Статья Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР
статья

Людмила Евгеньевна Кудряшова

Л.Е. Кудряшова

Учитель - логопед

МБДОУ – ЦРР «детский сад №9 – «Родничок» г. Няндома

 

Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР

 

Коррекционные занятия учителя – логопеда приобретают все большее значение в дошкольном образовании. Это связано с возросшими числом детей, имеющих нарушения речи, с возросшими требования к детям при поступлении в школу. По данным современных исследователей (Т.Н. Волконская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович и др.) дети с нарушениями речи составляют наиболее многочисленную группу среди дошкольников с ОВЗ. Структура дефекта при этом неоднородна, носит мозаичный характер и все чаще сочетает себе коморбидные нарушения. К таким нарушениям можно отнести заболевания ЛОР-органов и как следствие снижение слуха стойкое или временное, нарушение общей моторики: снижение тонуса мышц, нарушения координации движений и равновесия и т.п. Особое место среди нарушений занимает задержка психического развития.

Множественные трудности развития оказывают сильное влияние на жизнь ребенка и его семьи. Так, например, в ранний дошкольный период родители стараются избегать обсуждения темы индивидуальных особенностей ребенка. Не готовые принять иной, не нормотипичный путь развития своего сына или дочери, взрослые игнорируют рекомендации медицинских работников или сотрудников детского сада пройти дополнительные обследования, начать коррекционно-развивающие занятия. Помимо этого, семья может ограждать ребенка с ОВЗ от внешних контактов, минимизировать посещение дошкольных учреждений, досуговых и культурных мероприятий, детских праздников или оказывать на них ребенку повышенное внимание и поддержку. Учитывая мнение Р.Г. Лурия, который давал высокую оценку социальной среды в развитии и коррекции психических функций человека, можно говорить о ключевом влиянии семейного воспитания на личностное становление ребенка с особыми возможностями здоровья.

Своевременность и результативность логопедических занятий зависит от многих факторов, одним из значимых является мотивационная готовность ребенка к работе над своим дефектом. При этом мотивация к логопедическим занятиям у старших дошкольников с ОНР сопряжена с другими мотивационными переменными (мотивацией достижения, мотивацией к обучению, мотивацией к взаимодействию с окружающими, мотивацией к лидерству). Она связана со здоровьем, активностью, настроением детей с ТНР, их личностными особенностями. (3, с. 6).

 У детей более младшего возраста, детей с задержками психического развития или частоболеющих такой положительной мотивации не формируется. В силу возраста, особенностей психического развития и/ или влияния родительского отношения выделяются иные доминирующие мотивы, ведущий среди них – это получение новых впечатлений от взаимодействия с взрослым. Такие впечатления они ищут в просмотре занимательных видео или в совместной с родителем или педагогом игре с игрушками. Но даже в игре, например, соматически ослабленные дети остаются пассивными, не проявляя познавательного интереса. [6, с.7]

В организованных взрослым коррекционно-развивающих упражнениях дети с коморбитными нарушениями стремятся в первую очередь не добиться успеха, а избежать неудачи. На практике это может проявляться в вопросительной интонации ответа, тихом неуверенном голосе, отказе от самостоятельного выполнения упражнений. Такие особенности мотивации замедляют процесс, потому как значительную часть времени на начальном этапе коррекционной работы логопед тратит именно на формирования не просто к установлению дружественного контакта с ребенком, положительного отношения к занятию, но и на формирование адекватного отношения семьи и самого ребенка к речевому дефекту.

Если рассматривать мотивацию как «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели», то педагог вынужден опираться в большей степени на внешние движущие силы.  [5, с 133.] В рамках логопедического занятия к таким движущим силам можно отнести следующие.

Игровая, с использованием игрушки. В упражнение действия с игрушкой для ребенка выходят на первый план, он стремится помочь любимому сказочному или мультипликационному или просто милому герою игры. Во исполнение желания игрушки ребенок готов на выполнения некоторых действий. Например, помоги Крепышу выбраться из завала. Каждый булыжник просто огромный, здесь нужна специальная сила – пароль или кодовое слово, которое должен произнести ребенок. 

Кроме этого, игрушка может не иметь собственной роли в игре и быть просто средством. Например, ребенок может соревноваться с взрослым и выстраивать башенки слов с помощью кубиков с наклеенными предметами на одной из сторон. Кубики можно заменить более красивым и модным материалом: сквиши, подушки -балансиры, радужные камушки и т.п. Опасность, которая поджидает специалиста в этом упражнении - попытки ребенка перейти к игре.

2) Игра во взрослого мастера типа «научи меня». Подобные игры отлично работают для закрепления материала дома, чаще всего родитель их использует для отработки артикуляционных и дыхательных упражнений. Эта игра основана не на стремлении избежать неудачи, а напротив позволяет ребенку безопасно почувствовать себя знающим и успешным. Специалист на логопедических занятиях также может использовать этот прием с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Дети могут познакомить логопеда с любимым конструктором, игрушками или настольными играми. Среди них огромный потенциал у «Добль», «Мемори» и т.п. Так, например, «Свинтус» поможет запомнить названия цифр и развить скорость реакции, а «Кошки -мышки. Простые правила» отработают пространственную ориентацию и использование некоторых предлогов в речи.

