Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leshchinskaya_a.s_doklad.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед:
Лещинская Алина Сергеевна
МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка», г. Саяногорск
Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. Оптическая дисграфия, связанна с недоразвитием оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения родного языка и в дальнейшем школьной программы в целом. Нарушение письма представляет собой стойкую системную проблему, поэтому работа над профилактикой оптической дисграфии должна вестись не только на уровне дефекта, но и быть направлена на развитие речевой системы ребенка в целом.
В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений, которые приводят к таким нарушениям как искажённое восприятие и воспроизведение букв (неправильное восприятие и воспроизведение пространственного расположения букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов и т.п.), замены и смешения графически сходных букв.
Учитывая это, коррекционная работа по предупреждению возникновения оптической дисграфии должна вестись по нескольким направлениям.
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса)
С целью развития предметного-зрительного гнозиса на занятиях по устранению оптической дисграфии используются такие приёмы работы, как:
- называние контурных изображений предметов;
- называние наложенных изображений предметов;
- называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;
- дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;
- определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);
С целью развития восприятия цвета можно использовать следующие задания:
- подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает?);
- закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;
Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:
- называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;
- построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур, счётных палочек;
С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:
- показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;
- расположить игрушки по высоте;
- обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)
- прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.
На этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.
2. Расширение объема зрительной памяти
Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:
- запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;
- игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.
- запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.
3. Формирование пространственных и временных представлений
Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- ориентация на листе бумаги.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:
- показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;
- закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” - управляющая, исполняющая; “левая” - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения)
- соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой (покажи правой рукой левое ухо (левое колено, плечо и т. д.);
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ориентировки окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения:
- учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?
- кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.
- развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;
Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией
Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п.
Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).
Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:
1) изолированное написание букв;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:
- нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;
- определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;
- превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах;
- дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;
- нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ТНР являются различные дидактические игры и упражнения.
Решение этих задач помогает сформировать базу для точного овладения образом букв, что в свою очередь делает детей более успешными в дальнейшем усвоении знаний и умений по всем предметам.
Работу по профилактике оптической дисграфии нужно начинать с младшей группы и проводить до подготовительной к школе группы. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения.
Таким образом, актуальность профилактики оптической дисграфий у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Коррекционная работа по профилактики оптической дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
Библиографический список
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» — 2015 г. Безруких М. М. «Трудности обучения в начальной школе». — 2009 г. Глозман Ж. И., Соболева. А.Е. «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». — 2016 г.
- Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей». — 2003 г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995 г.
- Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников / С. А. Максимишина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017 г.
- Логопедия: учебник для вузов / под ред.Л.С. Волковой.5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
Система взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...