Консультативный материал для родителей "Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей"
консультация (старшая группа) на тему

        Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Почему дети не любят читать? У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.7 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей

        Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.

Почему дети не любят читать… то, что читали мы!?

У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок.

Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать.

Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.

Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Мы мало полезны своим детям. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.

Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Принудительная мотивация

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения.

     Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. А для того, чтобы быть таким человеком,  должна быть мотивация, мотивация чтения у общества, у ребенка, воспитателя, родителя.

Определение мотивации

Мотив –  (от латинского) – приводить в движение, толкать.

Это  внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Что  такое мотивация?

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Что объясняет мотивация?

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Факторы, способствующие развитию мотивации чтения

Многих родителей волнует вопрос, как привить ребенку любовь к чтению?

Однозначных ответов нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Если мама все время смотрит сериал, шоу, а папа спорт или политику, то не всегда у таких родителей ребенок может оказаться книголюбом. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания.

Во вторых – для того чтобы чтение вошло в жизнь ребенка оно должно стать семейным. Родители просто должны находить время для самостоятельного  и совместного чтения.

Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Это и есть залог успеха для установления дружбы ребенка с огромным миром литературы.

Чтобы развить мотивацию к чтению есть еще один совет: предоставьте свободу выбора книги на магазинной полке – своему ребенку. Этим вы даете ощутить ценность мнения и значимость выбора маленькой личности. Как часто можно слышать сегодня из родительских рассказов – ничего не читала, но пришла в магазин, выбрала какую – то муть, но сама…пришлось купить. Читает…быстро прочитала все»

Если мы в дошкольном возрасте не выработаем мотивацию к чтению – дети на предложение родителей почитать будут смотреть удивленно и недоуменно.

Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое   распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.

Красочно оформленная библиотечная зона (как в детском саду, так и дома): наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки – энциклопедии) и прочие. Главное, чтобы книжное окружение вызывало интерес детей. А интерес к книге у ребенка появляется рано, вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации, а затем возникает интерес к тексту, к судьбе героя повествования.

Развивая своих детей, давайте им книги, содержание которых совпадает с увлечениями и хобби детей. Покажите детям, как хорошая книга может увеличить их знания в конкретной области и расширить кругозор в общем

Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.

Мотивируйте ребенка самостоятельно находить новые книги для чтения. Демонстрировать вашему ребенку книги – хороший способ составить сборник произведений, но ребенок, который самостоятельно выбирает книги, выигрывает этим, повышая чувство независимости.

Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.

Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.

И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.

Ситуация успеха.

Когда ребенок начинает бегать с книжкой в руках, чтобы показать вам иллюстрацию из книги, или прочитать вам что-то интересное, рассказать о прочитанном или увиденном вспомните, что одна из самых больших радостей – делиться с близкими людьми тем, что ты сам любишь. Отсюда идет и психологический постулат «Люди любят – когда их любят», или, перефразируя – когда совпадают интересы. Поэтому надо набраться терпения, и забыв о времени, выслушать то, что вам, вероятно уже давно известно, но для вашего ребенка является открытием, которое невозможно держать в себе.

Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на ситуацию успеха?

1.     Важно у ребенка вызвать интерес к книге, стимулируя тем самым  его любознательность.

2.     Строить процесс познания по принципу сотрудничества, поддержки, проявлять внимание к ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям по отношению к книгам, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3.     Учить детей интересоваться книгой, планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4.     Построить любовь к книге с таким расчетом, чтобы в процессе чтения возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми.

5.     Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6.     Поддержка детской активности,  любопытства.

Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку в выборе книг, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность   ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению.

Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех "окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

По словам Сухомлинского «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий взрослый находит путь к сердцу ребенка»

 



Предварительный просмотр:

Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей

        Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.

Почему дети не любят читать… то, что читали мы!?

У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок.

Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать.

Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.

Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Мы мало полезны своим детям. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.

Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Принудительная мотивация

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения.

     Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. А для того, чтобы быть таким человеком,  должна быть мотивация, мотивация чтения у общества, у ребенка, воспитателя, родителя.

Определение мотивации

Мотив –  (от латинского) – приводить в движение, толкать.

Это  внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Что  такое мотивация?

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Что объясняет мотивация?

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Факторы, способствующие развитию мотивации чтения

Многих родителей волнует вопрос, как привить ребенку любовь к чтению?

Однозначных ответов нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Если мама все время смотрит сериал, шоу, а папа спорт или политику, то не всегда у таких родителей ребенок может оказаться книголюбом. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания.

Во вторых – для того чтобы чтение вошло в жизнь ребенка оно должно стать семейным. Родители просто должны находить время для самостоятельного  и совместного чтения.

Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Это и есть залог успеха для установления дружбы ребенка с огромным миром литературы.

Чтобы развить мотивацию к чтению есть еще один совет: предоставьте свободу выбора книги на магазинной полке – своему ребенку. Этим вы даете ощутить ценность мнения и значимость выбора маленькой личности. Как часто можно слышать сегодня из родительских рассказов – ничего не читала, но пришла в магазин, выбрала какую – то муть, но сама…пришлось купить. Читает…быстро прочитала все»

Если мы в дошкольном возрасте не выработаем мотивацию к чтению – дети на предложение родителей почитать будут смотреть удивленно и недоуменно.

Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое   распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.

Красочно оформленная библиотечная зона (как в детском саду, так и дома): наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки – энциклопедии) и прочие. Главное, чтобы книжное окружение вызывало интерес детей. А интерес к книге у ребенка появляется рано, вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации, а затем возникает интерес к тексту, к судьбе героя повествования.

Развивая своих детей, давайте им книги, содержание которых совпадает с увлечениями и хобби детей. Покажите детям, как хорошая книга может увеличить их знания в конкретной области и расширить кругозор в общем

Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.

Мотивируйте ребенка самостоятельно находить новые книги для чтения. Демонстрировать вашему ребенку книги – хороший способ составить сборник произведений, но ребенок, который самостоятельно выбирает книги, выигрывает этим, повышая чувство независимости.

Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.

Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.

И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.

Ситуация успеха.

Когда ребенок начинает бегать с книжкой в руках, чтобы показать вам иллюстрацию из книги, или прочитать вам что-то интересное, рассказать о прочитанном или увиденном вспомните, что одна из самых больших радостей – делиться с близкими людьми тем, что ты сам любишь. Отсюда идет и психологический постулат «Люди любят – когда их любят», или, перефразируя – когда совпадают интересы. Поэтому надо набраться терпения, и забыв о времени, выслушать то, что вам, вероятно уже давно известно, но для вашего ребенка является открытием, которое невозможно держать в себе.

Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на ситуацию успеха?

1.     Важно у ребенка вызвать интерес к книге, стимулируя тем самым  его любознательность.

2.     Строить процесс познания по принципу сотрудничества, поддержки, проявлять внимание к ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям по отношению к книгам, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3.     Учить детей интересоваться книгой, планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4.     Построить любовь к книге с таким расчетом, чтобы в процессе чтения возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми.

5.     Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6.     Поддержка детской активности,  любопытства.

Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку в выборе книг, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность   ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению.

Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех "окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

По словам Сухомлинского «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий взрослый находит путь к сердцу ребенка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

Данный мастер-класс будет полезен воспитателям средних-старших групп детского сада. Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации р...

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»....

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»

Данный мастер-класс будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Мастер - класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы с родите...

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»

Мой мастер класс направлен на привлечение родителей к сотрудничеству, а также является нестандартной формой организации работы с родителями....

Вебинар: Развиваем правильную речь дошкольника (из цикла «Просвещение» – родителям!»).

Лектор: Гризик Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»....

Формирование и развитие мотивации чтения у детей старшего дошкольного возраста

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь...