Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»
Конспект
открытого фронтального занятия по
формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР на тему: «Мебель»
(ОО «Речевое развитие»)
Подготовила: учитель - логопед
Путилина Елена Евгеньевна
январь 2021 г.
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР на тему:
"Мебель"
Цель занятия: развитие лексико-грамматических категорий через знакомство с понятием "мебель".
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.
- совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление предлогов (на, под, из-под, за, из-за), форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия);
- учить образовывать относительные прилагательные.
Коррекционно-развивающие задачи:
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать диалогическую речь;
- развивать умение подбирать антонимы;
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде;
- развивать зрительное восприятие и внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- учить детей отвечать на вопросы с помощью картинок полным предложением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки с изображениями мебели: иллюстрации, игрушечные предметы мебели, бельчонок.
Организационный момент.
Дидактическая игра «4—й лишний».
Педагог называет предметы, а дети должны отгадать какой из них лишний?
- тапки, кроссовки, стул, туфли.
- шапка, кровать, шляпа, косынка.
- платье, пальто, шкаф, брюки.
- дуб, береза, сосна, кресло.
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель)
1. Рассказ о мебели и показ иллюстраций:
Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди? (На полу, на земле, на камнях)
Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете? (Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно).
Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет? (Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть).
И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле? (Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить).
Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
2. Дидактическое упражнение "Подбери признак по цвету" (согласование существительных с прилагательным в роде).
Табурет (какой?) - ...
Кресло (какое?)- ...
Шкаф (какой?)- ...
Кровать (какая?)- ...
3. Дидактическое упражнение «Из чего изготавливают мебель?» (на образование относительных прилагательных)
- Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель. Как называется этот магазин? (Мебельный). В мебельном магазине продается мебель, которую изготавливают из разных материалов.
- из дерева – какая? (деревянная)
- из пластмассы- какая? (пластмассовая)
- из стекла- какая? (стеклянная)
- из соломы- какая? (соломенная)
- из металла- какая? (металлическая)
Физкультминутка.
Дети выполняют движения, сопровождая голосом.
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире | Хлопают в ладоши. Прыгают на месте. |
В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку | Повороты вправо-влево. Поднимают руки вверх. |
Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле | Выполняют приседание. |
А когда мы крепко спали. На кровати мы лежали | Кладут руки под щеку. |
А потом мы с котом Посидели за столом | Рывки руками перед грудью. |
Знаете вы все друзья - Жить без мебели нельзя! | Хлопают в ладоши. |
4. Дидактическое упражнение "Назови какой?" (на образование прилагательных суффиксальным способом).
Закончи предложение:
-Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)
-Стол, за которым обедают, называется ...
-Стол для компьютера, называется ...
-Столик для журналов, называется ...
-Полка для книг, называется ...
-Шкаф для книг, называется ...
5. Дидактическое упражнение «Непослушный бельчонок» (работа с предлогами на, под, из-под, за, из-за)
Педагог расставляет предметами игрушечной мебели и проводит игру с бельчонком.
6. Дидактическая игра «Что без чего?» (на картинном материале)
Педагог добивается полных ответов от детей
… (шкаф) сказал: Я был красивый, а теперь я без ножка и без дверца.
… (стул) сказал: Я был удобный, а теперь я без спинка и без сидение.
… (стол) сказал: Я был блестящий, а теперь я без ящик и без столешница.
… (кресло: сказало: Я было мягкое и уютное, а теперь я без подлокотник.
7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Шкаф высокий, а тумбочка …
Сервант большой, а полка …
Диван мягкий, а скамейка …
Табурет легкий, а кресло …
Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что мы делали на занятии? Что особенно вам понравилось? Молодцы, все хорошо работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе старшего дошкольного возраста
Цель данного занятия закрепить порядковый счет в пределах 10; обобщать знания об геометрических фигурах; воспитывать самостоятельность и аккуратность.На занятии дети учатся иметь элементарное представ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
Звук "Н" и "Нь"...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
Тема "Звук М"...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
Тема "Звук А"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
Тема "Мой любимый город"...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...