Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Материал предназначен для педагогов, работающих над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konkurs.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических категорий у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
( старшая группа)
Подготовила
учитель- логопед
О.В. Переяславцева
«В поисках Весны»
Цель:
Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным.
развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие задачи:
совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: «насекомые», коврограф В.В. Воскобовича «Ларчик»
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.
Ход занятия.
I. Организационный момент: (на стене кабинета макет игрушки «солнце»)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости сегодня ?
Дети: Солнышко.
Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)
Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения,
которое я прочту.
(Логопед читает загадку)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...
(дети договаривают хором: весна).
Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: о весне
Логопед: Принеси с собой...
Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.
Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники.
Логопед демонстрирует детям конверт и зачитывает письмо.
-Здравствуйте, ребята.
-Зима взяла меня в свой снежный плен и не пускает к вам. Но, обещала, если вы выполните все задания, она освободит меня.
- Вы поможете мне?
Логопед:- Ребята, поможем Весне ? Предлагаю отправиться в путешествие на волшебном паровозике.
II. Основная часть.
Дети идут по кругу, имитируя движение поезда.
Логопед:- Первая остановка: «Улица гласных.»
- Как вы думаете, почему она так называется?
- Верно, этой улице живут гласные звуки.
Ребята, предлагаю вам пропеть вместе с перелетными птицами песенку гласных. (Дети поют)
- хорошая песенка, весенняя, поможет нам быстрее вызволить из плена Весну.
Логопед: - Наше путешествие продолжается.
-Следующая остановка – «Весенняя»
Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа:- Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ... появились цветы ).
Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.
- Наше путешествие продолжается.
1. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
2. Логопед:
- следующая остановка «Лесная поляна»
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь.
( Дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя)
- Ребята, откройте свои глаза.
- Вот мы с вами оказались на лесной поляне, но она не обычная, а темная и серая, наверное, она заколдована.
- А поможет нам расколдовать нашу полянку волшебный сундучок.
- В нем предметы, которые нам нужны. Внимательно послушайте мой вопрос и скажите:
-Без чего не бывает весны?
( Дети отвечают: без солнышка, без птиц, без ручейков и т.д., помещая фигурки на коврографе).
Логопед:
- Вот наша полянка «ожила», заиграла разными красками.
- Наше путешествие продолжается.
3. Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед:
-Ребята, весна приходит не одна, у неё много друзей:
Солнце, ветер, птицы, тучи, ручей, дождь, цветы.
-Назовём их ласково:
Не ветер , а ветерок
Не солнце, а солнышко и т. д.
Логопед: И вот весной оживает природа, и появляются насекомые.
(Сосчитать сколько насекомых у нас на поляне)
- Набежала злая туча, начал капать дождь колючий.
( Физкультминутка « Капельки»)
- Все обитатели нашей полянки прячутся в свои укрытия.
- А насекомые тоже хотят путешествовать, возьмем их с собой в наш волшебный поезд?
( Дети помещают картинки с изображением насекомых в вагоны поезда).
Логопед: - Нам пора возвращаться в наш Буквоград.
- Ребята, посмотрите, что изменилось в нашем городе?
- Верно, распустились листики на деревьях, появились насекомые.
-Это значит, что к нам пришла настоящая Весна!
(Речь с движением)
-В гости к нам пришла Весна! (шагают, высоко поднимая ноги)
-Деток радует она! ( руки на пояс, приседания)
- Солнце светит, солнце греет, ярче травка зеленеет. ( Руки вверх, имитация лучей солнца)
Логопед: -Ребята, какое замечательное путешествие мы совершили
полянка у нас получилась. Здорово!
III. Итог занятия
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаёт вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная группа, второй период обучения).
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий(подготовительная группа, второй период обучения)....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Путешествие по сказке» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование у старших дошкольников представленияео свойствах предметов, развивать наблюдательность познавательный интерес...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Деревья»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙСтаршая группа компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: «Деревья»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
Тема "Мебель"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
Тема "Мой любимый город"...