Программа дополнительного образования "Звуковичок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования».
Пояснительная записка.
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звуковичок» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа разработана с учетом нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 3 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. 3 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Актуальность программы
В настоящее время неуклонно растет число детей с различными нарушениями речевого развития. Практика педагога-логопеда показывает, что коррекция речевых расстройств чрезвычайно актуальна. Нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивает возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей. Логопедическое же воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников.
Педагогическая целесообразность:
Речь непосредственно связана с развитием мышления и познавательной активности, становлением личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка, устранению её дефектов. В рамках данной программы дошкольники, не посещающие детские сады и не имеющие возможности развивать речь в окружении сверстников и опытных педагогов, получают реальную возможность овладения навыками коммуникации.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы
Программа представляет собой систему диагностики нарушения речи у детей и нормализации их речи средствами специального обучения и воспитания. Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.
Адресат программы
Дошкольники 5-6 лет, имеющие нарушения звукопроизношения.
Дети на занятия набираются по результатам диагностики.
На логопедические занятия отбираются дети, имеющие дислалию либо дизартрию. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Программа рассчитана на 16 часов обучения.
Наполняемость группы – не более 15 человек.
Уровень, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Срок реализации программы: 1месяц – 16 часов, по 2 часа 2 раза в неделю.
Уровень освоения программы: стартовый. Применение игровых ситуаций и другого рода заданий носит коррекционно-развивающий характер.
Форма обучения: очная
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2часа. В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 длительность одного академического часа для детей дошкольного возраста– 30 мин., перерыв – 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав группы - постоянный, одновозрастной.
Основной формой организации деятельности в объединении является групповое занятие. Однако в программе предусматривается использование работы по подгруппам и индивидуальные формы работы.
Виды занятий: дидактические игры, фонематические и дыхательные упражнения.
Цель программы: Формирование полноценной фонетической системы языка.
Задачи:
Предметные:
-формировать артикуляционные навыки звукопроизношения;
- развивать слуховое восприятие;
-развивать артикуляционную и мелкую моторику, просодические компоненты
- развивать речевое дыхание.
Метапредметные:
-развивать фонематический слух;
-развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
-развивать понимание речи, произносительные умения,
мелкую моторику; умение отвечать на поставленные вопросы;
-работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.
Личностные:
-воспитывать умение работать, самостоятельность при выполнении заданий;
-воспитывать такие нравственные качества, как терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим; коммуникабельность и
корректное отношение к собеседнику;
-воспитывать культуру речевого общения, внимание, организованность и
самостоятельность, аккуратность, любознательность.
Учебный план.
№ п/п | Основные темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | 1 | 0,2 | 0,8 | Игра «Мартышки» |
2 | Постановка звука | 2 | 0,4 | 1,6 | Выполнение артикуляционных упражнений |
3 | Автоматизация поставленного звука в слогах | 3 | 0,6 | 2,4 | Игра, упражнения |
4. | Автоматизация поставленного звука в словах | 3 | 0,6 | 2,4 | Упражнения, игра |
5. | Автоматизация поставленного звука в предложениях | 3 | 0,6 | 2,4 | Игра, беседа, упражнения |
6. | Автоматизация поставленного звука в текстах | 2 | 0,4 | 1,6 | Игра, беседа, упражнения |
7. | Дифференциация поставленного звука | 2 | 0,4 | 1,6 | Игра, беседа, упражнения |
Итого: | 16 | 3,2 | 12,8 |
Содержание программы.
Nп/п | Название темы | Теория | Практика | Форма контроля |
1 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Знакомство с артикуляционными и дыхательными упражнениями | Отработка изученных упражнений | Игра «Мартышки» |
2 | Постановка звука | Показ правильной артикуляции звука, апробация методов звукопостановки (подражание, от сохранных звуков, механический) | Выполнение артикуляционных упражнений, работа на печатных листах | Игра «Подража ние» |
3 | Автоматизация поставленного звука в слогах | Повторение изученных гимнастик. Показ правильного произношения слогов с поставленным звуком. | 1.Дыхательная гимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика. 3.Упражнение в произнесении слогов 4. Работа на печатных листах. | Игра, упражнения |
4 | Автоматизация поставленного звука в словах | Повторение изученных гимнастик. Введение слогов с поставленным звуком в слова. | 1.Дыхательная гимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика. 3.Упражнение в произнесении слогов. 4. Повторение слов. 5. Работа на печатных листах. | Игра, упражнения |
5 | Автоматизация поставленного звука в предложениях | Повторение изученных гимнастик. Введение слов с поставленным звуком в предложения. | 1.Дыхательная гимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика. 3.Упражнение в произнесении слогов. 4. Повторение слов. 5.Проговаривание предложений, составленных со словами, в которых есть поставленный звук, ответы на вопросы. 6. Работа на печатных листах. | Игра, упражнения, беседа |
6 | Автоматизация поставленного звука в текстах | Повторение изученных гимнастик. Введение слов с поставленным звуком в предложения и составление из них текстов по сюжетным картинкам. | 1.Дыхательная гимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика. 3.Упражнение в произнесении слогов. 4. Повторение слов. 5.Проговаривание предложений, составленных со словами, в которых есть поставленный звук и составление текстов. 6. Работа на печатных листах. | Игра, упражнения, беседа |
7 | Дифференциа ция поставленного звука | Знакомство со сравнительной артикуляцией, знакомство со звуко-схемами | Проговаривание слогов с дифференцируемыми звуками, слов с этими слогами. Работа на печатных листах. | Игра, упражнения, |
Прогнозируемые результаты.
