ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Тюрина Ирина Анатольевна

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнил студент группы 3.080.1.16

Ирина Анатольевна Тюрина _________ «__» _____2019 г.

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное

(дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия

Форма обучения: заочная

Научный руководитель: доцент кафедры

логопедии и детской речи

Наталья Александровна Одинокова

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Учитель-логопед – это человек, который изучает причины и способы корректировки речи. Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию [37; 42].

Актуальной проблемой являются разработки эффективных подходов по предупреждению предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста. Это позволяет рассматривать тему как актуальную проблему.

Проблема исследования заключается в поиске, разработке и обосновании различных способов и условий предупреждения предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определение влияния логопедической работы по предупреждению предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – предпосылки дисграфии у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – логопедическая работа по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и психолингвистическую литературу по проблеме предупреждения предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.
  2. Изучить особенности проявления и причин возникновения предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.
  3. Выстроить систему логопедической работы по предупреждению предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

Библиографические – сбор литературы по проблеме исследования.

Теоретические – анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме дисграфии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании представлены и рассмотрены методики по выявлению и предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста.

Р. И. Лалаева дает следующее определение: «Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в постоянных, неоднократных ошибках, вызванных несформированным характером высших психических функций, участвующих в процессе написания» [20, с. 15].

И. Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное нарушение письма, где основным симптомом является наличие постоянных специфических ошибок, не связанных с нарушением слуха, зрения или снижение интеллекта [38, с. 136].

Л. К. Назарова [6, с. 450] имела мнение о том, что дисграфия – недоразвитие высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.

Таким образом, из представленных точек зрения, определение понятия «дисграфия» более развернуто и точно дают ученые Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова делая вывод о том, что у детей с дисграфией отмечаются стойкие, повторяющиеся ошибки, которые вызваны несформированностью высших психических функций.

В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи. Логопеды работают как с детьми, имеющими речевые недостатки или различные виды дисграфии. Прежде всего, специалист определяет причину речевых недостатков. Для этого нужно знать, как устроена речевая полость, каким образом воспроизводятся звуки, образуется голос. Но строить работу логопеду надо с учетом специальных программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста: математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Система работы по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии может быть эффективной только при совместной коррекционной работе всех специалистов детского дошкольного учреждения.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организаторам и координаторам всей коррекционно-развивающей работы.

Только комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить речевую работу в разных жизненных ситуациях:

  • Логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения на занятиях. Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты по заданию логопеда.
  • Инструктор физкультуры проводит занятия способствующие оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.
  • Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса.

Особое значение для коррекции речевого и психического развития детей имеет развитие эмоциональной сферы. Психолог проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе [6; 15]. Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму.

Формы работы логопеда с воспитателями по профилактике речевых недостатков у детей:

– консультации мастер-классы;

– семинары-практикумы;

– еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы.

Таким образом, подводя итог важно отметить то, что работа воспитателя и работа логопеда должна быть совместной. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради. Свою работу по предупреждению предпосылок дисграфии учитель-логопед строит как с воспитателем, так и с родителями.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп:

– информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Взаимодействие специалистов и родителей:

Просветительский блок:

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
  • Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;

Практический блок:

– Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;

– Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с родителями:

  • Анкетирование, родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда», памятки для родителей, индивидуальные консультации.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Таким образом, особенности работы учителя-логопеда работающего с дошкольниками по предупреждению предпосылок дисграфии, должна строиться на создание положительной мотивации на занятиях, познавательного интереса и развитие высших психических функций. Именно поэтому чётко представлять себе последовательность каждого этапа логопедической работы по всем направлениям по предупреждению предпосылок дисграфии, надо продумывать достаточное количество игр и упражнений, надёжно отрабатывающих формируемые навыки, но не вызывающих у детей утомления и снижения интереса.


 

