Формирование и развитие мотивации к коррекционным занятиям у детей с ТНР (5-7 лет)
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Речь формируется в общении. Только у большинства детей общение это преимущественно с гаджетами. Это общая беда. А для детей с ТНР – огромная провокация неврозоподобных состояний и причина усугубления речевых нарушений. Сбивается речевое дыхание, задерживается созревание фонематических функций, происходит искажение лексики и т.п. Как в этих условиях заинтересовать ребёнка коррекционной работой?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие мотивации к коррекционным занятиям

 у детей сТНР (5-7) лет)

Мы живём в век больших скоростей и вынуждены перерабатывать огромное количество информации. Большие скорости влияют на темп жизни, на восприятие мира, на стиль взаимодействия между людьми. Быстрый темп жизни влияет и на темп речи. Только физиологические законы быстрее происходить не могут…

 Речь формируется в общении. Только у большинства детей общение это преимущественно с гаджетами. Это общая беда. А для детей с ТНР – огромная провокация неврозоподобных состояний и причина усугубления речевых нарушений. Сбивается речевое дыхание, задерживается созревание фонематических функций, происходит искажение лексики и т.п. Как в этих условиях заинтересовать ребёнка коррекционной работой?

К старшему дошкольному возрасту у детей должна формироваться внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Применительно к коррекционной работе, наверное, самым важным является внутренняя мотивация к занятиям. Сюда можно отнести следующее:

  • интерес;
  • ощущение собственной успешности;
  • желание узнать новое (жажда знаний).

В коррекционной работе можно выделить следующие разделы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие фонематических функций;
  • коррекция слоговой структуры и звуконаполнения;
  • коррекция грамматического строя речи;
  • обогащения словарного запаса;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики.

В каждом разделе работы необходимо находить приёмы для того, чтобы поддержать интерес у ребёнка к развитию речевой функции.

Что можно сделать, чтобы коррекционные занятия стали интереснее?

Одним из разделов работы является артикуляционная гимнастика. На первых порах детям нравится, глядя в зеркало, делать упражнения. Но если нет быстрого эффекта, ребёнок устаёт от многократных повторений, теряет интерес и ощущение собственной успешности.

В этой ситуации, главное – вовремя похвалить ребёнка даже за самые незначительные успехи, поддержать, поздравить с «маленькой победой», и, вместе с тем, сделать для него артикуляционное упражнение интереснее.

Ознакомившись с теорией сказкотерапии, учитывая близость речевого и моторного центров, соблюдая особенности образного мышления у дошкольников, наблюдая за детьми в процессе работы, я пришла к выводу, что ребёнку интереснее повторять упражнения, если:

  1. к каждому упражнению нарисована картинка;
  2. упражнения объединены в связки;
  3. упражнения артикуляционной моторики сочетаются с движениями общей моторики и мелкой моторики пальцев рук;
  4. упражнения объединены в сказку, сопровождающуюся движениями;

Как только у ребёнка получается упражнение, в тетради для занятий, прямо у него на глазах, логопед (или ребёнок) выполняет рисунок, который дома можно раскрасить. Чем больше упражнений получается, тем больше рисунков.

Чтобы позаниматься, ребёнку необязательно звать маму, он может сам взять «гимнастику для язычка в картинках» и порепетировать даже когда взрослых нет рядом..

Ребёнку интересно объединять упражнения, ведь это значит - пофантазировать. Мы фантазируем, глядя на картинки, например: «Лягушка сидит на мостике» (упражнения «Лягушка» и «Мостик»), «Слоник ест конфету» («Слоник», «Конфета») и т.п. Развивается связная речь, уточняется лексика, развиваются межполушарные связи. Ребёнок с удовольствием фантазирует. К каждому артикуляционному упражнению мы, совместными усилиями, стараемся подобрать движение руками или пальчиками. Так реализуется двигательная потребность ребёнка и развивается мелкая моторика, способствующая развитию речи. В процессе работы предложения объединяются, появляется артикуляционная сказка, сопровождаемая жестами