3) Стремление «порадовать маму» или любого другого близкого взрослого, нередко в том числе и воспитателя группы. В исследования З.Н. Ажермачевой и Н.А. Медовой подтверждают мнение о том, что для дошкольника стремление порадовать родителя, в особенности маму, очень высоко. С целью демонстрации родителю результатов ребенка логопед может использовать таблицу «Победы над звуками» или звуковые дорожки, где каждое успешно произнесенное ребенком слово или даже звук отмечается звездочкой, штампом или наклейкой.

Подводя итог, следует отметить, что дети с ТНР часто являются недостаточно мотивированными клиентами, их семьи не всегда готовы сразу принять их особенности развития и вместе с логопедом начать работу над формированием положительной мотивации к процессу именно исправления звукопроизношения. Учитывая, что современная дошкольная коррекционная педагогика и психология рекомендует ранее начало коррекционной работы, то логопеду приходится строить занятия во многом подчиняясь интересам ребенка. Однако следует отметить, что, достигая результатов, осознавая свои победы в общении с сверстниками или педагогами, получая похвалу от значимых близких ребенок вдохновляется и проявляет истинный интерес к логопедической работе.

 

Список информационных источников

  1. Ажермачева З. Н., Мёдова Н. А. Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 157-161.
  2. Ахутина Т.В., Камардина И.О. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л.С.Выготского и А.Р.Лурии: анализ эффективности // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 1. С. 58–69.
  3. Валявко С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва – 2006 Электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/01003283482
  4. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 2. С. 47–56.
  5. Виханский, О.С. Менеджмент. Учебник [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высшая школа, 1999. С- 528.
  6. Вылегжанина, Г.Г. Взаимосвязь родительского отношения и преобладающих мотивов к деятельности часто болеющего ребенка дошкольного возраста: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13, 19.00.04 / Сиб. гос. технол. ун-т. - Красноярск, 2006. – С. 23. Электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/01003283811
  7. Суворкина, А. П. Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях / А. П. Суворкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 530-532. Электронный ресурс: https://moluch.ru/archive/259/59702/
     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryashova_l_e_statya.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Е. Кудряшова

Учитель - логопед

МБДОУ – ЦРР «детский сад №9 – «Родничок» г. Няндома

Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР

Коррекционные занятия учителя – логопеда приобретают все большее значение в дошкольном образовании. Это связано с возросшими числом детей, имеющих нарушения речи, с возросшими требования к детям при поступлении в школу. По данным современных исследователей (Т.Н. Волконская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович и др.) дети с нарушениями речи составляют наиболее многочисленную группу среди дошкольников с ОВЗ. Структура дефекта при этом неоднородна, носит мозаичный характер и все чаще сочетает себе коморбидные нарушения. К таким нарушениям можно отнести заболевания ЛОР-органов и как следствие снижение слуха стойкое или временное, нарушение общей моторики: снижение тонуса мышц, нарушения координации движений и равновесия и т.п. Особое место среди нарушений занимает задержка психического развития.

Множественные трудности развития оказывают сильное влияние на жизнь ребенка и его семьи. Так, например, в ранний дошкольный период родители стараются избегать обсуждения темы индивидуальных особенностей ребенка. Не готовые принять иной, не нормотипичный путь развития своего сына или дочери, взрослые игнорируют рекомендации медицинских работников или сотрудников детского сада пройти дополнительные обследования, начать коррекционно-развивающие занятия. Помимо этого, семья может ограждать ребенка с ОВЗ от внешних контактов, минимизировать посещение дошкольных учреждений, досуговых и культурных мероприятий, детских праздников или оказывать на них ребенку повышенное внимание и поддержку. Учитывая мнение Р.Г. Лурия, который давал высокую оценку социальной среды в развитии и коррекции психических функций человека, можно говорить о ключевом влиянии семейного воспитания на личностное становление ребенка с особыми возможностями здоровья.

Своевременность и результативность логопедических занятий зависит от многих факторов, одним из значимых является мотивационная готовность ребенка к работе над своим дефектом. При этом мотивация к логопедическим занятиям у старших дошкольников с ОНР сопряжена с другими мотивационными переменными (мотивацией достижения, мотивацией к обучению, мотивацией к взаимодействию с окружающими, мотивацией к лидерству). Она связана со здоровьем, активностью, настроением детей с ТНР, их личностными особенностями. (3, с. 6).

 У детей более младшего возраста, детей с задержками психического развития или частоболеющих такой положительной мотивации не формируется. В силу возраста, особенностей психического развития и/ или влияния родительского отношения выделяются иные доминирующие мотивы, ведущий среди них – это получение новых впечатлений от взаимодействия с взрослым. Такие впечатления они ищут в просмотре занимательных видео или в совместной с родителем или педагогом игре с игрушками. Но даже в игре, например, соматически ослабленные дети остаются пассивными, не проявляя познавательного интереса. [6, с.7]

В организованных взрослым коррекционно-развивающих упражнениях дети с коморбитными нарушениями стремятся в первую очередь не добиться успеха, а избежать неудачи. На практике это может проявляться в вопросительной интонации ответа, тихом неуверенном голосе, отказе от самостоятельного выполнения упражнений. Такие особенности мотивации замедляют процесс, потому как значительную часть времени на начальном этапе коррекционной работы логопед тратит именно на формирования не просто к установлению дружественного контакта с ребенком, положительного отношения к занятию, но и на формирование адекватного отношения семьи и самого ребенка к речевому дефекту.

