Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Переяславцева Ольга Витальевна

Материал предназначен для педагогов, работающих  над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konkurs.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических категорий  у   дошкольников  с тяжелыми нарушениями речи.

( старшая группа)

Подготовила

учитель- логопед

О.В. Переяславцева

«В поисках Весны»

Цель:

Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным.

развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; 

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: «насекомые», коврограф В.В. Воскобовича «Ларчик»

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на стене кабинета   макет  игрушки «солнце»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости сегодня ?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения,

которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к  нам пришла...

(дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед:  Принеси с собой...

Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники.

Логопед демонстрирует детям конверт и зачитывает письмо.

-Здравствуйте, ребята.

-Зима взяла меня в свой снежный плен и не  пускает к вам. Но, обещала, если вы выполните все задания, она освободит меня.

- Вы поможете мне?

Логопед:- Ребята, поможем Весне ? Предлагаю отправиться в путешествие на волшебном паровозике.

II. Основная часть.

Дети идут по кругу, имитируя движение поезда.

Логопед:- Первая остановка: «Улица гласных.»

- Как вы думаете, почему она так называется?

- Верно, этой улице живут гласные звуки.

Ребята, предлагаю вам пропеть вместе с перелетными птицами песенку гласных. (Дети поют)

- хорошая песенка, весенняя, поможет нам быстрее вызволить из плена Весну.

Логопед: -  Наше путешествие продолжается.

-Следующая остановка – «Весенняя»

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа:- Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ... появились цветы ).

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

- Наше путешествие продолжается.

1. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

 Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

 По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

 2. Логопед:

- следующая остановка «Лесная поляна»

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

( Дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя)

- Ребята, откройте  свои глаза.

- Вот мы с вами оказались на лесной поляне, но она не обычная, а темная и серая, наверное, она заколдована.

- А поможет нам расколдовать нашу полянку  волшебный сундучок.

- В нем  предметы, которые нам нужны. Внимательно послушайте мой вопрос и скажите:

-Без чего не бывает весны?

( Дети отвечают: без солнышка, без птиц, без ручейков и т.д., помещая фигурки на коврографе).

Логопед:

- Вот наша полянка «ожила», заиграла разными красками.

- Наше путешествие продолжается.

3. Дидактическая игра «Назови ласково»

Логопед: 

-Ребята,  весна приходит не одна,  у неё много друзей:

Солнце, ветер, птицы, тучи, ручей, дождь, цветы.

-Назовём их ласково:

Не ветер , а ветерок

Не  солнце, а солнышко  и т. д.

Логопед: И вот весной оживает природа, и появляются  насекомые.

(Сосчитать сколько насекомых у нас на поляне)

- Набежала злая туча, начал капать дождь колючий.

( Физкультминутка « Капельки»)

- Все обитатели нашей полянки прячутся в свои укрытия.

- А насекомые тоже хотят путешествовать, возьмем их с собой в наш волшебный поезд?

( Дети помещают картинки с изображением насекомых в  вагоны поезда).

Логопед: - Нам пора возвращаться в наш Буквоград.

- Ребята, посмотрите, что изменилось в нашем городе?

- Верно, распустились листики на деревьях, появились насекомые.

-Это значит, что к нам пришла настоящая Весна!

(Речь с движением)

-В гости к нам пришла Весна! (шагают, высоко поднимая ноги)

еток радует она! ( руки на пояс, приседания)

- Солнце светит, солнце греет, ярче травка зеленеет. ( Руки вверх, имитация лучей солнца)

Логопед: -Ребята, какое замечательное путешествие мы совершили

 полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаёт вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная группа, второй период обучения).

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий(подготовительная группа, второй период обучения)....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Путешествие по сказке» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование у старших дошкольников представленияео свойствах предметов, развивать наблюдательность познавательный интерес...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Деревья»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙСтаршая группа компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: «Деревья»...