Кружка-кружечка
  •  Тарелка
  •  Вилка
  •  Кастрюля
  •  Чайник
  •  Ложка
  •  Стакан
  •  Нож

Учитель-логопед: сейчас я предлагаю вам сесть на места и посмотреть на доску, на доске, представлены предметы посуды, давайте вместе их посчитаем.

Задание 5

Дидактическая игра (1-2-5) «Посчитай-ка»:

  1.  Кружка-2 кружки-5 кружек
  2.  Тарелка
  3.  Вилка
  4.  Кастрюля
  5.  Чайник
  6.  Ложка
  7.  Стакан
  8.  Нож

Пальчиковая игра «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

Задание 6

Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.

Ложка чистая — ложка грязная.

Тарелка глубокая — тарелка мелкая.

Чашка большая — маленькая чашка.

Сковорода тяжелая — сковорода легкая.

Ложка большая — ложка маленькая.

Нож тупой — нож острый.

Кастрюля горячая — кастрюля холодная.

Задание 7

Игра «четвертый лишний». Логопед предлагает рисунки, дети выделяют и называют лишний предмет.

Например:

Ложка, тарелка, ваза, чашка;

Мойка, вилка, кастрюля, нож;

Стакан, сковорода, чашка, ведро.

8. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"

фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Осень. Признаки осени"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР....

Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Сад-огород"

Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Сад-огород" с детьми с общим недоразвитием и двуязычием...