Для того, чтобы актуализировать грамматический и лексический материал, я стала использовать, как часть подгрупповых занятий, сказки, придуманные совместно с детьми. В них объединяются артикуляторная и пальчиковая сказка, по ходу действий включается лексико-грамматический материал. Дети называют различные слова, опираясь на схемы или картинки (игрушки, овощи, фрукты, посуда, одежда, мебель, продукты питания, дикие и домашние животные, птицы, насекомые, транспорт и т.п ). Ребёнок называет слово, говорит к какой классификационной группе оно относится, а логопед зарисовывает схематично то, что назвал ребёнок. Каждое слово обговаривается. Затем начинается совместное фантазирование, сопровождаемое движениями артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, а также движениями крупной или мелкой моторики .. Если ребёнок не может сформулироваться, логопед оформляет предложение, а малыш его повторяет. Преимущество такой работы состоит в том, что весь лексический и грамматический материал, уточняемый на занятии, становится актуальным. Он взят не из «незнакомой» для ребёнка учебной книги, не с чужой  картинки, а сейчас назван самим ребёнком.

В процессе работы я обратила внимание на то, что период, так называемой, «гиперкоррекции» сокращается, если использовать распевание слогов, слов и чистоговорок. Использование музыкального материала позволяет быстрее и легче автоматизировать поставленные звуки. Как добиться многократного повторения одного слога или слова, чтобы закрепить и автоматизировать звук? Можно использовать ритмы разной сложности, а можно спеть разным голосом (как лисичка, как мишка, как птичка и т.п)., быстро и медленно, высоко и низко, плавно и отрывисто. Подойдет для сопровождения фортепиано, синтезатор и даже детские музыкальные игрушки, типа ксилофона и т.п

Особое внимание в коррекции речевых нарушений уделяется развитию фонематического слуха. Конечно, на первых порах интересно поиграть просто с карточками (красного, синего и зелёного цветов). Но как довести навык различать звуки, определять количество звуков до автоматизма? В этом помогают диктанты – рисунки.

Ребёнку предлагается заготовка: готовый рисунок с нераскрашенными деталями или сетка из клеточек. ( Совместно с коллегой из ГБДОУ №24 Дашкевич С.В. мы разработали авторскую игру «Логопиксель» - усовершенствованный вариант предлагаемого вида работы). Закрашивать надо каждую клеточку слева - направо, соблюдая рядность . Слышишь гласный звук – поставь красный значок (крестик, точку, галочку, палочку). слышишь твёрдый согласный – поставь синий значок, а мягкий – зелёный. Логопед называет звуки. Ребёнок ставит нужное количество значков определённого цвета. Можно анализировать слоги и даже целые слова. В результате, идет работа над всеми структурами речи. Первый раз – всегда трудно, но интересно. Что же получится? А получается, в результате, рисунок, который можно показать маме, за который можно похвалить себя, наглядно убедиться в том, что задание выполнено правильно, а значит - почувствовать собственную успешность.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребёнка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте.

И поэтому очень важен личный контакт логопеда с учеником. Ребёнок должен видеть в логопеде не просто "тётю", которая занимается речью, а друга, который может и поиграть, понять, объяснить, посочувствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный материал для родителей "Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей"

      Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слух...

Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух». Тема: «Лето»

Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух...

Открытое занятие: «Зимняя сказка» ( В Комплексных коррекционно-развивающих группах формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей с ЗПР и ОНРIII "Дошкольная академия").

Задачами  открытого занятия "Зимняя сказка" являются: активизация и обогащение словарного запаса, актуализация и закрепление знаний о природных явлениях, развитие связной речи, развитие...

"Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения"

Нарушения звукопроизношения у дошкольников связаны с их социальной дезадаптацией....

Формирование и развитие мотивации чтения у детей старшего дошкольного возраста

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь...

Статья Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР

Л.Е. КудряшоваУчитель - логопедМБДОУ – ЦРР «детский сад №9 – «Родничок» г. Няндома Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей...

«Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения».

Уважаемые родители! предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: "Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения"....