Если рассматривать мотивацию как «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели», то педагог вынужден опираться в большей степени на внешние движущие силы.  [5, с 133.] В рамках логопедического занятия к таким движущим силам можно отнести следующие.

Игровая, с использованием игрушки. В упражнение действия с игрушкой для ребенка выходят на первый план, он стремится помочь любимому сказочному или мультипликационному или просто милому герою игры. Во исполнение желания игрушки ребенок готов на выполнения некоторых действий. Например, помоги Крепышу выбраться из завала. Каждый булыжник просто огромный, здесь нужна специальная сила – пароль или кодовое слово, которое должен произнести ребенок.  

Кроме этого, игрушка может не иметь собственной роли в игре и быть просто средством. Например, ребенок может соревноваться с взрослым и выстраивать башенки слов с помощью кубиков с наклеенными предметами на одной из сторон. Кубики можно заменить более красивым и модным материалом: сквиши, подушки -балансиры, радужные камушки и т.п. Опасность, которая поджидает специалиста в этом упражнении - попытки ребенка перейти к игре.

2) Игра во взрослого мастера типа «научи меня». Подобные игры отлично работают для закрепления материала дома, чаще всего родитель их использует для отработки артикуляционных и дыхательных упражнений. Эта игра основана не на стремлении избежать неудачи, а напротив позволяет ребенку безопасно почувствовать себя знающим и успешным. Специалист на логопедических занятиях также может использовать этот прием с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Дети могут познакомить логопеда с любимым конструктором, игрушками или настольными играми. Среди них огромный потенциал у «Добль», «Мемори» и т.п. Так, например, «Свинтус» поможет запомнить названия цифр и развить скорость реакции, а «Кошки -мышки. Простые правила» отработают пространственную ориентацию и использование некоторых предлогов в речи.

3) Стремление «порадовать маму» или любого другого близкого взрослого, нередко в том числе и воспитателя группы. В исследования З.Н. Ажермачевой и Н.А. Медовой подтверждают мнение о том, что для дошкольника стремление порадовать родителя, в особенности маму, очень высоко. С целью демонстрации родителю результатов ребенка логопед может использовать таблицу «Победы над звуками» или звуковые дорожки, где каждое успешно произнесенное ребенком слово или даже звук отмечается звездочкой, штампом или наклейкой.

Подводя итог, следует отметить, что дети с ТНР часто являются недостаточно мотивированными клиентами, их семьи не всегда готовы сразу принять их особенности развития и вместе с логопедом начать работу над формированием положительной мотивации к процессу именно исправления звукопроизношения. Учитывая, что современная дошкольная коррекционная педагогика и психология рекомендует ранее начало коррекционной работы, то логопеду приходится строить занятия во многом подчиняясь интересам ребенка. Однако следует отметить, что, достигая результатов, осознавая свои победы в общении с сверстниками или педагогами, получая похвалу от значимых близких ребенок вдохновляется и проявляет истинный интерес к логопедической работе.

Список информационных источников

  1. Ажермачева З. Н., Мёдова Н. А. Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 157-161.
  2. Ахутина Т.В., Камардина И.О. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л.С.Выготского и А.Р.Лурии: анализ эффективности // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 1. С. 58–69.
  3. Валявко С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва – 2006 Электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/01003283482
  4. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 2. С. 47–56.
  5. Виханский, О.С. Менеджмент. Учебник [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высшая школа, 1999. С- 528.
  6. Вылегжанина, Г.Г. Взаимосвязь родительского отношения и преобладающих мотивов к деятельности часто болеющего ребенка дошкольного возраста: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13, 19.00.04 / Сиб. гос. технол. ун-т. - Красноярск, 2006. – С. 23. Электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/01003283811 
  7. Суворкина, А. П. Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях / А. П. Суворкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 530-532. Электронный ресурс: https://moluch.ru/archive/259/59702/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов и родителей. Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию у ребенка дошкольного возраста.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а ...

Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям, коррекционной деятельности у детей с ОНР.

Материал будет полезен педагогам логопедических групп. Затронута важная проблема мотивации дошкольников с ОНР к логопедическим занятиям, проанализированы возможности формирования положительной мотивац...

Презентация на тему "Занятие на формирование положительной мотивации к обучению в школе детей подготовительной группы детского сада"

Данная презентация будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям подготовительных групп детского сада при работе с детьми 6-7 лет при подготовке к школе. Занятие проводится по ито...

Статья «Особенности формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем нашего времени, которая в разные периоды  исследовалась педагогами и психологами. Ежегод...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5-7 лет

Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5-7 лет...

Доклад «Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5-7 лет»

Доклад содержит опыт логопедической работы по развитию связной речи дошкольников...