Пособие на развитие лексико-грамматического строя речи «Говорилочка» Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

OLGA PONOMAREWA

Игра № 1 «Составь предложение (рассказ)»

Цель: формировать грамматического строя речи старших дошкольников; овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_govorilochka.docx461.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игра № 1 «Составь предложение (рассказ)»

Цель: формировать грамматического строя речи старших дошкольников; овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Оборудование: Схематические карточки.

Возраст: 5-6, 6-7 лет

выбирает, рассматривает ее, составляет предложение по картинке. Как вариант усложнения из предложений ребенок составляет маленький рассказ.

Например: Дети идут в лес. В лесу дети увидели ежа.

Игра № 2 «Посмотри и назови»

Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Оборудование: схематические карточки.

Возраст: 5-6, 6-7 лет

Ход: Ребенок рассматривая картинку с изображением предметов обстановки, под них, около них, за ними и просит ребенка назвать где расположены предметы, про которые можно составить предложение с “маленьким словом НА (под, за).

Например:

Гусеница ЗА грибом, Гусеница НА грибе,

Гусеница НАД грибом и т.д.

Игра № 3 «Найди лишнее»

Цель: Формировать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать и находить лишний предмет.

Оборудование: карточки.

Возраст: 6-7 лет.

Ход: ребенок рассматривает карточку и определят лишний изображённый предмет заданный на определенный согласный звук.

Например:

Шапка, шишка, бочка, шалаш, камыш (лишняя картинка бочка, так как в слове бочка нет звука Ш).

Игра № 4 «Скажи наоборот»

Цель: научить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Оборудование: карточки.

Возраст: 5-6, 6-7 лет

Ход: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки, сравнить их. Далее взрослый проговаривает начало фразы, а ребенок заканчивает её, добавляя слово с противоположным значением. Затем можно попросит ребенка повторить всю фразу целиком самостоятельно.

Например: Мальчик больной, а девочка здоровая, мальчик радостный, а девочка грустная и т.д.

Игра № 5 «Один - много», «Сосчитай-ка»

Цель: обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; совершенствовать грамматический строй речи; упражнять в согласовании существительных с числительными.

Оборудование: карточки.

Возраст: 5-6, 6-7 лет.

Ход: ребенок берет карточку называет изображенный предмет в единственном числе, затем находит карточку с тем же предметом, только во множественном числе. Как вариант усложнения ребенок считает предметы согласовывая существительное с числительным.

Например: один шар- много шаров (два шара, три шара, четыре шара);

Один пирог- много пирогов (два пирога, три пирога, четыре пирога, пять пирогов, шесть пирогов).

Игра № 6 «Чьи следы»

Цель: Познакомить детей с видами следов животных и птиц, учить детей образовывать притяжательные прилагательные, развивать внимание, память.

Оборудование: карточки с изображением животного и следы животного.

Возраст: 5-6, 6-7 лет.

Ход: Попросить ребенка подобрать картинки следов к соответствующим животным; правильно назвать.

Например: У волка следы волчьи, у зайца следы заячьи, у лисы следы лисьи и т.д.

Игра № 7 «Варим компот (суп)»

Цель: Продолжать формировать лексико- грамматический строй речи, закреплять знания у детей об овощах, фруктах ягодах, правильного называния, умений классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты», «ягоды».

Оборудование: карточки схемы.

Возраст: 5-6, 6-7 лет.

Ход игры: Ребенок проговаривает предложения, составленное по схеме поэтапное приготовление блюда.

Например: для приготовления компота нам нужно взять яблоко и грушу. Яблоко и грушу моем. Нарезаем дольками (кубиками) яблоко и грушу в кастрюлю. В кастрюлю наливаем воду. Ставим кастрюлю с водой на плиту. Добавляем в кастрюлю с водой сахар. Яблочно-грошовый компот готов.

Упражнение «Составь слово»

Цель: развивать умение составлять из букв слова, соотносить слово с картинкой; формировать умение выделять звуки из слова, соотносить их с буквами и составлять из них слова; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление; закреплять зрительный образ букв, развивать навыки чтения.

Оборудование: карточки, набор букв.

Возраст: 6-7 лет.

Ход: в игре могут принимать участие дети (1-2 человек), как самостоятельно, так и с помощью взрослого.

Упражнение позволяет не только запомнить или повторить алфавит, а также научит ребенка самостоятельно составлять слова.

Например: ЗБУВ – ЗУБ, ШАЩР – ШАР и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный подход к развитию лексико-грамматического строя речи детей 5-7 лет с нарушением зрения.

Развитие речи детей с нарушением зрения - сложный процесс, который может осуществляться только комплексно. В данной статье описано,что такое, по нашему мнению, комплексный подход к развитию речи дошко...

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Речецветик».

Пособие представляет собой изображение цветка ромашки с шестью лепестками. Папка, в которой в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. На лепестки ромашки и на предметные картинки...

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Данные дидактические пособия разработаны и предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы сло...

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Данные дидактические пособия предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы словоизменения, с...