Индивидуальное занятие: Автоматизация звука [Р] с Дракошей.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Автоматизация звука [Р] с Дракошей.
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Задачи:
Образовательные:
1. закреплять знание о звуке [Р];
2. автоматизировать звук [Р] в слогах и словах;
3. формировать навыки звукослогового анализа;
4. закрепить антонимы
5. закрепить предложный падеж имен существительных.
Коррекционные:
3. развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
4. развивать фонематический слух, слуховое внимание, память;
5. закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
6. формировать правильную воздушную струю;
7. уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
8. развивать мелкую моторику (сопровождать речь с движениями);
9. развивать графомоторные навыки.
Оборудование: игрушки Дракоша, грузовик, игрушки-помощники, зеркало, дыхательный тренажер, массажный шарик Су-джок, массажный мяч,картинки артикуляционной гимнастики, предметные картинки, пособие "Бабочки", пособие "Вагончик", фишки для звукового анализа, ковер Воскобовича, образ буквы «Р», интерактивный стол, интерактивные игры "Пазлы", "Напиши букву, "Раскрась дракона".
Ход занятия:
1. Организационный этап.
- Здравствуй, (имя ребенка)! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)
2. Сообщение темы.
- Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р]?
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши.
Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
Артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел».
4. Дыхательная гимнастика.
- А теперь сделаем дыхательную гимнастику, покажем нашему гостю, какую сильную воздушную струю необходимо иметь, чтобы произнести звук [Р].
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
-Правильно. Скажи характеристику звука [Р].
Характеристика звука
- Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
6. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведем машину»
- У нашего Дракоши сломалась машина.
- Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
- Сначала тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Очень громко; (р-р-р-р).
- Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
7. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Найди звук»
-Покажем Дракоше как мы умеем определять место звука в слове шофёр (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль). (Пособие "Бабочки").
8. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Игра «Повтори за мной»
-Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.(В руках перекатывает массажный шарик Су-джок).
Кра-кра-кра Пра-пра-пра
Кро-кро-кро Про-про-про
Кры-кры-кры Пры-пры-пры
Кру-кру-кру Пру-пру-пру
9. Автоматизация звука в словах.
Упражнение «Повтори»
- Теперь мы с тобой будем перекатывать мячик и ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
-Упражнение "Расскажи, о чем мечтает Дракоша?" (Дракоша мечтает о моторе, о руле, о экскаваторе....подобрать картинки
10. Физ.минутка Развитие общей моторики.
Динамическая пауза.
По дорожке ты шагай"
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
14.Упражнение «Исправь ошибку»
Логопед: исправьте ошибки, которые допускает Дракоша.
- Дорога едет по машине
- Стемнело, и фары включили водителя.
Д/игра «Скажи наоборот».
- Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да).
Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий - крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
10. 11. Упражнение "Раздели слова на слоги".
Дракоша привез с собой предметы, он предлагает тебе определить в каком вагоне поедет картинка, в зависимости от того сколько в слове слогов.
12. Звуковой анализ слов.
А теперь выбери любую картинку и составь звуковую схему этого слова.
Ребенок составляет звуковую схему слова с помощью фишек.
13. Связь звука с буквой.
- Давай вспомним, какой буквой обозначается звук [Р]? (Буква Р).
14. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение на интерактивном столе.
- Обведи пальчиком букву [Р]. Собери букву
15. Раскрась Дракошу.
16. Итог занятия.
(Имя ребенка), нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилось поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р] чётко и правильно. Молодец, (имя ребенка)! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Л].
Автоматизация звука [Л] в словах со стечением согласных. Развитие фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти. Согласование существительных с притяжательным...
План-конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука Р
Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"
Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р)....
Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".
Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме - путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в...
Индивидуальное занятие "Автоматизация звука [Р] с Дракошей"
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.Задачи:Образовательные: 1. Закреплять знание о звука [Р];2. Автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.Коррекционные:3. Развивать артикуляционную мотори...
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"
В занятии прослеживаются несколько способов постановки звука Р, используется много речевого материала для автоматизации звука Ш. Занятие составлено метидически правильно, с соблюдением всех требований...