КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Деревья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Деревья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_derevya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

        АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 67 ГОРОДА КОСТРОМЫ

156008 Г. Кострома, ул. Шагова,207. Тел. (4942) 42-73-33

  1. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
  2. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Деревья»

Подготовила:

Цветкова М.А.

2019

Цель: уточнение, расширение словаря по теме «Деревья»

Задачи:

- обучать различению деревьев по характерным особенностям строения листьев;

- совершенствовать грамматический строй речи:

  • учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
  • учить образовывать относительные прилагательные;
  • учить согласовывать существительные мужского рода в единственном и множественном числе;

- развивать зрительное и слуховое внимание, ассоциативное мышление;

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Игра «Разноцветные листья», мяч, картинки с изображением деревьев и их листьев (дуб, клен, рябина, ель, осина, береза, каштан).

Словарь.

  1. Предметный: листья, дерево, осень, дуб, береза, осина, рябина, каштан, клен, листопад.
  2. Словарь признаков: оранжевый, красный, желтый, зеленый, разноцветный.
  3. Глагольный словарь: кружатся, шелестят, падают, шуршат.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Цель: организация детей.

1 часть – организационная.

Создание образовательной ситуации, мотивация детей (2 мин.)

В группе на полу рассыпаны разноцветные листья.

- Посмотрите, у нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Тот, кто найдет желтый березовый листок, может сесть за стол.

Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол.

Формулирование цели

(0.5 мин.)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о деревьях. 

Цель: приобретение новых знаний; закрепление знаний, умений и  навыков, приобретенных детьми ранее.

2 часть – основная

1. Чтение  стихотворения «На  что похожи листья?» (2 мин.)  

Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные листья.

На мою ладошку лист похож у клена,

(закрепляет на полотне оранжевый кленовый лист)

Осенью оранжевый, летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

(закрепляет желтый рябиновый лист)

Что склонилось тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты,

(закрепляет 2-3 листочка осины)

У каштана - словно опахала.

(закрепляет зеленый лист каштана)

Было листьев очень много летом,

(широко разводит руки)

Осенью их очень мало стало.

(сближает ладони - показывает «мало»)

Дети слушают и смотрят

  1. Игра «Разноцветные листья» (согласование прилагательных и существительных в роде и числе) (5 мин.)

- Вы послушали стихотворение и, наверное, запомнили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это.

- Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (показывает детям оранжевый кленовый лист)

- Какой он?

- Повтортите: оранжевый лист.

- Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы скажете, какие они.

Далее про все листья.

- Клен.

- Оранжевый.

- Кленовый.

- Оранжевый лист.

- Оранжевые листья.

  1. Физкультминутка «Листья». (2 мин.)

- Листочки, образуйте кружочек.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся на месте, расставив руки в стороны

приседают

движения руками влево - вправо

кружатся на месте на носочках.

  1.  Игра с мячом «Назови ласково» (3 мин.)

- Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково.

Дуб –

Береза –

Рябина –

Ель -  

- Вот и молодцы! Садитесь на стулья.

Дети продолжают стоять в кругу.

дубок  

березка  

рябинка

ёлочка

  1. Игра «Чей листочек?» (образование относительных прилагательных) (2 мин.)

Логопед помещает на наборное полотно картинки, изображающие  деревья.

 - Назовите деревья.

- Сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев?

Раскладывает на столе картинки с изображениями листьев.

- Выбирайте по одному листочку и закрепляйте каждый листок у его дерева.

-Если это лист дуба, то он какой?

- Если это лист рябины, то он какой?

- Клен, каштан, рябина, дуб, ель.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

- Это лист дуба.

- Дубовый лист

- Это лист рябины.

- Рябиновый лист.

Цель: Подведение итогов. Педагогическая оценка результатов деятельности детей, переход к самостоятельной игровой деятельности.

3 часть - заключительная

(1 мин.)

Думаю, вы хорошо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе.

- Что вам понравилось на занятии?

- Вы сегодня отлично занимались.  

Ответы детей.

                

8. Итог.                            

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

План-конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "В гостях у сказки"

План-конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "В гостях у сказки"...