Список использованных источников

  1. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки// Н. Г. Алтухова. – СПб.: Издательство Лань, 1999. – 112 с.
  2. Аристова, Т. В. Коррекция нарушений письменной речи/ Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2014. – 208 с.
  3. Особенности профилактической работы с дошкольниками по предупреждению различных видов дисграфии/ У. А Асеева, А. Ю. Березуева/ В. С. Васильевой. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2017. – 113 с.
  4. Ахтунина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика/ Т. В. Ахтунина/ Под ред. О. Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. – 720 с.
  5. Беккер, К. П. Логопедия/ Н. А. Власова. – М.: Медицина, 1981. – С. 37.
  6. Волкова, Л. С. Логопедия/ Л. С. Волкова. – СПб.: Детство–Пресс, 2006. – 703 с.
  7. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики/ Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  9. Глозман, Ж. М. Луриевская концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии/ М. Ж. Глозман, А. Ю. Потанина – М.: Академия, 2007. – 173 с.
  10.  Гопиченко, Е. М. О механизмах нарушения дифференциации звуков в процессе письма умственно отсталых детей/ Е. М. Гопиченко, Е. Ф Соботович. // Дефектология. – 1076. –№ 12. – С. 79-80.
  11.  Егоров, Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения студентов высших и средних специальных педагогических учреждений/ Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 656 с.
  12.  Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Т. О. Епифанцева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 486 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/6/0411/6_0411-1.shtml (Дата обращения 10.12.2018).
  13.  Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных/ Л. Н. Ефименкова. – М.: Книголюб, 2005. – 128 с.
  14.  Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей/ Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова – М.: Просвещение, 1972. – 208 с.
  15.  Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей/ А. Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2007. – 286 с.
  16.  Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей/ А. Н. Корнев. – СПб.: Гиппократ, 2005. – 224 с.
  17.  Коваленко, В. В. Игротека речевых игр. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет/ В. В. Коваленко. – М.: Изд-во «Гном», 2016. – 24 с.
  18.  Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе/ Т. П. Копрова// Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 103. [Электронный ресурс]. – URL https://moluch.ru/archive/62/9639/ (Дата обращения 12.01.2019).
  19.  Лалаева, Р. И. Логопедия/ Л. С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
  20.  Лалаева, Р. И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/ Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
  21.  Лалаева, Р. И. Устранение оптической дислексии и дисграфии/ Р. И. Лалаева. – М.: Владос, 1998. – 153 с.
  22.  Левина, Р. Е. Нарушение речи у детей дошкольного возраста/ Р.Е.Левина. – М.: Наука, 2004. – 125 с.
  23.  Леушина, А. М. Развитие связанной речи у дошкольников/ А. М. Леушина. – М.: Академия, 1999. – 358 с.
  24.  Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития/ Е. А. Логинова, Л. С. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
  25.  Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма/ А.Р. Лурия. – М.: Академия педагогических наук, 1950. – 234 с.
  26.  Мазанова, Е. В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по акустической дисграфии у младших школьников/ Е. В. Мазанова. – М.: ГНОМиД, 2006. – 32 с.
  27.  Мазанова, Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза/ Е. В. Мазанова. – М.: ГНОМиД, 2007. – 48 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.labirint.ru/books/234870/ (дата обращения 05.12.2018).
  28.  Мазанова, Е. В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по аграмматической дисграфии/ Е. В. Мазанова. – М.: ГНОМиД, 2007. – 48 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-44155346?q=%23%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0 (дата обращения 10.12.2018).
  29.  Мазанова, Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е. В. Мазанова. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-44155346?q=%23%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0 (дата обращения 12.12.2018)
  30.  Мачинская, Р. И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания/ Р. И. Мачинская// ЖВНД. – 2003. – №2. – С. 133-151.
  31.  Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
  32.  Мнухин, С. С. О врождённой алексии и аграфии/ Л. С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – 656 с.
  33.  Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь/ Н. В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
  34.  Орфинская, В. К. Типы моторной и оптической алалии/ В. К. Орфинская. – СПб.: Изд-во ЛГПУ,1969. – Т.7. – 346 с.
  35.  Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/ Л. Г. Парамонова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. –128 с.
  36.  Пузанов, Б. П. Дефектология/ Под ред. Б. П. Пузанова, С. С. Степанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.
  37.  Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма/ И. Н. Садовникова. – М.: Владос, 2005. – 140 с.
  38.  Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И. Н. Садовникова. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
  39.  Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников/ Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хомченко. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2004. – 59 c.
  40.  Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей/ А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  41.  Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О. С. Ушакова, Е. М. Струна. – М.: Владос, 2004. – 287 с.
  42.  Хватцев, М. Е. Логопедия/ М. Е. Хватцев. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
  43.  Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Л. С. Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.
  44.  Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ

В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....

Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

Презентация "Особенности использования планшетного компьютера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста"

Современный мир невозможно представить без компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, и других гаджетов. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь с...

Особенности работы учителя-логопеда с задержкой развития речи у детей дошкольного возраста

Речь является одним из важных аспектов развития ребенка. И задержка в формирвании речи может создать трудности для успешной адаптации в обществе и в обучении в будущем. Учитель-логопед играет ключевую...