Предметные: правильно артикулировать поставленный звук речи в различных фонетических позициях и формах речи;
четко дифференцировать изученный звук.
Метапредметные:
- развитый фонематический слух;
- мелкая моторика в норме;
- умение использовать в своей речи разные части речи;
- развитые произносительные умения;
- расширенный словарный запас;
-потребность в учебных занятиях.
Личностные:
- понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- контролировать и оценивать свои знания, речь свою и окружающих;
- коммуникабельность и уважительное отношение с окружающими.
Раздел № 2 "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации".
Календарный учебный график.
Год обучения. № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки контрольных процедур | Продолжительность каникул |
1 месяц Группа № 1 | 01.06.21 | 30.06.21 | 4 | 8 | 16 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Условия реализации программы.
- Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, парты и стулья, соответствующие росту учащихся, учебная магнитно-маркерная доска, мультимедиа проектор, экран.
- Перечень оборудования: суджоки, печатные листы, цветные карандаши, простой карандаш.
- Информационное обеспечение: мультимедиа проектор, экран, аудио колонка с флеш-накопителем.
- Кадровое обеспечение: по программе работает один педагог, имеющий среднее специальное или высшее образование, прошедший курсы повышения квалификации.
Формы аттестации: промежуточная.
С целью изучения результативности предусматривается проведение игр и диагностик.
Оценочные материалы
Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1 раз, в завершении программы. Формой проведения контроля по усвоению программы могут быть занятия, проведённые в игровой форме, творческие задания, опрос, обыгрывание речевых ситуаций.
Методические материалы.
В рамках программы используется проблемное обучение и здоровьесберегающие технологии.
Список литературы для педагога:
1. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи; Эксмо - Москва, 2013. - 120 c.
2.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 279с.
3.Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие – Ростов н /Д: Феникс,2017.- 287с. – (Библиотека логопеда)
Список литературы для учащихся и родителей:
1.Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 32 с. (Домашняя логопедическая тетрадь)
2. Крупенчук О. Тренируем пальчики – развиваем речь. – М.: Литера ,2009.- 32 с. – (Серия «Первые шаги»)
Приложение 1
Речевая карта
Анкетные данные
Ф. И. ребенка _____________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________
Речевая среда ___________
Двуязычье в семье __________
Краткий анамнез:
а) раннее физическое развитие _________________________________________________
б) раннее речевое развитие _____________________________________________________
Логопедическое обследование
1.Психологические особенности ребёнка:
Контактность_________________________________________________________________
Особенности поведения________________________________________________________
2.Слуховое восприятие (дифференциация неречевых звуков,определение направления звука, воспроизведение ритма)__________________________________________________
3.Зрительное восприятие (различение цвета, умение соотносить цвета, фосприятие формы)______________________________________________________________________
4.Ориентировка в пространстве__________________________________________________
5.Состояние общей и мелкой моторики _________________________________________
6.Состояние артикуляционного аппарата:
Зубы(редкие,кривые,мелкие,отсутствие зубов,двойной ряд зубов) ___________________
Прикус (прогнатия,прогения, открытый боковой,открытый передний) _______________
Язык (массивный, маленький, короткий,длинный) _________________________________
Уздечка (короткая,укороченная,нормальная __________________________________
Твёрдое нёбо(высокое узкое., готическое, плоское, расщелина, укороченное)_________________________________________________________________
7.Темп речи:быстрый, медленный, ускоренный, нормальный
8.Плавность речи: норма, с запинками
9.Голос: норма, тихий, громкий, гнусавый
10.Дыхание: норма, ключичное, затрудненное
11.Звукопроизношение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Фонематическое восприятие: норма, нарушено
13.Структура слова и предложения: ______________________________________________
лекарство библиотека
сковорода аквариум
телевизор клоун
Птичка свила гнездышко в кустах. ____________
Золотая рыбка плавает в аквариуме. ____________
14.Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен
а) обобщающие понятия:_______________________________________________________
б) слова-антонимы:____________________________________________________________
в) названия детенышей животных: _-______________________
15.Грамматический строй:
а) изменение существительного по падежам
- кого ловит кошка? - кому подаришь книжку? ______
- чем подстригают волосы? - с кем любишь играть?
- в чем носят продукты? - из чего ты пьешь?
б) образование форм сущ. Р.п ед. и мн. числа (чего нет?)
шарф дома
книга деревья
в) преобразование сущ. ед. числа во множ. и наоборот
стул воробей_______ цыплята
картина ______ глаз окна
г) согласование сущ. с прилагательным
мяч - какой? книга - ? ____яблоко - ?
д) согласование сущ. с числительным (сосчитай)
1 2 3
шар ______
ёлка
ведро
е) употребление предлогов ___________________________________________
16.Словообразование:
а) уменьшительно-ласкательные формы существительного
мяч кукла кольцо
б) образование качественных прилагательных
стол из дерева шуба из меха
в) образование притяжательных прилагательных (чей?)
хвост волка дупло белки ____следы медведя ______
17.Связная речь:
а) фраза (норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)
б) составление предложения по сюжетной картинке (предметное перечисление, простое предложение, распространенное)
в) составление рассказа по серии картинок ______________________________________
г) рассказ – описание _________________________________________________________________
18.Состояние неречевых процессов:
а) внимание ____________
б) память___________________________________________________________
Логопедическое заключение:
На начало убных занятий:_________________________________________________________
На конец учебных занятий:________________________________________________________
Учитель-логопед:_____________Т.В.Кадомцева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...