"Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения"
статья по логопедии на тему

Нарушения звукопроизношения у дошкольников связаны с их социальной дезадаптацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения».

                                                                                                                                     

      Мотивационная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть психологической готовности ребенка к обучению. Проведенное исследование уровня мотивации выявили его недостаточную сформированность. Исходя из результатов эксперимента и теоретического исследования, можно сделать вывод, что воздействие на мотивационную сферу, в том числе на мотивационную сферу ребенка, может осуществляться в двух направлениях: 1) непосредственно через личностно-значимую деятельность; 2) через личностно-значимые субъекты.   Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми для них субъектами являются их родители, поэтому участие родителей в процессе формирования мотивированного отношения к учению является особенно ценным. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку и к его дефекту. Участие родителей в педагогическом процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно: 1) осознанно; 2) хорошо спланировано и 30 долгосрочно. Важно, чтобы началось как можно на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными. Нельзя разделять воспитание и обучение. Нужно обучать и воспитывать детей в контексте семьи и всего общества (здоровье, питание, социально-психологическое, специальное обучение). Родители и педагоги только тогда получают хорошие результаты, когда будут сотрудничать очень тесно. Как в песне поется: «А нынче нам нужна одна Победа, одна - на всех, мы за ценой не постоим».

Мы в свою очередь рассчитываем на активность родителей. В результате исследования ученых, в практике работы логопедов установлена зависимость возникновения нарушений произношения от эмоционально-личностных особенностей матерей этих детей (обследованных). Эти матери часто страдают комплексом неполноценности, сами нуждаются в психологической помощи. Лечение матерей приносило положительный эффект, коррекция детей быстрее продвигалась. Данный эффект говорит о том, что состояние повышенной тревожности матери, ее заниженная самооценка влияют на жизненную позицию ребенка, на его самооценку, на его психическое состояние. Чем выше самооценка матери, чем ровнее ее эмоциональный фон, тем более успешно идет коррекционная работа. Рассуждая об этиологии речевых нарушений, в частности произношения, нужно пристальное внимание уделять обстановке уделять обстановке, в которой живут и общаются дети, и взаимоотношениях детей. Часто бывает, что плохое произношение, плохое усвоение фонем на слух, которое наблюдается очень часто, является только вершиной айсберга, основание которого кроется глубоко в психике ребенка.

Поэтому мы стараемся искать причину, находить ее, а потом легче устранять следствие. Устранение причины значительно облегчает воздействие на ее последствия. Нарушения звукопроизношения часто является вариантом социальной дезадаптации. Причины дезадаптации часто кроются в семейном микроклимате. Иногда дети себя чувствуют одинокими дома, что чрезвычайно опасно для них. Такой ребенок будет чувствовать себя непонятым, ощущать чувство непонятости, невнимания и не сможет проявляться в лучшем.

Очень хотелось бы остановиться на оценке способностей ребенка, многое зависит от нашего отношения. Речевые трудности ребенка, конечно, огорчают родителей. Многие родители считали, что они сами собой спонтанно исправятся. Но этого не произошло. Нахождение ребенка в спец. группе требует от родителей правильного к этому факту отношения. Практика показывает, что у многих родителей высокий уровень тревожности по поводу дефекта. Это и хорошо и плохо, что родители озабочены этим. Плохо потому, что излишняя тревожность негативно действует на детей, она переносится на их состояние психики и эмоций, может привести к неуверенности в успехах.

Положительной стороной является то, что заинтересованность родителей в свою очередь передается детям. Родителям надо помнить, что гиперрефлексия на дефект не поможет, а только навредит. Если ребенок будет чувствовать себя спокойно, поверит в свою силы, будет испытывать радость от своих собственных, пусть небольших, успехов. Надо помнить, что слишком частые замечания по поводу неправильного произношения могут привести к речевому негативизму. Ведь от ребенка не все зависит. Состояние артикуляционных органов, их строение, аномальное состояние нёба, зубов, уздечки, языка от него не зависит. То, что можно развить, логопед развивает вместе с ребенком. Работу с логопедом, занятия с ним не надо ставить как главное, все занятия очень важны, так как программа составлена с учетом всех возрастных особенностей и требований к развитию личности ребенка. Гармоничное развитие ребенка включает в себя не только речь, но и состояние мыслительной деятельности, игровой, трудовой, музыкальной, физкультурной и т. д. Все важно и все развивает.

Мне хотелось бы сказать еще об оценке ребенка. Постарайтесь найти положительное в его любой деятельности. Начните всегда с похвалы, а о недостатках потом только говорите, обязательно нужно создать мотивацию успеха: «Всё получится, если будешь стараться!»

 

 

10 простых советов родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку ассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда....

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков

Задачи :Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;Формиро...

Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи"

Презентация содержит виды и цели мотивации к логопедическим занятиям детей с нарушениями речи...

Формирование и развитие мотивации к коррекционным занятиям у детей с ТНР (5-7 лет)

Речь формируется в общении. Только у большинства детей общение это преимущественно с гаджетами. Это общая беда. А для детей с ТНР – огромная провокация неврозоподобных состояний и причина усугуб...

Выступление на ММО учителей-логопедов "Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи"

Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс....

«Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения».

Уважаемые родители! предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: "Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения"....

«Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи»

презентация на тему: «Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи»...